В начале марта известный белорусский режиссер Евгений Корняг стал художественным руководителем Театра кукол. Что это значит для рядового зрителя? Больше отличных спектаклей, больше очередей в кассе. Билеты на премьеру для взрослых «На черной-черной улице» поступили в продажу два месяца назад. Сайт театра оперативно «лег», к кассе утром выстроилась очередь. Мы успели ухватить место на сайте билетного оператора еще ночью — там билеты раскупили за 7—10 минут. Стоило того? Сейчас расскажем.
Осторожно, в тексте будут спойлеры. Если не хотите их видеть, пролистывайте фрагмент с описанием сказок.
С 15 лет профессионально засыпает на спектаклях. Знает, где самые мягкие кресла. При этом любит театр всей душой.
Вы могли не знать, но в Театре кукол показывают спектакли для взрослых. Прямо сейчас можно купить билеты на четыре постановки, а всего на сайте указано 13. Возрастные ограничения — 14+ и 18+.
В пресс-релизе премьерного спектакля обещают показать взрослому страхи ребенка, напомнить, чего мы боялись в детстве и как смогли победить это чувство. «На черной-черной улице можно посмеяться над своими страхами — детскими и теперешними, чтобы они исчезли навсегда», — пишут в афише. Все это — на основе страшилок и детских сказок.
Не знаю, как у вас, но в моем детстве все сказки были страшными. Сестрам Золушки в них отрезали пальцы, жениху Рапунцель выкалывали глаза, а колдунья из «Белоснежки» умирала в раскаленных башмаках. Но это все братья Гримм. Сегодня речь пойдет о сказках Ханса Кристиана Андерсена. К слову, не менее пугающих.
Захожу в зал и спотыкаюсь о черный пакет в форме человеческого тела. Это тоже часть перформанса. Из динамиков звучит шепот: «Одна маленькая девочка купила билет на спектакль, надела свое самое красивое платье, пришла в театр, забыла выключить телефон и… умерла». Все ясно, прячу смартфон в сумку.
Первые три ряда разрезает часть сцены, достроенная специально для этого спектакля. Здесь два актера в черных костюмах и белых масках-черепах, напоминающие фигуры Смерти. Они будут напевать детские страшилки и выбирать среди зрителей следующую жертву, чтобы в итоге остановиться на маленькой птичке.
Выбранной птичкой оказывается Гадкий утенок.
Птенца не принимают не только домашние, но и дикие птицы. Спрятавшись в огромном шкафу (тут уж вы сами подбирайте ассоциацию), он превращается в огромного черного лебедя. Перья тонкие и редкие, он с трудом поднимает крылья и наконец взлетает. Все еще один. Маленькая Смерть говорит ему вслед: «Орлы летают в одиночку, это бараны пасутся стадами».
Следующая история — о Русалочке. Дети с рыбьими хвостами слушают песни о мертвых дельфинах. Их крики порождают бури, и после одной из них на морское дно опускается фигура принца. Это безголовая статуя, в которую влюбляется Русалочка. А дальше вы все знаете. Русалочка отдает ведьме голос, попадает на сушу, холит и лелеет своего Принца. Но тот влюбляется в ведьму — и перед Русалочкой встает выбор. Ей нужно либо убить Принца, либо умереть самой, превратившись в морскую пену. Смерть протягивает ей кинжал, Русалочка отказывает. Смерть накрывает фигуру девушки полупрозрачным белым одеялом.
Эта сказка была моей любимой. Злая мачеха хочет избавиться от детей своего мужа — Короля. Женщина превращает в лебедей 11 принцев. И спасти их может только сестра мальчиков Элиза, соткав из крапивы 11 рубашек.
В спектакле принцы мертвы. Элиза шьет им 11 саванов, чтобы похоронить братьев, как людей, а не птиц. Она не успевает доделать рукав одного из них — и могильщик в растерянности показывает зрителям руку принца. Он не может положить ее в могилу.
Эти две сказки остались неизменными. Вероятно, оттого, что их герои вызывали у детей достаточно страхов и в оригинальных произведениях.
В первом маленькая девочка со спичками умирает в подворотне. Во втором мать в попытке спасти тяжело больного ребенка уговаривает Смерть показать ей его судьбу. Та оказывается не такой приятной, и мать в ужасе умоляет Смерть избавить младенца от мук, унеся с собой в райский сад.
В работе с куклами как сам Евгений Корняг, так и художница Татьяна Нерсисян — настоящие мастера. Оформление спектакля завораживает: хочется рассмотреть все элементы вблизи, дотронуться до них. Появление каждого нового костюма и куклы вызывает неподдельный интерес. За это я и люблю работы Татьяны.
При этом я ожидала, что увижу в спектакле больше детских страшилок. Возможно, их предысторию или развитие событий после того, как «гроб на колесиках» добирается до твоей квартиры. Но они остались лишь в песнях между сказками.
Избавилась ли я от страхов? Нет. Скорее вспомнила, какие ужас и тоска накатывали при прочтении хрестоматийных сборников в детстве. Если вы соскучились по этому чувству — смело хватайте билет. Или, скорее, выхватывайте, судя по ажиотажу перед премьерой.
Кому еще может быть интересен спектакль? Тем, кто знаком с творчеством Ханса Кристиана Андерсена только по диснеевским экранизациям.
Стоит ли премьера нервов, потраченных на покупку билета? Да, определенно. Но если с творчеством Евгения Корняга в Театре кукол вы еще не знакомы, я бы посоветовала начать с «Записок юного врача». Сюжет более понятен, музыкальной части меньше, куклы и декорации все так же хороши. А после — возвращайтесь к «Улице». Уверена, она вас дождется.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by