В эти выходные в столице сложилась уникальная ситуация: два вечера подряд в почти под завязку полной «Минск-Арене» выступал симфонический оркестр. Еще раз: не Анна Асти и не «Руки Вверх!», а самый настоящий оркестр со скрипками, органом и даже дудуком (скоро узнаете, что это). Как это возможно? Вот и мы захотели увидеть это своими глазами, услышать своими ушами и заодно ненадолго заглянуть в закулисье. Все-таки не каждый день в хоккейной раздевалке гостит целая рота классических музыкантов, не правда ли?
«Да, райдер у них, конечно, попроще, чем у Басты…» — шепчутся техники в гримерке «Минск-Арены». Хм, у 130 классических музыкантов, собирающих стадионы каждые выходные, райдер проще, чем у одного рэпера. Что ж там за райдер такой…
С другой стороны, а чему удивляться? Вот мы прямо сейчас стоим в коридоре у гримерок и наблюдаем, как известные музыканты скромно и организованно едят вафельки с чаем и практически шепотом разговаривают друг с другом о чем-то своем (наверняка высоком). Более интеллигентного поведения местные гримерки-раздевалки еще не видали. Они видали Тилля Линдеманна, Сергея Шнурова и тысячи хоккеистов, но к такому жизнь их не готовила.
Сегодня в арене выступает Imperial Orchestra — вероятно, крупнейший в СНГ симфонический оркестр, играющий шоу на стадионах. В программе — саундтреки из культовых фильмов: «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря», «Интерстеллар» и так далее. Забавно, что большинство из них написали либо Ханс Циммер, либо Джон Уильямс, либо их ученики, но об этом позже.
Сначала немного предыстории: мода на подобные коллективы начала зарождаться в середине десятых годов. Помню, как из кучки энтузиастов, которые делали симфонические каверы на песни группы Placebo, в огромную махину вырос коллектив Rockestra Live — первый подобный кавер-оркестр в СНГ. Классические музыканты просто баловались, играли вместе симфонические обработки хитов любимой рок-группы и кидали записи в комменты фанатского паблика во «ВКонтакте» — а уже через пару лет поехали в тур на десятки городов по огромным залам. Оказывается, рок-хиты в исполнении оркестра — это прям-таки золотая жила, кто бы мог подумать.
Imperial Orchestra появился на горизонте в том же 2015 году, только они сделали ставку не на рок-каверы, а на саундтреки из фильмов. И не прогадали: их изначально куда более камерное предприятие за восемь лет разрослось до состава в полтысячи музыкантов, которых во время концертов в переполненных ледовых дворцах объявляет официальный голос Marvel в России, — прочувствовали всю эпичность момента?
— Нет, конечно, когда я училась в консерватории, я ни о каких стадионах и подумать не могла. Думала, буду играть себе где-нибудь тихонечко в каком-нибудь оркестре, а тут вот — что ни выходные, то арена, иногда даже по два вечера подряд. Но рок-звездами тут никто себя не считает, мы все очень воспитанные и скромные. В турах не буяним, гостиничные номера не громим, — рассказывает альтистка Екатерина.
Мы с фотографом аккуратно ходим по гримеркам, знакомимся с музыкантами и впитываем атмосферу предконцертного мандража. Только что обсудили с волторнистом Олегом, можно ли схалтурить и не сыграть свою партию, когда на сцене больше сотни музыкантов, и заметит ли это дирижер.
— Ох, можно пострашнее «накосячить»: заиграть быстрее и «увести» за собой весь оркестр, например. Вот тогда дирижер точно будет не в восторге. Но у нас так никто не делает, тут все ребята суперпрофи.
Своего дирижера Иосифа Нурдаева, кстати говоря, коллектив, похоже, и вправду любит. Помня о стереотипном образе дирижера-деспота из фильма «Одержимость», мы попытались задать музыкантам пару провокационных вопросов на его счет. Но нет, «он хороший, он свой, он нас не бьет», говорят. Ладно, верим. На репетиции он действительно был очень вежлив и деликатен: «спасибо», «пожалуйста», «друзья, давайте начнем с такой-то цифры» — святой человек.
