Любовь к парфюму бывает безграничной, в итоге материализуясь на домашних полках десятками больших и маленьких флаконов. Некоторые из них обходятся хозяевам в кругленькую сумму. Мы пообщались с коллекционерами парфюма об их любимых ароматах, о необычных запахах и о том, сколько они тратят на духи.
За последние пять лет Алена собрала солидную коллекцию парфюма и, кажется, часами может рассказывать о привычных для нее и удивительных для нас артефактах. В ее руках по очереди появляются необычные флаконы. Из одного по комнате расплывается аромат попкорна, из другого в нос бьет сладковатым ладаном. Кажется, девушка живет в мире ароматов и знает о них тысячу историй. А началось все еще в детстве — с крошечного флакончика Dzintars, подаренного мамой.
— Я родилась в Клецке. Ни хороших духов, ни человека, который мог бы подробно рассказать о парфюме, в моем городе не было. Но в какой-то момент я пошла на курсы рисунка и узнала, что моя преподавательница собирала ароматические палочки. Мне нравилось просто перенюхивать их — запахи ванили, пачули, шафрана, — вспоминает Алена.
Всерьез парфюмом девушка увлеклась уже в осознанном возрасте. Зайдя как-то в «Кравт», решила понюхать духи от разных брендов, случайно наткнулась на зеленую бутылочку Amazingreen от бренда Comme des Garçons — и зависла.
— Он буквально поверг меня в шок, — рассказывает Алена так, будто только-только впервые распробовала этот аромат. — Парфюм пах для меня травой, порохом и был совершенно не похож на то, к чему я привыкла. Он привлек меня необычными нотами. И если раньше мне сказали бы, что мне понравится такой аромат, я бы не поверила.
После этого девушка решила углубиться в тематику и открыла для себя сайт Fragrantica — огромный международный онлайн-сервис, посвященный парфюмерии. И чем больше она погружалась в тему, читала отзывы и обзоры покупателей, тем больше возникало желание тестировать и покупать что-то новое.
— Я решила, что буду коллекционировать необычный парфюм, и начала скупать все подряд, если видела привлекательную цену. Так у меня появились космические ароматы вроде Ganymede, который кому-то может напоминать даже запах глянцевого журнала или стоматологического кабинета. А это — аромат поп-корна от House of Oud. Когда я его только вдохнула, меня сразу понесло в юные годы и бесчисленные походы по кинотеатрам. Тогда я поняла, что с ароматами можно вести себя так же, как с одеждой и украшениями: носить их под настроение.
Девушка рассказывает, что некоторые духи привлекли ее не столько ароматом, сколько оригинальной упаковкой.
— К примеру, некоторые мои знакомые не любят ароматы от бренда Zoologist, но вот их флаконы, на мой взгляд, — это просто произведения искусства. Бренд Jusbox посвящен музыкальной тематике, и на всех бутылочках изображена маленькая пластинка. У флаконов, к слову, необычные объемы — по 78 мл. Но этому есть объяснение: 78 оборотов в минуту — такова скорость воспроизведения грампластинки, — рассказывает Алена. — А это уже ирисовый аромат Lua от бренда Xerjoff. Данная линейка посвящена космическим телам, и в комплект к каждому флакону входит маленький элемент настоящего метеорита.
Пока девушка перечисляет бренды и ароматы, ловим себя на мысли, что большинство названий слышим впервые. И этому есть объяснение: многие ароматы из коллекции Алены — нишевые, они созданы небольшими парфюмерными компаниями со скромным маркетинговым бюджетом. При этом их все же можно найти в наших магазинах, но люди все равно предпочитают другие — более популярные.
— Дело в том, что многие относятся к парфюму как к утилитарной вещи: просто нужно приятно пахнуть, и все. И что это будет за аромат — дело уже второстепенное. Люксовым брендам (таким, как Hugo Boss или Calvin Klein) достаточно вложить солидные деньги в рекламу. Аромат примелькается покупателю, он, скорее всего, будет свежо и конвенционально пахнуть и будет доступен с точки зрения денег — вот и все. При этом я не сноб, и в моей коллекции есть совершенно разные ароматы. К примеру, Narciso Rodriguez — недорогой бренд, он не является нишевой парфюмерией, но за свои деньги ароматы собирает классно. Даже во время слепого теста его можно легко узнать по характерному звучанию.
В моей градации люксовых брендов на первом месте стоят Hermes и Chanel, дальше идут Gucci, Lancôme, Givenchy и Chopard, чуть ниже — Kenzo и Calvin Klein, ну а замыкают список парфюмы, которые выпускают под именами селебрити — к примеру, Ариана Гранде или Дженнифер Лопес. Я просто не думаю, что Ариана сидела и заморачивалась над тем, чтобы сказать свое слово в парфюмерии. Это просто коммерческая история ради прибыли.
В определенный момент Алена начала относиться к покупкам более осознанно и перешла на небольшие трэвел-версии и отливанты — флаконы небольшого объема с распылителем, в которые парфюм переливают вручную. Но и это не все: со временем она стала посещать парфюмерные ивенты и еще больше прокачала себя в матчасти.
— Я глубже погрузилась в тему и научилась вычленять составляющие ароматов и понимать их. Эти знания мне очень помогли. Если вышел какой-то новый аромат, тебе не обязательно бежать в магазин и пробовать. Ты просто смотришь пирамиду — и уже представляешь, как будет звучать аромат, и примерно знаешь, понравится он тебе или нет.
Страсть к парфюму, безусловно, сказалась и на привычках коллекционера. Алена говорит, что она спокойно может сделать комплимент незнакомому человеку, если услышала интересный аромат.
— Все реагируют очень позитивно, особенно когда ты точно называешь парфюм, который сейчас носит человек. Коллеги на меня тоже реагируют — однажды даже сказали, что я пахну церковью, — улыбается девушка. — Просто в тот день на мне был Copal Azur, содержащий ноты ладана.
— А как супруг относится к вашему увлечению? — уточняю у собеседницы.
— Спокойно. Разве что просит рядом с ним не пользоваться определенными ароматами: ему от них плохо. Это у некоторых моих знакомых дома целая стена из флаконов, а я, скажем так, увлечена по своим финансовым возможностям и не претендую на какие-то серьезные бюджеты. В месяц на парфюмерию трачу от $50—150. Максимум — $500, но тогда у меня был день рождения, и я позволила себе купить два хороших флакона и один бюджетный.
Сейчас девушка относится к парфюму очень избирательно и набеги за новинками не устраивает. Но главное от своего хобби, как сама считает, она уже получила.
— Это друзья и знакомые, с которыми меня свело увлечение. Встречаясь, мы тестируем духи. Не обсуждаем чьи-то семейные проблемы или ситуацию в мире — концентрируемся исключительно на парфюме. И я всегда знаю, что, встретившись с ребятами, вернусь домой без эмоционального груза. Мы говорим про ароматы друг друга и по-доброму не стесняемся их комментировать. Все относятся к этому очень спокойно и с юмором. Ну правда! Как можно обижаться на то, что кто-то скажет на твои любимые духи: «Боже, этот аромат пахнет похоронным бюро!» В парфюмерии все суперсубъективно, нет даже авторского права. Каждый чувствует аромат по-разному, и было бы глупо реагировать на это негативно.
Многие считают, что парфюмерию коллекционируют преимущественно женщины, но это далеко не так. На наш поиск откликнулись сразу несколько мужчин. Один из них — Алексей, согласившийся в итоге показать нам свой парфюм. Аккуратно составленные бутылочки с духами и коробки заняли в его минской квартире целый шкаф.
— Людей, которые собирают духи, называют парфманьяками. Вы себя к ним причисляете? — спрашиваю у Алексея.
— Наверное, нет. Это просто хобби, которое со временем превратилось в коллекционирование. И я не буду бегать и выискивать какой-то запах, выпрашивать, чтобы мне привезли его из Европы ради того, чтобы он сразу же оказался у меня на полке. Я думаю, что именно таким занимаются и «маньяки». Как только появляется новинка от Tom Ford или Nasomatto, они готовы сразу же купить ее. Я любитель и отличаюсь тем, что не буду носить популярные и мейнстримовые ароматы. Просто их я уже давно прочувствовал. Вы посмотрите, как много людей сейчас носят Baccarat Rouge. Это один из самых нишевых брендов, это престиж, но сейчас его слышишь буквально на каждом шагу. Флакон, конечно, стоит недешево, но за счет недорогих отливантов позволить его себе могут многие.
Интерес к ароматам у Алексея тоже с детства, но собирать коллекцию он начал всего три-четыре года назад.
— Раньше не было ни достатка, ни хорошего выбора на рынке. Если кто-то привозил Givenchy, это считалось большой редкостью и удачей, — вспоминает собеседник. — Со временем ситуация изменилась. Нашлись те, кто начал привозить дорогую нишевую парфюмерию из-за рубежа. Я решил попробовать.
