Госпрограммы по регулированию рождаемости действуют во многих странах, но появились они относительно недавно. А вот сама идея такого контроля весьма древняя, острая и противоречивая. Одни традиции запрещают вмешиваться в естественные процессы, другие не приветствуют такое вмешательство, но реальность, как всегда, сложнее. Попробуем, никого не обижая, рассказать о том, как сдерживали и стимулировали рождаемость в разные времена.
Человеческие сообщества независимо друг от друга обычно проходят четыре демографические стадии. Представим их на условном примере.
Есть небольшая выдуманная страна, которая находится на маленьком острове, где живет 100 человек. Все живут первобытной естественной жизнью и рожают много детей, но смертность на острове тоже довольно высока из-за нехватки ресурсов.
Теперь представим, что жители острова получили медицинскую помощь, а также пищу извне. Смертность падает, рождаемость увеличивается еще больше. Начинается бурный рост населения (то, что мы видели в развивающихся странах Азии и Африки).
Теперь на острове уже живут 200 человек. Однако с течением времени жители начинают осознавать, что ресурсов для всех не хватает. Меньше земли остается под посевы, не хватает воды и многого другого (опять прямая параллель с некоторыми развивающимися странами).
Он наступает после так называемого демографического перехода. Если раньше людям было выгодно растить много детей, чтобы те могли помочь им на ферме пасти скот и в прочих делах, то с развитием индустрии и услуг это становится менее важным. Представим, что на острове появился город современного типа, где другие ритм жизни, цены, стандарты и, как следствие, низкая рождаемость. Производительность труда ушла далеко вперед, рождаемость меньше смертности, не хватает рабочих рук.
Вот, собственно, и вся история человечества с точки зрения упрощенной демографии.
Судя по всему, рождение детей и обязательные для этого действия воспринимались древними людьми так же естественно, как добывание пищи. При этом периодически возникала проблема перенаселения. Здесь кое-что придумывали даже первобытные общества: пили отвары из определенных трав, прыгали с пальм ради выкидыша, на далеких изолированных островах кастрировали часть мальчиков, кое-где в трудные времена встречался инфантицид (убивали одних детей, чтобы выжили остальные).
На некоторых островах Полинезии до сих пор показывают камни, возле которых в годы перенаселения строили всех молодых мужчин для измерения роста. Всем, кто был выше отметки, обычай предписывал собирать вещи, садиться в лодки и искать себе новые земли. Может, это и легенда, но слишком похожая на правду.
Однако сознательное влияние на демографию было редкостью. С перенаселением справлялись болезни и голод. А если не справлялись, начинались войны, сокращавшие население на десятилетия вперед.
Единственный известный и распространенный с древних времен способ стимулирования рождаемости — ранние браки. При среднем сроке жизни в 30 лет, чтобы успеть вырастить детей, надо было рожать их в 15.
Первым, кто посмотрел на рождаемость с точки зрения современной науки, был Томас Мальтус — британский ученый, еще в 1798 году объяснивший, что население растет быстрее, чем материальное производство, но, что особенно важно, быстрее, чем производство еды.
По мнению Мальтуса, чтобы избежать массового голода и сохранить ресурсы для будущих поколений, нужно увеличить возраст вступления в брак, а вступившим в брак периодически воздерживаться, чтобы не родить слишком много детей (Мальтус был религиозен и не признавал абортов). Еще он считал, что помощь бедным только увеличивает число бедняков. А тех, кто уже беден, предлагалось забирать в армию и отправлять на освоение колоний.
Общественные деятели теорию мальтузианства возненавидели, но многое из предложенного сбылось, пусть и с другими объяснениями.
Современные идеи регулирования рождаемости озвучили в Соединенных Штатах в начале XX века. Но в Америке и в Европе этого не понадобилось: богатое общество само сделало демографический переход. Зато масштабные эксперименты затеяли в другой части света, а именно в Китае.
Самая масштабная демографическая программа называлась «Одна семья — один ребенок» и действовала в Китае с 1979 по 2015 год. Она достаточно известна, но напомним суть:
Это был весьма драматический период, много писали о принудительных абортах и стерилизации. Побочным эффектом стала дискриминация девочек (от них избавлялись на стадии беременности).
Это известная проблема стран без развитой системы пенсий: там, где стариков кормят дети, сын считается более надежной инвестицией на период старости. Поэтому сейчас в Китае мужчин на 30 млн больше, чем женщин. Некоторых детей вообще не зарегистрировали, тем самым лишив нормального образования и достойной работы.
