В Лос-Анджелесе прошло ежегодное вручение премии «Оскар». Триумфатором церемонии уверенно и без сюрпризов стал «Оппенгеймер» — прошлогодний фильм-мем и кассовый рекордсмен, полтора часа рассказывающий о том, как аутичный физик Роберт Оппенгеймер создавал атомную бомбу, и еще полтора — чем ему эта затея потом аукнулась.
Всего у картины семь статуэток. Кристофера Нолана наградили за лучшую режиссуру, Киллиана Мерфи и Роберта Дауни младшего — за актерские работы (у всех троих это первый «Оскар» в карьере). Также «Оппенгеймера» отметили в номинациях за операторскую работу, монтаж и саундтрек.
Ну что, мощно похулиганив в прошлом году (если кто забыл, то в 2023-м победил фильм, где у людей сосиски вместо пальцев, а в кабинете налоговой прыгают анусом на статуэтки), киноакадемия вернулась к старой привычке — вручать «Оскары» байопикам про великие умы, и желательно про те, что проявляют свой ум плюс-минус во времена Второй мировой. Правда, в этот раз вся консервативная предсказуемость была как никогда приятной. «Оппенгеймер» действительно заслужил награду больше всех: как ни крути, это не просто фильм — целое мировое событие, маркер эпохи.
Кристофер Нолан теперь уже официально утвердился в статусе живого классика: ну кто, кроме него, смог бы заставить людей три часа смотреть на то, как мужики в пиджаках собачатся в кабинетах, изредка отвлекаясь, чтобы покататься на лошадях и поглазеть на ядерный взрыв? Ну а если серьезно, то самое ценное во всем этом то, что у народного гения наконец получилось сломать мозг миллионам зрителей не заковыристыми головоломками, зато пронзающим чувством близости с историей и персонажами 80-летней давности. Последние пару лет мы все, кажется, живем в какой-то затянувшейся послетитровой сцене «Оппенгеймера» — нередко с вытаращенными глазами, как у Киллиана Мерфи.
«Оскар» за лучшую женскую роль получила Эмма Стоун — у 35-летней актрисы это уже вторая награда. Победный перформанс из кислотной стимпанк-мелодрамы «Бедные-несчастные» — точно лучший в ее карьере: такой искрометной, яркой и раскованной Эмму на экране мы еще не видели.
«Оскар» за лучшую женскую роль второго плана останется на полочке у бродвейской актрисы Давайн Джой Рэндольф, которая всех покорила ролью горюющей поварихи в рождественском драмеди «Оставленные».
Лучший международный фильм — «Зона интересов», немецкоязычная драма про будни семьи начальника Освенцима, больше похожая на бессюжетное и самое жуткое реалити-шоу в вашей жизни. Также картине Джонатана Глейзера дали заслуженный «Оскар» за лучший звук.
Награду за лучший мультфильм вручили «Мальчику и птице» Хаяо Миядзаки. У легендарного японского мультипликатора это уже третий «Оскар» — первый он получил в 2003 году за «Унесенных призраками», второй — в 2015-м, почетный.
Лучшие сценарии — у «Анатомии падения» и «Американского чтива». Оба большие фестивальные хиты: первый взял главный приз в Каннах, второй — в Торонто. Французская «Анатомия падения» — судебный триллер про несчастный брак, «Американское чтиво» — ироничный комментарий на расовую тему в искусстве.
Лучшие визуальные эффекты — у японского блокбастера «Годзилла: Минус один». По меркам размашистой фантастики фильм копеечный. Стоил он всего $15 млн — а спецэффектов показал на все 200. Кстати, первому фильму про Годзиллу в этом году исполнилось 70 лет. Ни он, ни другие боевики с культовым ящером «Оскаров» никогда не получали, так что вышло весьма символично.
Статуэтки за всю красоту — декорации, грим и костюмы — достались командам «Бедных-несчастных». Брэдли Купер остался с носом.
Уэса Андерсона наградили за короткометражку «Чудесная история Генри Шугара». Учитывая двадцатилетний игнор режиссера в основных номинациях, этот «Оскар» выглядит как утешительный приз, который Андерсон даже не приехал забрать.
Победитель в номинации «Лучшая песня» — грустная What I Was Made For? из «Барби». Поздравляем 22-летнюю Билли Айлиш — теперь самую молодую двукратную лауреатку «Оскара» в истории! Но наша воображаемая статуэтка уходит Райану Гослингу за лучший перформанс церемонии с I'm Just Ken.
И главный неудачник «Оскара»-2024 — Мартин Скорсезе. Его монументальная драма «Убийцы цветочной луны» не взяла ни одной статуэтки при десяти номинациях. Такое с режиссером случается уже в третий раз: раньше с десятью пустыми номинациями оставались «Ирландец» и «Банды Нью-Йорка».
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро