Один из самых обсуждаемых фильмов прямо сейчас — тот, который еще не вышел и неизвестно, когда выйдет. Называется он «Мегалополис», и снял его великий Фрэнсис Форд Коппола, который ради «проекта мечты» прервал 13-летнюю пенсию на любимых виноградниках. На словах это что-то вроде фантастической антиутопии за $120 млн, на деле — сумасшедшая, блестящая, пошлая, помпезная, перегруженная всем, чем только можно, басня о том, куда мы все с вами катимся. Пока что никто не знает, как относиться к картине: 85-летним Копполой одновременно и восхищаются, и просят его выпить наконец таблетки. Рассказываем все, что сейчас нужно знать о фильме, который, вероятно, лет через 30 начнут называть великой классикой.
На Каннском кинофестивале, который стартовал 14 мая и продлится до конца этой недели, показали новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы — эпическую фантасмагорию «Мегалополис». Картину, жанр которой с трудом поддается определению, — это то ли экранизация римского трактата, то ли метамодернистский сай-фай, то ли просто костюмированная вечеринка, подчиненная потоку сознания 85-летнего классика, — называют самым противоречивым зрелищем смотра, а то и всего 2024 года.
«Мегалополис» сорвал овации еще до начала — встречая актеров и режиссера, зрители стоя аплодировали четыре минуты. Затем еще семь в финале. Кажется каким-то серьезным маркером, но на самом деле по каннским меркам это так, «жиденько». А на выходе из зала все разделились ровно на два лагеря: тех, кому фильм показался шедевром свободного полета фантазии, и тех, кто называет его утомительным и бессвязным стариковским бредом.
Отдельно обсуждают сцену, во время которой на сцену зала Дебюсси поднялся кто-то из сотрудников фестиваля и начал «общаться» с героем прямо через экран. Главный вопрос: каким образом этот странный трюк собираются проделывать на каждом сеансе, когда фильм выйдет в мировой прокат, и собираются ли вообще?
WE HAVE A PHOTO OF THE LIVE SECTION OF MEGALOPOLIS pic.twitter.com/VSTrRqXh5Z
— joão (@undtheinfluence) May 17, 2024
Каннский хайп и радикально полярные отзывы (тех, кому это кино просто «норм», кажется, не существует) лишь подкрепили культовый статус «Мегалополиса», который он получил еще задолго до премьеры. Дело в том, что последние 40 лет опус магнум Копполы считался одним из самых знаменитых голливудских долгостроев — и мало кто верил, что он когда-нибудь вообще дойдет до экранов.
Идея фильма пришла в голову Копполе в конце 1970-х, когда во время съемок «Апокалипсиса сегодня» он слишком часто думал о Римской империи. В 1983 году режиссер начал писать сценарий, который он описал как «римский эпос, действие которого происходит в современной Америке». За пару месяцев Коппола накопил 400 страниц набросков и описаний отдельных сцен, но дальше дело не пошло.
Возможно, причина в том, что режиссер с самого начала не собирался мелочиться и задумал фильм как четырехдневный перформанс: зрители все это время должны были жить в отеле при амфитеатре, где каждый вечер крутили бы новую главу «Мегалополиса». Денег на такое амбициозное мероприятие никто давать не собирался. Коппола к тому моменту и так был по уши в долгах после провала мюзикла «От всего сердца» и байопика «Такер».
Какие-то подвижки пошли в 1990-х. По заказу Копполы начали строить декорации на студии в Риме. Оператор и режиссер-документалист Рон Фрике отснял около 30 часов натурных футажей в окрестностях Нью-Йорка. Периодически устраивались читки финального на тот момент сценария с актерами, среди которых были Роберт Де Ниро, Пол Ньюман, Аль Пачино, Джеймс Каан, Иди Фалько и Ума Турман. В одной из таких в 2001-м, по слухам, поучаствовал Леонардо Ди Каприо. В том же году Коппола свернул проект до лучших времен — из-за терактов 11 сентября.
Снова к «Мегалополису» он вернулся через 21 год, за это время успев снять только три малобюджетных фильма — у всех все было плохо как со сборами, так и с рецензиями. Чтобы профинансировать съемки, Копполе пришлось продать часть семейных виноделен в Калифорнии. Накопив $120 млн, осенью 2022-го классик наконец приступил к полноценным съемкам — которые едва не обернулись катастрофой.
Плана съемок у Копполы толком не было: по утрам он просто обсуждал сценарий с сыном Романом и в последний момент вносил правки, никому ничего не говоря. Иногда, по рассказам членов съемочной группы, режиссер мог на 12 часов закрыться в трейлере и курить марихуану — пока команда просто ничего не делала в ожидании. Плюс к этому Коппола часто был подавлен из-за болезни любимой жены Элинор. Женщина скончалась за месяц до каннской премьеры — ей посвящен фильм.
Еще классик слабо шел на контакт с подразделением, отвечающим за CGI, по полдня пытаясь олдскульными методами из 1970-х сделать эффекты, которые можно нарисовать за 10 минут. Когда кто-то не выдержал и предложил наконец договориться, как будет выглядеть «Мегалополис», режиссер лишь риторически спросил: «Как ты сможешь понять, каким должен быть фильм, если даже я этого не понимаю?». В итоге спустя 2,5 месяца съемок из проекта уволились почти все художники и спецы по визуальным эффектам — но Коппола все-таки смог быстро найти им замену.
Кто-то принес с площадки пару историй о том, как Коппола сажал на колени и лапал полуобнаженных статисток во время съемок сцен вечеринок в духе Студии 54, а еще постоянно без спроса целовал актеров в щеки. Так режиссер якобы «задавал клубное настроение». Агенты Копполы все это отрицают, впрочем, как и все остальные рассказы о проблемном производстве «Мегалополиса».
За основу сюжета режиссер взял трактат «О заговоре Катилины» древнеримского историка Гая Салюстия Криспа. В нем рассказывается про попытку государственного переворота, на который в 62 году до н. э. госслужащий по имени Луций Сергий Катилина подбил нескольких сенаторов. Бунт провалился, так и не начавшись, все его организаторы или были убиты сразу, или казнены потом. Неудачный переворот сыграл на руку только Марку Туллию Цицерону — идеологическому противнику Катилины, который еще больше укрепил свои политические позиции.
В «Мегалополисе» фамилию Катилины носит главный герой, которого сыграл Адам Драйвер. Только зовут его Цезарь и он успешный архитектор, инженер, изобретатель, визионер — в общем, Илон Маск и Стив Джобс в одном лице, к тому же умеющий останавливать время. Действие разворачивается в футуристическом Нью-Йорке (здесь он называется Новый Рим), напоминающем сбывшуюся ар-деко-фантазию из «Атлант расправил плечи». Город недавно пострадал от катаклизма, что не мешает бурлению светской жизни на фоне разрухи и трущоб.
Цезарь собирается превратить Новый Рим в мечту урбанистов, сверхтехнологичный мегаполис со зданиями из некоего волшебного материала мегалона. Мэру Фрэнку Цицерону, который, вероятно, причастен к смерти жены архитектора, идея не сильно нравится. В их конфликт окажутся втянутыми местные чиновники, богачи и их наследники, ушлая журналистка и влюбленная в Цезаря дочь мэра.
Параллели в этом всем уловить несложно: очевидно, Коппола снял фильм в первую очередь о себе любимом — гениальном художнике, которому всю карьеру совали палки в колеса все, кому не лень, чьи работы и возводили в культ, и освистывали, кого Голливуд в какой-то момент просто выбросил на обочину, повернувшись в сторону яркого и массового кино. 2,5-часовой автопортрет написан самыми размашистыми мазками: все, что в фильме можно было сделать наиболее пафосным, нелепым и вычурным образом, режиссер, собственно, и сделал.
Сейчас у фильма Копполы красуется 59 баллов из 100 на Metacritic. Еще один влиятельный агрегатор Rotten Tomatoes дает фильму 51% «тухлятины». С такой оценкой «Мегалополис» стоит выше, чем большинство экспериментальных поздних работ режиссера, но и близко не дотягивает до «Апокалипсиса сегодня», «Разговора» и «Крестного отца» (даже третьей части). После мировой премьеры ситуация вряд ли сильно изменится: критики и в хвалебных, и в ругательных текстах отмечают, что это в любом случае антизрительский, насквозь авторский фильм-перформанс. Наверное, лучший из коротких отзывов звучит так: «А это точно снял не Канье Уэст?»
«Все, кого увлекают творческие безумства, проявят академический интерес к их излишествам здесь. И фильм, безусловно, достаточно сумасшедший, чтобы вокруг него вырос культ. Но в то же время эта зловещая, претенциозная диковина просто испытывает терпение остальных», — пишет обозреватель BBC. Журналист The Film Verdict дает куда более суровый вердикт: «Куча переваренного китча и недоваренных идей».
Многие критики отмечают, что в «Мегалополисе» вроде как стараются вообще все, но ничего не клеится ни на одном уровне. Автор Time Out, например, сетует, что при таком хорошем актерском составе, солидном бюджете и авторской свободе фильм не доставляет никакого удовольствия и кажется интеллектуально мертвым.
The Guardian назвал картину страстным проектом без страсти, а мысли Копполы о судьбе человечества — подростковыми. Критик Total Film запутался в жанровой принадлежности «Мегалополиса», в котором и показывают научно-фантастические концепции, и шутят про пенисы, назвав в итоге фильм «комедией ошибок».
Самую высокую оценку ленте дало издание IGN, автор которого посчитал «Мегалополис» захватывающим предостережением о крахе империй. Хвалит фильм и журнал Rolling Stone, называя долгострой Копполы «бескомпромиссным, исключительно интеллектуальным, романтическим, сатирическим, но удивительно искренним». Критик New York Magazine просто сказал, что это самая безумная вещь, которую он видел в своей жизни (и ему понравилась каждая секунда фильма).
Пока непонятно. В начале года Коппола обещал, что вопрос проката решится в течение пары месяцев. Однако когда еще в конце марта режиссер провел закрытый показ для потенциальных дистрибьюторов, те вышли из зала с недоумением. Всем стало понятно, что «Мегалополис» никогда не отобьет даже стартовые $120 млн. А в продвижение, по разным оценкам, надо будет вложить еще от $40 млн до $100 млн.
Посмотревшие фильм с ходу утверждают, что любой, кто возьмется за его маркетинг, просто потеряет деньги. Так что остается ждать прокатную компанию, которая придумает, как использовать мемный потенциал «Мегалополиса» и знакомые лица того же Адама Драйвера, Шайи ЛаБафа и Натали Эммануэль из «Игры престолов».
Читайте также:
Робот-пылесос Dreame L10s Pro Ultra позаботится о сухой и влажной уборке во всех труднодоступных местах вашего дома. Забудьте о надоевших крошках от еды и пятнах от напитков вокруг ножек обеденного стола. Инновационная технология MopExtendTM позволяет с легкостью убирать стойкие загрязнения из углов и вдоль стен. Высокая мощность всасывания в 7000 Па не оставляет шанса крошкам, мусору и шерсти домашних животных. Благодаря полной автоматизации Dreame L10s Pro Ultra Ultra самостоятельно очищает швабры для влажной уборки, чтобы вам не пришлось пачкать руки. Наслаждайтесь уборкой дома без забот вместе с Dreame.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро