9173
19 сентября 2023 в 11:33
Источник: Яра Горина. Фото: открытые источники

Детективные книги о реальных расследованиях: от маньяков до холеры в жанре тру-крайм

Источник: Яра Горина. Фото: открытые источники
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Термином «тру-крайм» сейчас принято называть документальную литературу о реальных преступлениях и их расследовании. На первый взгляд может показаться, что это про что-то плохое, а часто и вовсе ужасное. Про зло, которое безнаказанно бродит где-то рядом и творит свои черные дела. Но любят тру-крайм, пожалуй, не за очередную возможность пощекотать нервы. Ведь именно такие реальные истории о зле в чистом виде помогают разобраться в его природе и увидеть свет в конце тоннеля. Добру было трудно, оно совершало ошибки, сбивалось с пути, но все же победило. Это ли не хорошая новость для всех нас? Книги из сегодняшней подборки как раз про то, что не стоит сдаваться, даже если все очень плохо.

Подборку книжных серий составила Яра Горина, автор фэнтези из Минска. Да, она действительно читает все книги, о которых рассказывает. От корки до корки. Утверждает, что на одно произведение уходит два вечера (и две ночи).

Саша Сулим. «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России»

Книга написана белорусской журналисткой Сашей Сулим, которая в 2017 году взяла интервью у «ангарского маньяка». Можно сказать, что это не только положило начало книге, но и в целом изменило карьеру Саши. Теперь она популярный автор тру-крайм, которая снимает расследования, ведет собственный канал и интереснейший подкаст «Дела» о серийных убийцах.

В книге «Безлюдное место» рассказывается история самого кровавого серийного убийцы в России — Михаила Попкова, которого признали виновным в убийстве 80 женщин и искали в течение 15 лет. Дело происходило в российском городе Ангарск, где в те годы была не самая благополучная обстановка и высокий уровень преступности. Следователи не сразу догадались объединить убийства в серию.

От фильмов, где маньяки частенько оставляют послания, жаждут, чтобы их остановили, и общаются с полицией, составляя письма из буковок, вырезанных из журнала, реальность сильно отличается. Жертвы не связаны, мотива нет, маньяк все время ускользает, и даже у профессиональных профайлеров весьма ограничены возможности, чтобы «залезть в его голову».

Вроде и есть у маньяков общие черты, но каждая «психопатия» по-своему уникальна. В книге Саши Сулим нет киношной романтизации подобных людей, но разные истории очень неплохо позволяют понять, что действительно движет маньяками, как они становятся на этот путь и можно ли это предотвратить.

Но все же самое интересное в книге — это само расследование, натуральная одиссея длиной в 15 лет. Один из основных следователей — Артем Дубынин, который вел дело, несмотря ни на что, пожалуй, мог бы стать хорошим прототипом для персонажа кино. И реальность в данном случае была бы гораздо невероятнее выдумки. Например, можно ли представить сюжет, где улики по делу пропадают, показания выжившей свидетельницы считают придумкой или один из следователей крутит роман с женой маньяка? Такое точно нарочно не придумаешь.

Заодно в книге рассказывается и о других громких серийных убийствах, проблемах, из-за которых так сложно расследовать подобные преступления, о досадных ошибках и случайностях, помогающих маньякам уходить от правосудия. А еще о том, как их все-таки ловят. И временами кажется, что само провидение помогает выйти на след, и справедливость все же побеждает в неравной борьбе.

Стивен Джонсон. «Карта призраков. Как самая страшная эпидемия холеры в викторианском Лондоне изменила науку, города и современный мир»

В истории медицины встречаются сюжеты гораздо более закрученные, чем любой криминальный триллер. И открытие холерной палочки как раз одна из таких. Почти «Игра престолов», особенно если учесть, что один из главных героев здесь тоже Джон Сноу.

В книге рассказывается о реальном расследовании одной из крупнейших вспышек холеры в Лондоне 1854 года. Город в панике, поскольку буквально за пять лет до этого в Уэльсе от этой болезни умерли 53 000 человек. Основная же теория научной общественности тех лет заключалась в том, что болезнь передается по воздуху и вызывает городское зловоние — миазмы. Например, в Лондоне во всем виновата река Темза, «великая вонь» от которой не обходит даже здание парламента.

Это тот самый случай, когда читаешь книгу, будучи в курсе, что герой прав, но просто пока еще не смог эту правоту доказать. Джон Сноу явно догадывается, как обстоят дела, и в распространении холеры подозревает грязную воду. И вот болезнь собирает свою жатву, а ученые, журналисты и врачи пытаются найти истинный источник заражения и спасти людей. И все это на фоне шокирующих современного человека реалий жизни Лондона XIX века, тогдашней планировки городов, санитарного состояния, здравоохранения и даже политики.

К тому же понятно, что герою явно не хватает знаний, которыми сейчас обладает чуть ли не каждый школьник, нет технологий, ресурсов и связи. Но у него получается, несмотря на все ошибки и препятствия, которые стоят на пути. И не только узнать правду, но и положить начало тем изменениям, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Необходимость обеспечить людей чистой водой не могла со временем не изменить облик городов и сделать очевидным тот факт, что скученность и антисанитария рано или поздно приведут к беде.

Это медицинское расследование удивляет еще больше, если узнать, как история с холерой развивалась дальше. Например, о том, что спустя почти 30 лет после обнаружения Джоном Сноу причины болезни в Лондоне в Мюнхене продолжался старый спор. Президент Баварской академии наук Макс фон Петтенкофер, который положил жизнь на пропаганду гигиены и поднял ее на совершенно новый уровень, продолжал придерживаться теории миазмов. Чтобы доказать Коху свою правоту, он даже выпил культуру холерных вибрионов. Бульон из бактерий, вероятно, был не лучшего качества, а потому Петтенкофер не заразился и благодаря опыту получил большой респект от коллег-миазматиков. А спустя 9 лет застрелился в собственном доме после смерти жены и детей. То ли от депрессии, то ли от чувства вины, что Кох таки оказался прав и зря он его ругал все эти годы, называя «охотником за микробами».


Не забывайте, что у нас есть книжный чат. Все прочитанные сюжеты можно и нужно обсуждать с такими же книгоманами.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро