30 304
27 марта 2024 в 8:00
Автор: Таня Машкович. Фото: Александр Ружечка, архив героини

Белоруска шьет необычные платья изо льна. Ее коллекцию заметили на неделе моды в Париже

Автор: Таня Машкович. Фото: Александр Ружечка, архив героини

О коллекции льняных свадебных платьев дизайнера Натальи Мининой заговорили после показа на Парижской неделе моды. В старинном замке (точный адрес держится в секрете) белоруска представила 12 нарядов. Сейчас они вернулись в минский шоурум, но скоро отправятся в новое путешествие. В апреле Наталья снова полетит в Париж, где десять дизайнеров откроют бутик со своими коллекциями. А пока мы встречаемся в окружении тех самых льняных платьев и говорим о разнице недель моды в Париже и в Милане, поиске правильного льна и создании свадебного салона в минской квартире.

«Первый свадебный салон — это комната в моей квартире»

Наталья садится спиной к большому зеркалу, увешанному лампами. За ним — ворохи вечерних нарядов. Правда, создает дизайнер коллекции только для женщин. Говорит, что мужская мода все же немного скучная.

Вокруг героини — вешалки со свадебными нарядами и вечерними платьями в пол. Среди десятка нарядов есть те, что берут в аренду ведущие и блогеры, еще несколько платьев сшиты на заказ. Например, вот это серебристое: заказчица решила осуществить мечту о платье принцессы. Ткань красиво переливается в свете мартовского солнца.

Материалам, из которых сшиты платья, Наталья уделяет особое внимание. Бывают ткани, изготовить платье из которых относительно просто. А вот лен требует от дизайнера особого подхода. Героиня подтверждает: он действительно мнется, но если невесте близка тема природы и натуральности, то лучше варианта не найти. О свадебных нарядах и невестах собеседница знает многое: в начале нулевых она работала парикмахером и часто делала торжественные прически с выездом на дом. Позже появилась мысль делать еще и свадебные букеты. Как-то невесты подкинули идею открыть свой салон прокатных свадебных платьев: мол, вы же и прически делаете, и букеты.

— Я, как прирожденный предприниматель, сразу ухватилась за эту мысль. Салон, кстати, открыла прямо в квартире: выделила под него комнату. В то время практически все в этой сфере так и работали, — рассказывает Наталья.

Запуск бизнеса совпал с рождением ребенка. Часть забот с малышом взяла на себя мама героини — и бизнес «на дому» заработал.

— Платья я покупала с рук. Сдавала наряды невестам в аренду, и на этом получалось зарабатывать очень хорошие деньги. Доход был даже больше, чем на свадебных прическах, хотя и это дело я не бросала. Но быстро поняла, что упираюсь в потолок, и полностью переключилась на салон. Бизнес хорошо развивался, и уже в 2014 году мы переехали в полноценное помещение.

За годы работы в свадебной сфере у Натальи накопилось много историй. Как-то на невесту упал зажженный бумажный фонарик, и платье вспыхнуло. Наряд сгорел до корсета, к счастью, сама девушка не пострадала. Но признаться в случившемся она не решалась вплоть до крайнего дня возврата, а уже на следующий день наряд ждала другая невеста. Узнав о случившемся, Наталья приняла радикальное решение: сшить точно такое же платье за день. Получилось.

— Вот в таких сумасшедших ситуациях я и научилась шить, — улыбается героиня. — А до этого навык был на уровне школы.

«Чтобы создать коллекцию, мне пришлось продать машину»

Понятия личного бренда тогда еще не было, поэтому салон Натальи был «одним из». Но хотелось добиться признания, причем именно для себя. Хорошенько подумав, Наталья решила добавить в ассортимент эксклюзив и создать свою коллекцию пеньюаров для невест.

— Я встретилась с основательницей школы дизайна женской одежды и рассказала об идее. Она меня выслушала и предложила замахнуться на большее — сразу создать коллекцию платьев. Я же таких мыслей не допускала: это просто казалось чем-то нереальным! Но раз уж идея засела в голове, то все, надо делать. Так, в 2019 году я создала первую коллекцию одежды, которая была нацелена на успешных бизнес-леди.

С коллекцией Наталья решила принять участие в Белорусской неделе моды. А чтобы о новом бренде заговорили, в качестве моделей пригласили блогеров. Наталья говорит, что умение находить контакты и договариваться — это ее суперспособность. Позже наряды показали еще и на Неделе моды в Китае (правда, из-за пандемии дефиле проходило онлайн).

— После успеха я задумалась о новой коллекции. Решила, что нужно оттолкнуться от моей любви к природе — так пришла идея использовать лен. Это натуральная и естественная ткань, которая подходила идеально. Правда, знающие люди сказали так: либо у меня получится что-то в стиле рубахи и я прогорю, либо это будет что-то действительно крутое.

А дальше запускается сложный процесс воплощения. Нужно было отшить коллекцию, заплатить сотрудникам и сделать взнос за участие в Белорусской неделе моды — словом, трат хватало. Финансовых запасов на все это не было, поэтому героиня решила продать машину. Но самым сложным оказался поиск правильной ткани. По задумке дизайнера, она должна была максимально состоять изо льна, а найти такой материал нелегко. Поэтому обратились на Оршанский льнокомбинат — по словам Натальи, это один из лучших производителей льна во всем мире.

— Мы написали предприятию, рассказали о коллекции и идее. В итоге ткань мне предоставили бесплатно — за это я благодарна до сих пор. Я стала первым белорусским дизайнером свадебных платьев, которые на 98% состоят изо льна. Я рассуждала так: это и красиво, и позволяет отстроиться от конкурентов.

С пошивом платьев помогала команда: портниха, конструктор и вышивальщица. От Натальи — идея и концепция каждого наряда, а еще вышивка вручную деталей на всех платьях. В итоге на создание коллекции ушло четыре месяца. По словам героини, справиться можно было и быстрее, но все упиралось в ресурсы.

Впервые коллекцию свадебных платьев изо льна показали на Белорусской неделе моды. Показ прошел с успехом, о коллекции многие узнали, но инфошум был временным. Нужно было думать, как развивать бренд дальше.

«Многие ошибочно думают, что участие в неделе моды бесплатное. Это не так»

Меняем тему и решаем поговорить о вдохновении. Наталья показывает платье-пиджак, которое висит на манекене позади нее — референсом наряда стали коллекции Кристиана Диора. Но дизайнер подчеркивает: для хороших продаж важно обращать внимание и на тренды. Экологичность — один из них. Когда белоруску пригласили принять участие в Парижской неделе моды, было решено привезти именно льняную коллекцию. Отдельно останавливаемся на вопросе: как дизайнеру попасть на мероприятие такого уровня?

— Когда я только начала заниматься дизайном одежды, написала нескольким русскоговорящим журналистам, которые постоянно работают в Париже и пишут о моде. Ни с кем из них знакомы мы не были. Я попросила их посмотреть коллекцию и дать обратную связь. Кто-то ответил и даже запостил фото платьев в соцсети. И вот один из журналистов рассказал обо мне организаторам показов на неделе моды — спустя два года меня пригласили. Знаю, что сейчас многие пытаются пойти тем же путем.

Кажется, что от такого предложения эмоции должны зашкаливать, а сам момент получения приглашения должен запомниться в деталях. Но нет, реакция Натальи была спокойной, ведь это уже не первая неделя моды для ее бренда.

— Я уже успела побывать на нескольких неделях моды, куда тоже ездила по приглашению. Например, дважды участвовала в показах в Милане и один раз в Париже. За несколько лет я насмотрелась всякого. Были шоу, которые устраивали только ради заработка.

По мнению Натальи, фишка Парижской недели моды в том, что свои коллекции показывают люксовые бренды (тот же Dior или Louis Vuitton). Параллельно организаторы устраивают показы других дизайнеров. Важное отличие — «настоящие» показы регистрируют в Палате моды, все остальное — это попытка примазаться к шумихе. Кстати, показ бренда Натальи был в числе официальных.