Открывается дверь гримерки, и оттуда доносятся чарующие звуки: кажется, кларнеты репетируют саундтрек из «Гарри Поттера». Мы с фотографом машинально оглянулись, пытаясь найти взглядом заветную сову из Хогвартса.
— Это, кстати, мой любимый номер программы, — говорит вибрафонист Павел. — На «Гарри Поттера» зал всегда реагирует очень бурно.
Павел, как и все ребята в коллективе, — человек с академическим, консерваторским образованием. Помимо оркестровой работы, он также играет в джаз-квинтете и, разумеется, предпочел бы классику и джаз любому самому известному саундтреку. Тем не менее он, как и все, с кем из музыкантов мы сегодня успели поговорить, клеймить произведения Циммера, Йоранссона и Уилсона попсой не спешит:
— Наверное, назвать того же Циммера классиком и сравнивать его с Чайковским или Шостаковичем будет громко и неправильно. Но это очень талантливая музыка, с этим спорить невозможно.
А вот на вопрос «Вы сегодня собрали „Минск-Арену“ — каково вам встать в один ряд с великим Максом Коржом?» большинство музыкантов мило и смущенно хихикнули. Странные какие-то…
Ладно, ребятам пора на сцену. Мужчины в смокингах и женщины в красивых вечерних платьях выстроились в очередь по двое и под овации публики направились на сцену, которая в тот вечер находилась прямо посередине зала. Стройный, организованный ряд — не хватало только направляющих с флажками в начале и конце колонны. Наверное, нечасто из этого входа единовременно появляется так много людей не на коньках. Занимаем свои места среди несметного числа влюбленных парочек в партере и готовимся к волшебству.
Вы когда-нибудь слышали «Имперский марш» из «Звездных войн» в исполнении симфонического оркестра? Так вот, мурашки по спине шагают в такт ему уже на третьей секунде. Зрелище впечатляющее — становится понятно, почему этот Orchestra таки Imperial.
Формат композиций, которые исполняют сегодня музыканты, называется medley. На русский это переводится как «попурри», но «попурри», как выразилась ранее альтистка Катерина, «звучит как-то пошловато». Действительно, есть у этого слова некий флер «Голубых огоньков» по телевизору. Так вот, medley представляет собой композицию длиной около 10 минут, в которую органично вплетены все музыкальные темы из того или иного фильма. То есть в части про «Звездные войны», помимо уже упомянутого марша, была и, к примеру, та самая начальная заставка, под которую желтые буквы устремлялись в космос.
«В дыалекой-дыалекой гыалактике…» — не удержался и тихонько выдал гнусавым голосом мужчина из переднего ряда, за что тут же получил локтем в бок от своей спутницы.
Между медли из разных кинофильмов тот самый голос Marvel Олег Белов выдавал напористый конферанс со всяческими занимательными фактами о фильмах: «Композитор Джон Уильямс ставил своей задачей передать ощущение восторга и волнения, которое человек испытывает при встрече с настоящими динозаврами».
Заиграл саундтрек «Парка Юрского периода». Динозавров я никогда не встречал, но некоторое ощущение восторга и волнения, кажется, поймал. Арену накрыло зеленым светом, на огромных экранах по периметру засветились джунгли. Женщина слева от меня замерла в одном положении с закрытыми глазами. Либо спит, либо медитирует. Нет, все же не спит: как только прозвучал последний аккорд, она тут же зааплодировала громче всех в ряду.
Сами музыканты под эту программу советуют просто закрыть глаза и начать фантазировать. На то они и саундтреки, чтобы быть фоном для какой-то картины, так что женщина сделала все по инструкции. Я попробовал так же на саундтреке к «Игре престолов»: Ланнистеры, драконы, белые ходоки, та самая заставка — да, действительно, под эту музыку мозг сам проецирует кино тебе на веки. Но надолго сконцентрироваться не получилось: из головы никак не может выйти тот самый голос Marvel: «Автор музыки к сериалу „Игра престолов“ Рамин Джавади — ученик Ханса Циммера».
Опять этот Циммер — ну реально монополист же! Интересно, кстати, каково сотне профессиональных музыкантов играть произведения человека, который сам музыкального образования не получал, консерватории не оканчивал и является самоучкой? Эту занимательную информацию про Циммера, мне, если что, тоже сообщил голос — я не знал.
В саундтреке к фильму «Начало» (который тоже написал сами угадайте кто) соло на своем вибрафоне сыграл наш старый знакомый Павел. И это было красиво. Вибрафон по своему устройству напоминает ксилофон, только сделанный из металла. А по ксилофону, если что, бьют палочками с шариками на концах — его вы уже наверняка хоть раз в жизни видели в классе музыки, например.
Но это все же был далеко не самый экзотический инструмент этого вечера. Во время исполнения саундтрека к «Гладиатору» (я уже просто молчу про его автора) со сцены одиноко и протяжно заиграл дудук — армянский народный духовой инструмент. Вроде бы напоминает саксофон, но без грубости металла — нежно, протяжно, ностальгически.
Я смотрел на солиста Виталия Погосяна, как кобра на своего заклинателя, — залипнуть можно невероятно сильно. Ребята рассказывали, что на одном из предыдущих концертов именно на этом моменте внезапно вырубились свет и звук. Остался играть только дудук Виталия. Спустя полминутки ступора, не видя собственных нот, остальные музыканты начали импровизировать и подыгрывать. Зрители подумали, что так и надо, оркестр чуть не схватил коллективный инфаркт, но в итоге все прошло хорошо.
Когда заиграла тема из «Гарри Поттера», зал натурально взорвался, как будто тут живая группа Queen и сейчас начнется We Will Rock You. Так что нас не обманули по поводу главного, так сказать, хита. Примерно так же мощно арена отреагировала на «Интерстеллар»: на трибунах тут же загорелись тысячи фонариков, и где-то заплакал наш коллективный Мэттью МакКонахи. Голос, кстати, предварительно сообщил, что Ханс Циммер (ну естественно) даже не знал, что пишет саундтрек к фильму про космос, когда сочинял эту музыку. Нолан просто сказал ему написать об отце, который надолго разлучился с сыном. Получилось идеально.
Но сильнее всего лично на меня сработал саундтрек к «Списку Шиндлера» от Джона Уильямса. Сам фильм невозможно досмотреть, не прорыдавшись до состояния обезвоживания, и эта жалобная скрипка, навевающая холодную, но полную сострадания тоску, играет в этом не последнюю роль. Слезные мешочки дали пробоину, и в этом я был не одинок.
Ну а закончилось все «Аладдином». Ночь за пределами «Минск-Арены» была ни разу не арабская, а холодная и ветреная, и музыканты, видимо, не хотели, чтобы зрители возвращались домой с подмерзшими слезами на щеках. «Аладдин» справился: флешбэки о просмотре мультиков от Disney по телевизору (в девять утра в субботу, как сейчас помню) появились у каждого в зале, готов поспорить. Еще во время антракта музыканты приятно удивлялись тому, как их принял Минск: мол, аплодисменты были чуть ли не самые продолжительные во всем туре. Но финальные стоячие овации их точно добили. Ну, надеюсь.
Так, подав все в красивой поп-обертке, 12 тыс. минчан влюбили в симфоническую музыку. Вряд ли какой-либо оркестр смог бы собрать такой зал, исполняя Бетховена и Моцарта. Так или иначе, сейчас мы в той реальности, где симфонический оркестр может два вечера подряд собирать стадион, и это, конечно, уникальное явление. Это был отличный вечер, спасибо всем музыкантам — они совершенно точно не просто так едят свои вафельки с чаем.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by