В последние годы в Минске — кажется, вопреки обстоятельствам, а не благодаря им — случился расцвет частных пекарен. Что знали белорусы о круассанах еще десять лет назад? Примерно ничего. Расцвет искусной выпечки можно объяснять самыми разными причинами — например, психологическими: в англоязычном мире это называется comfort food — еда, к которой обращаются взрослые в сильном стрессе, чтобы почувствовать себя в безопасности, как в детстве. Другие причины — исключительно экономические: выросло поколение белорусов с запросом на качественную выпечку — и пожалуйста, рынок пошел навстречу. Или, как вариант, дело в технологиях: наконец-то белорусы, обучившись напрямую у французов, сумели наладить производство в Минске. А может, это просто случайный поворот судьбы? Каков бы ни был ответ, он не мешает наслаждаться паштейшами и мильфеями. Боже, храни слоеное тесто!
Учитывая обнадеживающие вводные, Onlíner решился на слепую дегустацию круассанов. В роли эксперта выступает шеф-пекарь Brioche Елена Вакер, также в дегустации участвуют самоотверженные любители выпечки из числа сотрудников Onlíner. Круассаны из пяти разных пекарен — Bro Bakery, «Дражина», «Лен», «Тьерри», Paul — плюс кот в мешке в виде круассана, выпеченного в «Санте», предстанут перед строгими критиками. Серьезный игрок на рынке — Mroiva в дегустации, увы, не участвует: в 09:30 в пекарне не оказалось ни одного классического круассана.
Но прежде, истекая слюной и предвкушая тот самый хруст, давайте разберемся с матчастью.
По словам Елены Вакер, рецепт, на первый взгляд, очень прост: вода, дрожжи, мука, соль, сахар и сливочное масло. Некоторые энтузиасты добавляют молоко.
— Но, во-первых, эти ингредиенты должны быть очень высокого качества. Мука — только «сильная», с высоким содержанием белка, иначе эталонный круассан не испечешь, — объясняет Елена. — Затем сливочное масло — оно должно быть пластичным, термостабильным, не менее чем 82,5-процентной жирности и… очень вкусным. Потому что вкус сливочного масла — это и есть вкус круассана: на килограмм теста закатывают 250—300 граммов масла.
Во-вторых, чтобы сделать хороший круассан, необходимо соблюсти фантастическое количество нюансов. Их невозможно повторить в домашних условиях. Например, температуры: в цеху (не выше 16—18 градусов), у продуктов, в замесе, в раскатке, в расстойке теста… Если нарушить цифры, круассан не получится: либо дрожжи проснутся раньше времени, либо масло вытечет. Новички начинают работать с пирометром, ну а профессиональный пекарь чувствует температуры кончиками пальцев.
Двенадцать часов уходит на то, чтобы из воды, дрожжей, муки, соли, сахара и сливочного масла на свет явился готовый круассан. При этом на его вкус влияют даже такие мелочи, как идущий за окном дождь.
Во Франции действительно так считают. Там искренне верят: любая начинка лишь портит вкус. Поэтому в Париже вы найдете только классические круассаны без начинки либо миндальные.
— Мне кажется, белорусский потребитель по-хорошему избалован и хочет разнообразия. В Минске всегда можно купить круассаны и с шоколадом, и с сезонными ягодами, и с рыбой… Это позволяет сделать жизнь более интересной, — улыбается Елена Вакер.
Белорусы напрасно напуганы заморозкой, убеждена Елена Вакер.
— Если заморозка произведена правильно и длится не больше 3—5 суток, она никак не повлияет на качество круассана, — считает шеф-пекарь Brioche. — Если в тесто не добавлены искусственные вещества, позволяющие хранить его несколько месяцев, все в порядке. Даже хороший пекарь может позволить себе заморозить тесто в шокере в нерасстоенном виде (до брожения. — Прим. Onlíner), это нормальное явление. После разморозки дрожжи оживают, и ни я, ни вы не заметите разницу между полуфабрикатом и свежеиспеченным круассаном.
Между прочим, даже во Франции, как говорит статистика, 30—40% круассанов в патиссери и буланжери выпекают из замороженного теста.
— Другое дело, что в Минске даже в самых разрекламированных сетях вы можете купить круассаны, сделанные из готового замороженного теста, которое хранилось, к примеру, пять месяцев. Вот это уже «кондитерский грех». Это портит вкус, — констатирует Елена. — Но в целом я бы боялась не заморозки, а маргарина вместо сливочного масла либо не той муки.
Тут, кажется, все довольно просто. Эталонный круассан легко отличить от «лжекруассана» уже по внешнему виду. Нужно искать пышный, с видимыми слоями, красиво свернутый экземпляр. Разрезав его строго поперек, вы узнаете правду. Пористая влажная кружевная сеточка со множеством слоев, нежно ломающихся на языке, хрустящесть, воздушность и упругость — вот к чему должен стремиться каждый уважающий себя круассан.