— Хороший организатор ценит свою репутацию. Дело в том, что на мероприятия приглашают профессионалов, людей с именем, которые по-настоящему ценят высокую моду. Они сразу увидят, если коллекция сделана плохо. Для каждого дизайнера показать коллекцию на Неделе моды в Париже — это по-настоящему значимое событие в жизни.

Важная пометка: мероприятие для дизайнера не бесплатное. Кстати, точное место проведения официального показа держится в секрете. Наталья упоминает, что это был центр города, а на следующий день в этом же здании показ был у Dior.

— Всем дизайнерам недели моды предоставляют шоурум, куда приходят сотни людей, в том числе звезды мирового уровня. Здесь дизайнер может завести полезные связи или даже продать что-нибудь из коллекции. Помню, что журналистов вокруг меня были миллионы! По сути, дизайнеру участие в неделе моды дает в первую очередь продвижение и повышает узнаваемость бренда.

От показа коллекции в этом году Наталья получила то, на что и рассчитывала: о бренде Minina заговорили. Фото льняных платьев разлетелись по мировым и белорусским СМИ. В противовес дизайнер приводит опыт участия на Неделе моды в Милане: тогда остались разве что фото на память.

«Билеты на мой показ стоили от €350»

Наталья решила покорить искушенную публику не только тканью платьев, но и подачей. Дизайнер пригласила, кроме прочих, моделей зрелого возраста и нестандартных параметров. А вот реакция организаторов на смелую идею, мягко говоря, удивила.

— Мне сказали, что мир парижской моды диктует свои условия. Поэтому предложили такой вариант: показать часть платьев на моих девочках, а остальное — на профессиональных моделях с классическими параметрами. Но я от этого сразу отказалась: хотела донести, насколько женская красота бывает разной. Ни возраст, ни фигура не должны мешать чувствовать себя женственной и привлекательной.

Платья Наталья со старта решила сшить не только размера S. Без сюрпризов не обошлось: одна участница должна была пройтись в платье 50-го размера. Но за день до шоу оказалось, что платье не сходится. Пришлось импровизировать за час до показа.

— На платье был шлейф, который прямо перед началом показа я пришила на ту часть спины, где ткани не хватало. Можно было бы попробовать прикрыть модель фатой, но на женщине 48 лет она бы не смотрелась. Зато я заметила, что в последний момент мне приходят хорошие идеи, — улыбается Наталья.

За показом коллекции наблюдал битком набитый зал. Но тех, кто был внутри, Наталья толком не помнит: она была сосредоточена на платьях и моделях. Дизайнер рассказывает, что место в зале можно было купить: стоимость билета стартовала от €350.

Сюрпризом стало то, что одно платье купили сразу после показа. О его обладательнице известно немного: балерина с мировым именем. И хотя бренды часто отказывают в продаже, чтобы сохранить образец, с льняным нарядом Наталья рассталась без сожаления.

— Все равно оно не влезало в чемодан, — шутит дизайнер.

Сейчас платья из льняной коллекции не продаются, но их можно сшить на заказ. Наталья рассказывает, что несколько нарядов уже нашли своих обладательниц. А скоро платья можно будет купить и на Елисейских полях, где во второй половине апреля рядом с магазином Louis Vuitton откроется новый бутик.

Предложение продавать платья в Европе пришло через неделю после показа в Париже. Сперва Наталья решила, что это розыгрыш. День белоруска взяла на раздумья: оценить свои возможности, да и просто проверить информацию. Когда все подтвердилось, дизайнер начала изучать рынок и прикидывать, какие наряды ее бренда придутся по вкусу парижанкам.

— Я планирую привезти в Париж смешанную коллекцию: и вечерние платья, и свадебные. Знаю, что у каждого из десяти брендов, которые будут представлены в бутике, будет свой консультант. В скором времени я полечу в Париж: привезу наряды и расскажу об особенностях их примерки. По задумке организаторов, продавать будут одежду люксового сегмента, поэтому важно уделять внимание деталям, — делится планами Наталья. — А еще я планирую подарить несколько свадебных платьев из моих предыдущих коллекций невестам из Беларуси. Хотелось бы помочь тем, кто мечтает о наряде, но не может позволить его себе.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by