«Сейчас продаем франшизу в другие страны». Как мы сходили на уникальные свидания в абсолютной темноте

24 июня 2024 в 8:00
Автор: Саша Маниту. Фото: Анна Иванова, архив героев, Dans Le Noir, Dialogue in the Dark

«Сейчас продаем франшизу в другие страны». Как мы сходили на уникальные свидания в абсолютной темноте

Автор: Саша Маниту. Фото: Анна Иванова, архив героев, Dans Le Noir, Dialogue in the Dark

Обычный район, обычная панелька — сначала кажется, что это не самое эпичное место для свиданий. Может, пора уже закрывать глаза? На входе в нужную нам дверь табличка: «Центр креативных решений „Невидимый мир“». Внизу надпись дублируется более мелким шрифтом Брайля. «Концептуальненько», — промелькнула в голове мысль. С ней я в компании фотографа Ани и моей сегодняшней спутницы Настасьи и переступил порог. Так началось, наверное, самое странное и удивительное свидание в моей жизни.

Нас встретила администратор Марина. Все телефоны и светящиеся предметы пришлось сдать. Само действие будет проходить в темноте, аналогов которой не существует в природе. Первое время, как говорят, возможны даже фантомные вспышки и пятна в глазах: мозг не может смириться с полным блэкаутом и додумывает себе «развлечения».

— Был только один гость, который сказал, что уже видел такую темноту — в шахте, на глубине в сотни метров. Остальные удивляются.

С точки зрения физики, темнота — это отсутствие света. А значит, сейчас мы увидим совершенно полное ничто. Это интригует и немного пугает одновременно. Интересно, как часто романтика на таких встречах портилась разбитыми в темноте носами или панической атакой. Марина успокаивает.

— За три года работы травмы у нас еще никто не получал. Панички бывают, но редко: обычно достаточно вывести человека на свет, дать отдышаться, и затем он снова идет в квест. На середине программы от нас никто не сбегал — все проходили до конца. Многие даже специально приходили с запросом побороть страх темноты.

Руки перед собой выставлять согнутыми в запястьях, резких движений не делать, оркестровые ямы в помещении завалены, так что бояться нечего. Ага, ну понятно. Марина рассказывает о правилах живо, периодически вставляя черный юморок — ну а каким ему еще быть, учитывая контекст происходящего? Выдохнули, взялись за руки, отодвинули шторку и вошли в темноту.

— Видео мы не пишем, приборы ночного зрения не используем — расслабьтесь и получайте удовольствие, — прозвучало вдогонку последнее напутствие.

Романтика на вкус, цвет и запах, голос из темноты и Билл Мюррей

— Идите на мой голос, — заговорила темнота.

Мы с Настасьей выставили руки, как зомби в The Walking Dead, и пошли на зов, пока не уперлись в чьи-то приятно прохладные ладошки. Это была наша сегодняшняя ведущая Вероника.

— 95% информации из мира человек получает с помощью зрения. Остальные 5% приходятся на слух, тактильность, вкус и обоняние. Сегодня только они у вас и останутся. Все это поможет вам узнать друг друга ближе и почувствовать мир вокруг вас по-новому.

Мозг отчаянно пытается найти хоть какой-то источник света. Иногда даже казалось, что из-за спины кто-то светит фонариком. Оборачиваешься — пусто. Единственное правильное решение — забить, смириться и расслабиться. Неловкость со временем отпускает. Ты не видишь никого, тебя не видят тоже — в этом можно найти свои плюсы.

Будь ты Тимоти Шаламе или хоть эльф Добби из Гарри Поттера — тут, в темноте все одинаковые.

Следующие полтора часа скучными назвать сложно. Фоткать происходящее в невидимом зале со вспышкой, как вы понимаете, невозможно в принципе. Но мы решили, что справимся и без нее. Вот на этом кадре, к примеру, я уперся лбом в стену. А вот тут мне случайно засунули палец в рот. А на третьем фото к нам вышел Билл Мюррей, угостил картошкой фри, сказал «Вам все равно никто не поверит» и удалился из комнаты. Как же хорошо, что мы успели его сфотографировать.

Вероника вовсю тестировала наш слух, тактильность, обоняние, и все испытания привязывались к какому-то романтическому подтексту, помогая нам с Настасьей лучше узнать друг друга. Единственный способ понять, где чья голова, а где руки, — это трогать. Единственный способ узнать знакомый, но подзабытый запах — это спорить и рассказывать о личных ассоциациях, делиться историями. Уникальный сближающий опыт. Часто можно заранее предсказать, как пройдет обычное свидание: кафе, смолток, «хи-хи-ха-ха», поели-попили, прогулялись. Здесь же ты не можешь даже предположить, что придется услышать, понюхать или попробовать в ближайшее мгновение, — нормальный такой out of the box.

О самой же нашей ведущей за время свидания удалось узнать немногое — только то, что она рыжая и у нее есть образование психолога. А еще — что она очень крутая. И в темноте ориентируется как ниндзя. Даже сложно поверить, что никакого прибора ночного видения на ней не было.

По выходе из комнаты нас посадили за столик в «итальянском дворике», расположенном в соседней комнате. Начался разбор полетов. Единогласно решили, что было очень круто.

— Это вы еще побывали на самом простом нашем мероприятии. У нас в темноте и концерты проводятся, и психологические тренинги, и мафия, и квесты — чего только нет.

Как же все-таки ведущим удается так умело контролировать происходящее в темноте? Стоп, а музыканты как играют, не видя инструментов? На эти вопросы я получил один ответ, который, с одной стороны, перевернул все с ног на голову, а с другой — позволил пазлу сложиться.

— А вы правда еще ничего не поняли?

Все наши работники — незрячие или слабовидящие, включая меня. Вот и весь секрет, — говорит Марина, после чего на несколько секунд наступает тишина.

Как незрячие люди организовали успешную «темную» бизнес-империю

Сама идея добавлять темноту к чему угодно, чтобы сделать мероприятие интереснее, не нова. В Европе существуют рестораны и музеи в темноте. Правда, там официанты и гиды иногда совершенно здоровы и носят приборы ночного видения, а концепция продиктована исключительно фаном.

— Однажды я побывала в таком заведении и подумала, что было бы прекрасно запустить что-то подобное в Беларуси. Но сделать это с большим социальным подтекстом, помочь реализоваться людям, похожим на меня. Я сама с 7 лет с крошечным остатком зрения, а с 30 — совершенно незрячий человек. Но для меня это никогда не было комплексом, — рассказывает соосновательница «Невидимого мира» Ольга Полошовец.

Ольга не приукрашивает: несмотря на полное отсутствие зрения, она живет, кажется, даже более полноценной жизнью, чем многие люди с «базовыми настройками». У нее трое детей, два образования и успешные бизнесы за спиной. Ольга 25 лет в предпринимательстве. До «Невидимого мира» она владела сетью салонов эстетической косметологии и спа, где, кстати говоря, работали в том числе незрячие массажисты.

— У меня была попытка работать в найме, когда я с красным дипломом юриста пришла на предприятие и рассчитывала, что меня возьмут на хорошую должность. Но мне почему-то предложили стать слесарем-сборщиком. Было больно и обидно: я понимала, что могу гораздо больше. После этого дверцу найма я закрыла навсегда и с тех пор работала только на себя.

Идея «Невидимого мира» сформировалась у Ольги в 2019 году, в самый разгар ковида. Тогда же она продала свой салон красоты: стало понятно, что новый проект отнимет слишком много времени и сил.

В настоящее время в «Невидимом мире» работают 22 квалифицированных незрячих и слабовидящих сотрудника. Все ведущие, работающие непосредственно в темноте, имеют психологическое или педагогическое образование. Мероприятий море: семейные, детские, корпоративные, игровые. В штате есть даже своя кавер-группа — Jean-Christophe Band, собранная специально для проекта и также полностью состоящая из незрячих музыкантов.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Невидимый мир | Минск| квесты| концерты| свидания| мафия (@invisible_world.by)

— Шесть человек, включая звукорежиссера. Мы сами искали ребят среди незрячих и слабовидящих музыкантов. Звучат они очень круто — на концертах полные залы. Причем выступают ребята теперь не только в темноте, но и на свету, популяризируя идею о том, что незрячие люди могут быть компетентны и реализованы в том числе как музыканты.

Вообще, команда «Невидимого мира» намеренно не делает акцент на том, что у тренеров в квестах в темноте есть проблемы со зрением. Информация об этом на сайте присутствует, но в рекламе этот момент намеренно опускается. Как говорит Ольга, концепция мероприятий в темноте интересна и самодостаточна и так. Никто не хочет, чтобы к ним приходили из жалости. Гораздо «вкуснее», когда довольные мероприятиям люди узнают о том, что его проводили незрячие, уже постфактум. Или не узнают вовсе.

— Иногда мы вовсе не раскрываем карты. Клиент получил качественную услугу и ушел довольный — что еще надо? Многие возвращаются и пробуют новые программы. Это ли не показатель, что наши ребята — суперпрофи?