Программу «Одна семья — один ребенок» официально прекратили 2015 году. В итоге она предотвратила рождение 400 млн новых жителей Китая. В 1970 году китайская женщина рожала в среднем 5,8 ребенка, в 2015-м — 1,6. Но стало ясно: экономике не хватит рабочих рук на дальнейшее развитие, и в перспективе содержать стариков будет некому.
Всем семьям разрешили иметь двух детей. На этот раз эффект был незначительным: в 2019 году в Китае зафиксировали самую низкую рождаемость за 70 лет — 10,48 на тысячу человек. Причинами называют высокие расходы на детей, недостаток социальной поддержки для семей, а также новые ценности и предпочтения у молодежи. В общем, произошло все то же, что в Европе.
В 2021 году Китай объявил о новой демографической программе, которая разрешает иметь до трех детей на одну семью. Цель — повышение рождаемости до 1,8 ребенка на женщину к 2025 году и обеспечение устойчивого развития страны. Меры все те же, что и в стареющих западных обществах:
Результаты есть, но пока скромные: писали, что рождаемость и количество браков сразу выросли на несколько процентов. Но чтобы переломить тенденцию, этого мало, и снова пошел обратный процесс: в 2022 году смертность в Китае превысила рождаемость. На тысячу человек здесь рождается 6,77 ребенка. Для сравнения: рождаемость в США в 2021 году была 11,06 на тысячу, в Великобритании — 10,08, а в Индии — вообще 16,42, но об этой стране мы расскажем отдельно.
Сейчас в Китае женятся и рожают единственные дети. Часто пишут, что у них другое отношение к потомству, они сами уже были единственными, потому не умеют и не хотят делить свое родительское внимание между многими детьми. Кстати, малодетность присуща не только понятной нам Европе — то же давно случилось в Японии, где живут по своим традициям.
Совсем недавно официально объявили, что самая населенная страна мира теперь не Китай, а Индия — тут уже 1,417 млрд жителей. Население росло примерно на 1% в год, порядка половины жителей моложе 25 лет (в Китае таких меньше четверти). Однако в Индии с перенаселением тоже боролись — иногда очень странными методами.
Первые программы появились еще в 1952 году. Низкий уровень жизни, здравоохранения и образования, особенно у сельских жителей, провоцировал самые жесткие меры. Писали о лагерях стерилизации для женщин, особенно бедных.
Вскоре обратили внимание и на мужчин. В 1976 году премьер-министр Индии Индира Ганди заявила, что необходимо уменьшать рождаемость любыми способами и что ради спасения нации можно ограничить людей в личных правах. Потом писали, что в результате 6,5 млн индийских мужчин подверглись принудительной вазэктомии — это не кастрация, на способность заниматься сексом не влияет, но зачать детей уже не получится.
Эти же меры старались перевести в добровольное русло. Мужчинам, например, предлагали за стерилизацию огнестрельное оружие, что повышало их неформальный статус. Женщинам давали деньги и разные социальные блага для уже родившихся детей. Законодательно повышали возраст вступления в брак.
Но Индия, в отличие от Китая и других стран, весьма неоднородна, власть и влияние распределяются между многими центрами силы, имеющими разные взгляды на многие вопросы. Кроме того, там весьма сильны традиции. Государственное принуждение работает слабо. В большинстве индийских штатов демографическая программа скорее провалилась. Кстати, из-за выборочных абортов тоже заметен недостаток девочек.
К счастью для других государств, молодые и неженатые индийские мужчины организованной воинственности не проявляют. Однако Индия печально известна ужасной статистикой изнасилований. Быть женщиной в этой стране не только тяжело, но и страшно.
Что действительно работало с точки зрения контроля рождаемости, так это переезд в города и рост образования, особенно женского. Образованные городские семьи росли небыстро, чаще ограничивались рекомендованными двумя детьми, причем без принудительной хирургии. Сейчас в индийской демографической политике основной упор делается на просвещение и здравоохранение — возможно, потому, что высокая младенческая смертность обычно стихийно компенсируется еще большей рождаемостью.
Когда в Индии случится демографическое равновесие, пока не ясно. Страна слишком разнообразна, люди, говорящие на одинаковых языках, часто живут в разных эпохах: у кого-то вполне XXI век, кто-то еще в Средневековье.
В Иране демографическая политика за последние полвека совершила несколько разворотов и была эффективной на каждом этапе, кроме последнего.
За 30 лет, с 1956 по 1986 год, население Ирана выросло с 18,95 млн до 49,45 млн человек. Пик пришелся на 1984-й — 6,8 ребенка на одну женщину — больше, чем в царской России и Центральной Африке. Это были годы ирано-иракской войны. Многие пары рожали больше детей из страха потерять сыновей на фронте. Кроме того, многодетным давали некоторые материальные преимущества. Исламская духовная власть приветствовала большие семьи.