Баночка за баночкой — в итоге получилась вот такая коллекция.
Люксовые бренды я тоже поначалу покупал. Но как только стал разбираться в запахах, понял, что мне интересны лишь нишевые. Чем же они хороши? У ниши длинный шлейф, она более стойкая, долго не выветривается. Массмаркет этого не даст: их базовые составляющие быстро улетучиваются. Хотя я знаю человека, который давно занимается хорошей парфюмерией, и своим любимым ароматом он назвал не пресловутый Xerjoff или Ganymede, а Carolina Herrera.
Первый аромат, который мне понравился, был от Givenchy. А потом появились тяжелый Hugo Boss (с зеленой крышкой) и едкий, специфический My Land от Trussardi. Их не переваривала моя беременная супруга, и она едва не выгнала меня из дома.
— А как жена в целом относится к вашему хобби?
— На самом деле, я не встречал ни одной девушки, которой бы не нравился парфюм. Супруга поначалу просто молчала, а потом настал момент, когда некуда было ставить упаковку, и она сказала: «Пора заканчивать!» После этого она начала выбрасывать коробки. А некоторые из них — это же настоящее искусство. В итоге я оставил самые интересные. Но в целом к моему хобби она относится положительно.
Алексей давно не покупает парфюм в сетевых магазинах и старается заказывать необходимые ароматы через друзей. Ценник на флаконы совершенно разный. К примеру, флакон от Boadicea он оценивает примерно в 2 тыс. рублей.
— Почему так дорого? Boadicea в производстве использует очень крутые ингредиенты, у них очень закрытые ароматы, которые крайне тяжело поддаются копированию, — объясняет уникальность бренда Алексей.
Мужчина собирает не только «европейцев». В его коллекции есть арабский парфюм, который, как считает собеседник, сейчас переживает небывалую популярность.
— Сейчас эта тема очень востребованна. Во-первых, в арабских странах выпускают свои достойные ароматы с классной подачей, которые не уступают известным брендам. А во-вторых, они делают много запахов, похожих на дорогие ароматы. Для чего это? Разница в цене. Если за оригинальный флакон ты заплатишь 800 рублей, то за арабский — 150. Ну и разницу между ними, на мой взгляд, найдет лишь человек с очень и очень хорошим нюхом. Для повседневной носки — не для вечернего выхода — в самый раз.
Практически весь собранный парфюм Алексей старается использовать. Хотя в коллекции есть ароматы, которые ему не очень нравятся. К примеру, Initio ассоциируется со стоматологией, и Алексей уверен, что долго такой аромат нюхать не будешь.
— Я думаю, что весь свой парфюм я не растрачу до конца жизни. Использую его исключительно под настроение и для места, где хочешь его применить. Ну вот, например, нашумевший в США аромат Santal 33 со стойким запахом огурцов — такой используешь только под настроение. А на повседневку у меня другие варианты.
Раньше Алексей покупал все подряд, насобирав порядка 150 флаконов и отливантов. Если сложить стоимость каждого, выйдет сумма, за которую спокойно можно купить хорошую поддержанную легковушку.
— А вы легко прощались с деньгами?
— Так коллекция пополнялась постепенно, и крупными партиями я за один раз ничего не покупал. В среднем за месяц у меня уходило порядка $100. Были флаконы, на которые я поднакопил, ну а что-то более дешевое я просто шел и покупал сразу.
Коллекционер признается, что свое хобби пока поставил на паузу и покупать все подряд не хочет. В будущем он планирует сделать акцент линейки ароматов от конкретных брендов. Ему, к примеру, интересен Orto Parisi. Удовольствие это, к слову, недешевое: флакончик в 50 мл в Минске обойдется почти в 600 рублей.
Коллекцию Алины крупной не назовешь, но ее история тоже по-своему интересна. Девушка вспоминает, что когда-то жила в гомельском Сельмаше, который считался самым криминальным районом города, и необычные яркие ароматы стали для нее выходом из серых будней.
— Первая осознанная бутылочка появилась у меня в 2009 году, когда я была аспиранткой медуниверситета в Гомеле. До этого денег не было, а тут я начала получать президентскую стипендию, работала на кафедре, подрабатывала массажистом… И вот тогда подруга подарила мне пробник Orchidee Vanille от парфюмерного дома Van Cleef. Это была ваниль, шоколад, немножко апельсина и темного перца. Не думаю, что это был трендовый аромат, но он запал в душу, и я в него буквально влюбилась. Я месяца три собирала на него деньги, а потом вместе с подружкой специально поехала за ним в Киев, — вспоминает Алина. — Мне понравилось, как дорогой аромат может держаться, как раскрываются базовые — самые стойкие — ноты. Этим я оправдала, почему на такой парфюм нужно тратить такую большую сумму. Так я стала эмоционально позволять себе покупать хорошие духи.
