21 сентября 2023 в 9:00
Автор: Саша Маниту. Фото: Анна Иванова, Александр Ружечка
Спецпроект

Их работа связана с алкоголем, но они не пьют. Бармен, трезвый водитель и работник пивзавода рассказывают, как такое возможно

Автор: Саша Маниту. Фото: Анна Иванова, Александр Ружечка

Если у вас есть вопросы к превратностям любимой работы, то эта история как раз для вас. Наши сегодняшние герои ежедневно сталкиваются с алкоголем по «долгу службы», но при этом не могут употреблять сами. В общем-то, как оказалось, не очень-то и хотят — это их осознанный выбор. Вместе с «Аливарией» мы продолжаем цикл про ответственное отношение к спиртному. Сегодня рассказываем истории бармена, работника пивзавода и трезвого водителя. О том, как они видят захмелевших нас со стороны. И о том, как же все-таки отдыхать правильно.

Пацанский кодекс чести, стакан воды и танцы от потрясающей бабушки. Истории бармена

Антон — бармен одного из лучших коктейльных баров Минска. Работает с 18 лет и никогда не воспринимал свое занятие как «подработку на лето». Для него это дело всей жизни и в некотором роде даже искусство. Правда, его бабуля до сих пор отказывается называть все это работой.

На смене Антон никогда не пьет из принципа, хоть и для многих других барменов пропустить шотик-другой за стойкой — в порядке вещей. Единственное исключение, когда Антону приходится выпить на работе — это процесс разработки рецептур новых коктейлей.


«Если я за стойкой — то я точно трезв»

— Когда шеф-повара создают новые блюда, они в процессе постоянно пробуют, что у них получается. Нужно ведь рассчитать рецептуру, пропорции, понять вкус разных сочетаний продуктов. У барменов то же самое, только нам тяжелее. С шефом ничего не станет, если он 50 раз по чуть-чуть попробует, например, фуа-гра. А бармены заранее знают, что творческие поиски неизбежно кончатся похмельем наутро. Искусство требует жертв. Но такое бывает нечасто и не в рабочую смену. А так, если я за стойкой — то я точно трезв.

Разговоры «по душам» с барменом — один из главных анекдотических стереотипов о профессии. Изрядно выпившие посетители не раз пытались излить Антону душу. При этом, как правило, разрешения на это у бармена никто не спрашивает.

Как говорит моя коллега в таких случаях: «Послушайте, я не психолог. Я могу сделать только хуже». Я эту фразу тоже использую, когда понимаю, что мне уже начинают жаловаться на жену и рассказывать о детских травмах. Поговорить с клиентами бывает очень интересно, но я сразу говорю, если это переходит грань. В конце концов, человеку завтра самому будет неловко вспоминать, что он доверил личное малознакомому бармену. Хотя, если мне что-то все-таки рассказали, я храню тайну. Хорошему бармену можно доверять.

Не секрет, что нетрезвые люди не прочь поискать приключений на пятую точку. Антон видел всякое. Как клиенты воровали барную вывеску. Как утром, пряча глаза, приносили ее обратно и извинялись. Все это можно понять и простить. Но вот драку и хамство — нет. Хотя даже из накаленных ситуаций Антон часто находил изобретательный выход.

Однажды к нам пришел очень пьяный такой дворовый пацан. Шумел, возмущался, хамил, кидал понты — в общем, что-то с ним надо было делать. Когда я подошел, началось классическое: «Да ты знаешь с какого я района? Да ты бы там вообще не выжил, щегол». Чтобы не накалять ситуацию, пришлось импровизировать. Говорю: «Да я с того же района, я тебя знаю! И что, мы сейчас будем с тобой позорить честь Серебрянки?» А я вообще не из Серебрянки. Но сработало: товарищ пошел умылся, привел себя в порядок, извинился, расплатился и был таков. Я прямо зауважал пацанский кодекс чести.

Ситуации, когда люди отдыхают в баре вообще без алкоголя, редки, но и они порой случаются. У Антона на этот счет есть любимая история.

Когда я только начал работать в одном из моих предыдущих баров, я стал замечать одну необычную постоянную гостью. Это была милая бабуля, которая приходила каждую субботу примерно в 3—4 часа утра, заказывала воду с лимоном и шла на танцпол. Она никогда не пила алкоголь, но танцевала при этом очень раскованно и от души. Однажды любопытство взяло верх, и я все-таки с ней познакомился. Спросил простое человеческое: «Почему именно мы?» Она ответила: «Да музыка у вас хорошая — диджей мне нравится. А утром воскресенья я сразу от вас иду на службу в церковь — тут как раз близко. Очень удобно». Потрясающая женщина.

«Пассажиры выстроились в очередь, чтобы поцеловать мою руку». Истории таксиста / трезвого водителя

Дан проработал таксистом четыре года. В какой-то момент к такси добавилась еще и опция трезвого водителя. Мы встретились аккурат в день, когда он повесил ключи от своего белого Logan на гвоздь (а вернее, просто отвез его обратно арендодателю). Все, теперь он занимается совсем другой работой. Но истории с ночной Зыбицкой, с захмелевшими индийцами из Курасовщины и прочие приключения останутся с ним навсегда.

Я иногда переживал, что в моей работе недостаточно остроты. Мне так никто и не сказал: «Шеф, плачу двойной счетчик — следуй за той машиной», к примеру. Но сейчас вспоминаю и понимаю, что экшена все-таки было немало. И он почти всегда был связан с нетрезвыми пассажирами. Вот вам, например, когда-нибудь веселый индус читал рэп прямо в ухо на протяжении получаса?

Ситуация была следующей: в машину сели несколько индийцев, с виду изрядно подвыпивших. Хороший таксист всегда предложит пассажиру подключиться к блютусу в машине, что и было сделано. Но вряд ли Дан мог предположить, что ребята поставят один трек на репит и будут в унисон зачитывать что-то на родном языке.

Причем хорошо так, вовремя подхватывая друг друга. Будь у меня большая красная кнопка, я бы нажал и развернул кресло, как в шоу «Голос». Но на третьем повторении уже стало напрягать. А всего их было штук десять за время поездки — кажется, даже слова в песне почти выучил. Я прямо чувствовал, как на каждом из перекрестков прохожие и другие водители сверлили взглядом мое заднее сиденье. Я их понимаю: до этого танцующих индусов они видели разве что в Болливуде. А мои еще и рэперы оказались.

В итоге вечеринка нашим индийским братьям очень понравилась. Настолько, что просто поставить пять звезд ребята посчитали недостаточным.

Я завез их в один из баров в центре города, мы вышли из машины, индусы выстроились в очередь, чтобы поцеловать мою руку. Наверное, это знак большого уважения в их культуре, но меня-то никто не предупреждал. Я смутился как никогда в жизни. Что я сделал-то такого этой рукой? Включил им блютус? — смеется парень.

Сам Дан с алкоголем ведет себя очень осторожно. Если и пьет, то редко, и никогда не садится за руль даже с похмелья, не говоря уже об опьянении.


«У таких сразу лучше ключи забирать»

Даже «отгонять» или «перепарковывать» машину, будучи хотя бы немного подшофе, я не стану. Некоторые водители дают послабления себе: «Да ладно, это же во дворе или на проселочной дороге» — у таких лучше сразу ключи забирать. Ты управляешь железной коробкой весом в тонну, которая может покалечить тебя или кого-то еще в считаные секунды — тут не должно быть никаких «да ладно». На тебе ответственность.

Дан говорит, что за время работы веселых пассажиров научился определять еще на подходе к машине. Каждый раз это была лотерея. В нее парню везло: за таксистскую карьеру Дана в его салоне обошлось без обычных в таких случаях «ЧП», хотя у многих таксистов это считается боевым крещением. Тем не менее пару раз пассажиры оказывались настолько захмелевшими, что их приходилось спасать.

Вез однажды симпатичную молодую девушку, которая явно перебрала, но очень старалась этого не показывать. Всю дорогу держалась молодцом, я даже за нее болел. Но вот мы приехали, дверь открылась, я услышал слова благодарности, а затем громкий хлопок. Дама поскользнулась и упала сразу после выхода из машины. Я отстегиваю ремень, собираюсь бежать на помощь, но слышу: «Нет, я сама, не надо!» А была зима, скользко… В общем, «хлопки» повторились еще дважды. Последний был особенно громкий, кажется, головой о капот. Тут я уже не выдержал и все же вышел.

Путь от машины до своего подъезда в итоге девушка проделала на руках Дана. Это звучало бы очень романтично, если бы не контекст. Тем не менее что-то рыцарское в поступке парня было.

Донес до двери, поставил на ноги, держу, как раненого солдата. А она посмотрела мне в глаза — голубые, глубокие такие у нее были — и бросилась меня обнимать. Резко так, крепко — я даже удивился, откуда силы появились. Расценил это как «большое спасибо», которое, ввиду ситуации, невозможно было выразить «словами через рот». Стояли так с минуту. Потом она таки собралась с силами и пошла к квартире. 

Возможно, из этого и могла родиться лавстори, но Дана смутило возможное сотрясение мозга у прекрасной дамы. В такие моменты сложно разобраться, где стрелы Амура, а где «вертолеты». Вообще, «подкаты» от нетрезвых пассажирок — дело нередкое, и часто — не особо приятное, признается Дан.

Как не пить, когда вокруг тебя ежедневно тонны пива? История работника пивзавода

Вадим работает наладчиком оборудования на пивном заводе, который входит в состав международной компании. Пиво окружает его регулярно: по десять часов подряд, каждый будний день. Сотни тонн, тысячи бутылок. У некоторых людей старой закалки, возможно, существует стереотип, что на пивзаводе работники могут дегустировать продукцию в процессе. Вадим на такое только усмехается.

— Это невозможно ни в коем случае. Опасно, дорого, глупо и вообще запрещено. Представь: одна «пьяная» или «похмельная» ошибка — и вся лента остановится на день. Там убытки могут быть в миллион долларов. Тут даже самый большой любитель алкоголя тысячу раз подумает.

В жизни Вадим пьет крайне редко, всего несколько раз в год. Друзья к этому привыкли, а менее знакомые люди могут удивиться.


«Настоящие друзья не станут уговаривать выпить»

Настоящие друзья не станут уговаривать тебя выпить еще или говорить, что ты их не уважаешь, если не пьешь дальше. Я с такими и не общаюсь. Я пытался понять, почему у нас принято заставлять. Пришел к выводу, что люди считают, что ты их не поймешь, если ты не в таком же измененном состоянии, что тебе нельзя доверять в этот момент. Это уже комплексы лезут наружу. Тут нужно идти к психологу, а не «в магазин за второй».

Как не пить в большой компании и увернуться от всех этих уговоров? У Вадима есть простой, но железобетонный вариант: показать ключи от машины. Большинство «уговорщиков» сразу же отстают — у нас это считается более чем уважительной причиной. В общем-то, ключи можно носить и показывать, даже если машины у вас нет — такой вот лайфхак.

Но даже несмотря на то, что пьет Вадим немного, дружить с ним имеет смысл даже пьющим. По крайней мере из-за его положительной профдеформации.

Я могу рассказать о вкусе пива, просто глянув на этикетку. Иногда смотрю состав и понимаю, что можно было сделать по-другому, круче. В общем, да, это все из-за работы. Я могу помочь друзьям выбрать лучшее пиво из тех, что на полке, но сам выпью свою бутылочку-другую, а потом уже с чаем сижу. Все привыкли, все понимают.

Свою философию умеренного потребления Вадим никому не навязывает. Но шутит, что наутро после вечеринки ему завидуют абсолютно все в компании. Также забавная особенность того, что ты пьешь меньше всех, — ты видишь со стороны все стадии опьянения друзей.

Сначала твой друг веселеет и сразу предлагает куда-то поехать. В этот момент надо его отговорить. Потом он может слегка уйти в депрессию, начать жаловаться на жизнь — тут его можно поддержать. Если все прошло хорошо, он начинает благодарить за то, что ты хороший друг, рассказывать, как он тебя любит, и жать «краба». Очень скоро после этой стадии нужно будет вызывать машину, помогать ему спуститься и позвонить его жене, чтобы его «принимали» на том конце, — смеется Вадим.

Напоследок Вадим рассказал историю с хорошим концом. О том, как он случайно стал алкогольным ангелом-хранителем для друга:

Однажды мы с товарищем пошли в бар в конце тяжелой недели. Я свою дозу выпил классическую и остановился, а друг пил побольше, и ему все не хватало. «Давай еще по одной, давай еще куда-нибудь зайдем» — такая история началась. Я вижу, что не надо — чуйка какая-то сработала. Но спорить и учить его жизни ведь не стану. Договорились, что он выпьет еще одну, и я вызываю ему такси. Наутро мне пришла СМС: «Вылезал из такси, упал, разбил колени. Ты был прав, последняя была лишней». С тех пор «последнюю» он не берет — начал понимать свою меру. Говорит, что вспоминает теперь меня в такие моменты. Это моя маленькая гордость.

ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ВРЕДИТ ЗДОРОВЬЮ.

Спецпроект подготовлен при поддержке ОАО «Пивоваренная компания Аливария», УНП 100128525.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by