В конце 1980-х власти пришли к выводу, что экономика страны не может обеспечить такое слишком быстро растущее население. После консультаций с врачами и духовными лидерами разработали новую программу планирования семьи:
Материальное благополучие и уровень образования молодежи при этом росли. Параллельно шла урбанизация, росли благосостояние и уровень образования, особенно женского, падала детская смертность. Благодаря новой программе рождаемость в Иране упала почти в 3 раза: с 6,8 ребенка на женщину в 1984 году до 2,8 в 1996-м, а позже и до 1,8 (это уже старение нации и сокращение численности населения).
Власти сориентировались и поменяли вектор:
В общем, по стране результаты слабые: в сельских регионах по-прежнему рожают много, в столице и крупных городах — 1,6—1,8 ребенка на семью.
Сингапур за последние полвека прошел и жесткие ограничения по китайскому образцу, и западные варианты стимулирования рождаемости, а также добавил кое-что от себя.
В 1960-х рождаемость ограничили, в 1972-м запустили программу «Одна семья — один ребенок». Тоже пропагандировали планирование семьи, контрацептивы и стерилизацию. За первого ребенка давали пособие, за следующих — штрафы. Результаты превзошли китайские: в 1960-х одна жительница Сингапура рожала 4,7 ребенка, в 2019-м — только 1,1.
В 1990-х пришлось бороться уже не с перенаселением, а за рождаемость — примерно так же, как и везде: соответствующая пропаганда, поддержка семей с детьми (льготы, выплаты, бесплатные услуги, особые условия для молодых семей).
Одна из самых интересных программ — Romancing Singapore. Государство предлагало романтические круизы и перелеты, чтобы люди в атмосфере любви и благополучия могли познакомиться, завести отношения и зачать ребенка. Правда, круизы были не бесплатны и предлагали их не всем, а только людям с высшим образованием. Программа набирала популярность, демографического взрыва не произошло, но успешные знакомства были.
Однако спустя непродолжительное время программу сочли слишком фривольной и закрыли. Рождаемость в Сингапуре осталась низкой.
В Европе рождаемость никогда не ограничивали, тем не менее практически везде она упала ниже уровня воспроизводства (это примерно 2,1 ребенка на одну женщину). Теперь во всех европейских странах рождаемость стимулируют, причем почти везде одинаково: выплатами при рождении ребенка, помощью маленьким детям, предоставлением льгот на жилье для молодых семей, а также особыми выплатами малоимущим, многодетным и матерям-одиночкам.
Результаты разные, но везде недостаточные, а одна из первых попыток была и вовсе трагической. Сейчас мы говорим о Румынии времен Чаушеску. Этот правитель поставил цель к 1990 году увеличить численность населения до 24—25 млн. Для этого в 1966 году запретили аборты, прекратили продавать контрацептивы, ввели налог на бездетных граждан в размере 30% от их дохода (в СССР налог на бездетность тоже был, но составлял он 6%).
Сразу после этого рождаемость в Румынии возросла почти вдвое. А потом распространились подпольные аборты, в 1980—1983 годах абортов было больше, чем родов. Как раз в этот период экономическое положение ухудшалось, было много неустроенной молодежи. Все кончилось сменой власти, жесткие меры стимулирования рождаемости отменили.
Современные программы повышения рождаемости в Европе тоже не особенно эффективны. Серьезного успеха добились всего в нескольких странах.
До начала активного стимулирования рождаемость во Франции составляла около 1,7 ребенка на женщину. После введения мер поддержки она увеличилась почти до 1,84 ребенка.
Рождаемость в Швеции была чуть ниже 1,5 ребенка на одну женщину. После введения программы повышения рождаемости она выросла почти до показателя 1,66.
В других странах наблюдались скорее всплески рождаемости, но не стабильный рост. В России появление материнского капитала сулило большие перспективы, но теперь пишут, что материнский капитал лишь сдвигает календарь рождений.
И ни в одной из стран Европы, несмотря на материальное и нематериальное стимулирование рождаемости, не удалось достичь уровня воспроизводства населения, который составляет примерно 2,1 ребенка на женщину.
Штрих к демографическому портрету: по официальной статистике, доля детей, рожденных в Европе не коренными жительницами, растет с 2013 года. В Люксембурге 65% детей рождены матерями иностранного происхождения, на Кипре, в Австрии и Бельгии — порядка трети, но в Болгарии, Словакии и Польше — всего около 2%. Проще говоря, рожают мигранты, и следующие поколения европейцев могут сильно отличаться даже внешне.
В большинстве прогнозов будущее выглядит так:
Однако все это взгляд из сегодняшнего дня, продолжение нынешних тенденций. А жизнь всегда непредсказуема.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by