Для меня парфюм стал выходом из серых будней. Я родилась и жила на Сельмаше, в не самом благополучном районе города, и парфюм позволял мне немного замаскировать реальность и не видеть того, что видели мои глаза. Это была моя своеобразная психологическая защита. Она работала, и это было самое главное.
Какое-то время мы продолжали ездить за духами в Киев или просили, чтобы друзья что-то откуда-то привезли. Параллельно изучали отзывы на Fragrantica, находили отливанты, фантазировали, как бы они звучали, и потихонечку составляли наш ароматный гардероб. Я открыла для себя ароматы Kilian и Etat Libre d’Orange. Они были странные, революционные, и мне это нравилось.
В дальнейшем Алина начала создавать свою небольшую коллекцию, но делала покупки весьма точечно, выбирая далеко не все, что предлагал рынок.
— К примеру, Baccarat Rouge я попробовала еще задолго до того, как это стало трендом, году эдак в 2016-м. И на тот момент со стороны Франсиса Куркджяна было инновацией совместить в аромате розу с йодом и бинтами. А сейчас человек, у которого есть деньги, просто приходит в магазин, и ему заворачивают самую попсовую нишу. Baccarat стала таким ароматом. Но мне кажется, что в этом теряется замысел нишевого направления. Это искусство, и парфюмеры, которые начали создавать нишевые ароматы, выпускали их не из-за денег — им было важно выразить свое мнение. Меня это очень цепляло. Мне хотелось быть причастной к чему-то эксклюзивному.
Алина рассказывает, что изучала не только специфику ароматов, но и историю их создания. Ее, к примеру, впечатлил пример парфюмера, «носа» бренда Hermes Жана-Клода Эллена. Побывав в одном из ресторанов города Кале, он познакомился с местным шеф-поваром, который коллекционировал пряности, и вдохновился на создание духов «Морские специи». В них он объединил холодные морские и пряные ноты.
— Я так заинтересовалась этой историей, что решила: мне нужен этот аромат. И в конечном счете я его нашла. Но для этого пришлось поехать на свой день рождения в Париж. Там я просто зашла в Hermes и купила флакон.
Редкий бренд, который присутствует в моей коллекции, — это Penhaligon. Аромат в переводе называется «Ревность леди Бланш». Он посвящен женщине, которая для того, чтобы скрыть кое-какие факты из своей жизни, решила убить своего мужа. Это цветочно-животный и очень сексуальный аромат. В нем за сдержанными, как англичане, цветами скрывается много страсти.
За время активного коллекционирования Алина собрала порядка 30 флаконов (в ее коллекции ароматы Mancera, By Killian, Hermes, Isnard, Penhalligon и так далее) и отливантов и даже начала проводить психологические мастер-классы по парфюмотерапии: образование позволяло.
— В 2017 году я начала консультировать как психолог. А дело в том, что аромат сразу попадает в мозг и напрямую в память. И каждый аромат связан с чем-то своим, оригинальным. На этих мастер-классах я предлагала девушкам вслепую тестировать выбранные мною ароматы и пробовать пофантазировать, поразмышлять, о чем они, какую историю в себе содержат. Эти воспоминания были связаны с бессознательной частью, что часто прячется под нашей реальностью. И цель таких мастер-классов — помочь женщине увидеть, услышать себя и через обратную связь с другими девушками рассмотреть свои неосознаваемые стороны. И когда я провожу их, не перестаю удивляться тому, какие женщины глубокие и творческие, если помочь этому проявиться.
Сейчас у Алины немного сменились приоритеты: два года назад она вышла замуж, воспитывает 10-месячного сына, и на старое увлечение остается не так много времени и ресурсов.
— При этом духи все-таки остаются важной частью моей жизни, которая лежит в нескольких коробочках. Когда мне очень трудно, я достаю их и вспоминаю, какой я была, какую жизнь проживала. Часто после этих воспоминаний мне хочется вернуть что-то из моего прошлого. И вот тогда я могу позвонить подружкам, обсудить что-то, нарядиться, пойти гулять с семьей так, как делала это раньше. С парфюмом связаны мои воспоминания, которые я трепетно храню.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by