«Это успешный бизнес и счастливые люди. Нам не нужны дотации и чья-то жалость»

Разговорились о девчонках, которые сегодня организовывали нам свидание в темноте. Оказалось, что администратор Марина — художница и декоратор, которая пишет замечательные картины. Красивый светильник в «итальянском дворике», где мы отдыхали после темноты, тоже ее рук дело. В 25 лет из-за занятий спортом у девушки произошел разрыв сетчатки, и гомельские врачи чудом смогли сохранить ей хотя бы маленький процент зрения. Однако тот факт, что Марина слабовидящая, не мешает ей полноценно жить и создавать красоту. Мое зрение, например, на месте, но я бы даже обычный светильник не собрал.

— Про таланты наших ребят я могу говорить часами. Мне очень приятно осознавать, что у нас они раскрываются. Ваша сегодняшняя ведущая Вероника тоже яркий пример. Она дипломированный психолог, окончила магистратуру, пишет книги и вообще безмерно талантливая девушка, и потенциал там бешеный! Но она пришла к нам зажатым ребенком, который был уверен, что у нее почти нет вариантов для реализации. А в темноте она стала королевой. Через полгода мы ее не узнали: у человека выросли крылья, она состоялась как профессионал, стала автором многих программ, сама ведет психологические тренинги — в общем, реализуется именно по специальности.

Вспоминаю ниндзя-ловкость и остроумие Вероники во время нашего свидания в темноте и не могу не согласиться.

Стало интересно, насколько сложно отбирать специалистов для такой работы.

— С кадрами в любой сфере есть вопрос, а в нашем случае найти нужных людей еще сложнее. Так или иначе, у людей с инвалидностью часто есть какая-то инертность, разочарованность в жизни. Многие живут на пособие и не верят, что способны зарабатывать сами. У нас же собраны те, кто готов жить на полную катушку и для кого отсутствие зрения не является преградой. Мы собрали самые сливки. Здесь у нас все друг друга понимают, у нас очень дружная команда. Ребята обожают выезжать куда-то вместе, дружат, помогают друг другу реализовываться и даже не могут назвать проект своей работой — для многих это и есть жизнь.

Четыре года назад «Невидимый мир» начинался с небольшого помещения с плесенью, которому предстоял капитальный ремонт, и семи незрячих единомышленников, которые верили в проект, но толком до конца не понимали, во что вписались. Сейчас у Ольги и команды уже две локации в городе, огромное количество программ и мероприятий, расписанные на неделю вперед графики и амбиции по расширению. Ребята продают франшизу и открывают такие же центры в других странах. Прямо сейчас, к примеру, ведутся переговоры с несколькими регионами России.

— В мире, конечно, есть похожие проекты — например, немецкий «Диалог в темноте», где также работают незрячие. Его филиалы также есть в Москве и Питере. Но немецкий проект является дотационным и финансируется за счет государственных бюджетов. Мы же самоокупаемы, мы приносим деньги — это рабочий бизнес. У нас есть только льгота на аренду помещения от государства, поскольку более 50% работников имеют инвалидность, и на этом все. Мы равные среди равных, абсолютно устойчивая экономическая модель. Да и творчески мы ушли от немцев куда дальше.

Неожиданно приятно было узнать, что центр популярен среди иностранных туристов и многие программы проводятся на английском языке.

— Да, иностранцев заходит много. Мы сотрудничаем с Национальным агентством по туризму и включены в топ туристических мест Минска как инклюзивный туристический объект. Еще у нас есть опыт сотрудничества с языковыми школами для детей. Оказывается, что в темноте в игровой форме детям гораздо проще заговорить, ведь можно не стесняться.

В нашем разговоре Ольга тизерит новые программы по тактильному ощущению архитектурных объектов Беларуси и мировых произведений искусства. Звучит, может, сложно, но детали впечатляют. Жалко, что я не могу ими поделиться.

Вообще, чем больше узнаешь про «Невидимый мир», тем больше хочется обнять это место. Самое прекрасное, что дело тут не в инклюзивности: то, что делают ребята, интересно само по себе. Я пробежался по списку мероприятий и решил, что должен опробовать на себе еще как минимум экспириенс мафии и концертов в темноте. Это круто само по себе на уровне идеи. И какая разница, зрячие или незрячие ребята это все придумали и ведут. Наверное, это именно то, о чем говорила Ольга: когда хочется не жалеть, а завидовать и кусать локти, что это придумал не ты. Если и ломать стереотипы, то только так.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by