По словам шеф-пекаря, если держать в уме факт, что круассан на четверть состоит из сливочного масла, цена выглядит более оправданной.
— Ингредиенты, ручной труд, налоги, сертификаты качества… Не подумайте, что пытаюсь оправдаться, — смущенно улыбается Елена, — но труд пекаря — это ручная работа от «а» до «я». Каждый треугольник теста я скручиваю в круассан собственными руками — 364 штуки каждый день! Это тоже чего-то стоит.
Достаточно поистекав слюной, приступаем к слепой дегустации. Правила стандартные: ни наш пекарь-эксперт, ни добровольцы-любители не знают, под каким номером скрывается какой круассан. Более того, им неизвестно, выпечку из каких именно пекарен мы сегодня тестируем на вкус. Ведь шесть слоеных дружочков — это лишь малая часть игроков на рынке.
Итак, приступим.
Вес: 69 граммов
Цена: 3 рубля
— По внешнему виду этот очень красивый. Высокий, и, главное, сколько слоев! Даже можно посчитать, — довольна Елена Вакер. Специальным ножом она разрезает круассан строго пополам. Так ли он красив внутри, как снаружи?
— Это именно то кружево, которое мы ждем в круассане. Видите дырочки? Они образовались, потому что в слоях было масло. Слышите, как хрустит кончик? Это и есть правильный хруст. Французы, кстати, считают самым вкусным в круассане именно кончик, обмакивают его в чай или кофе и обязательно съедают, — объясняет шеф-пекарь.
— Круассан должен пахнуть хорошим сливочным маслом. Подносите к носу — и чувствуете аромат свежих сливок. Здесь он есть. Правильный запах на месте, — довольна Елена Вакер.
Наконец, самое главное — вкус. Не разочарует ли?
— Классический вкус. Хруст. Хорошая мука, которая ощущается как слегка «резиновая» текстура. Мне нравится этот круассан, даже очень, — приходит к выводу шеф-пекарь Brioche.
Вес: 70 граммов
Цена: 3,20 рубля
— Заметьте, первые три круассана весят примерно одинаково. Тогда почему этот визуально меньше? Не такой воздушный, не такой пышный… Видимо, что-то пошло не так, — предполагает Елена Вакер. — Будет ли там кружево, облако внутри, те самые легкие, воздушные поры, слои, за которые мы любим круассаны? Нужно смотреть в разрезе. В конце концов, нет кондитерского стандарта круассана по весу или объему.
Пекарский нож разрезает круассан — и… сюрприз.
— Слои есть. Очень даже! Знаете, я не буду придираться к форме. Французы, например, не такие перфекционисты, как мы. У белорусов больше претензий к внешнему виду. Так что да, этот круассан немного уступает по внешнему виду, но слои мне нравятся, — рассуждает шеф-пекарь.
Елена подносит круассан к носу, вдыхает и…
— Очень хороший запах! Прямо очень! А ведь круассан — это в первую очередь аромат, — она кладет кусочек в рот: — Сладкий, сливочный. Просто фантастическое масло! Сливочный вкус, хорошая текстура, сбалансировано сочетание соли и сахара… Идеально!
Вес: 75 граммов
Цена: 3,20 рубля
— С внешним видом у этого круассана все в порядке. Давайте разрежем. Большие дырки, интересно. Сетка есть, хорошая, неплохая. Вообще, большие дырки — это хорошо. Считается, чем больше, тем круче. Но в данном случае можно заподозрить, что имела место небольшая недорасстойка. Чуть-чуть, возможно. Либо изначально задумывалось меньшее количество слоев. Это не нарушение, так решил пекарь. В любом случае это хороший круассан, — говорит Елена Вакер.
— Пахнет сливочным маслом. К текстуре и вкусу придраться не могу. Ровный, хороший, правильный вкус. Попробуйте — и скажите сами, — взывает к журналистам Onlíner шеф-пекарь.
Вес: 60 граммов
Цена: 2,30 рубля
— Круассан-бедолага. Тяжелый, я не вижу здесь воздуха, не слышу хруста. А ведь именно воздух и хруст делают круассан круассаном. В разрезе видим, что масло, возможно, вытекло. Его честно пытались слоить, но не получилось. Да, маленькая сеточка есть, но нежной воздушности я не наблюдаю. И то, как пахнет, мне не нравится, — заключает Елена Вакер.
Но у сети одиннадцать заведений в Минске. Не может быть, чтобы минчане массово заблуждались. А вдруг вкус изменит суждение о «бедолаге»? Увы.
— Вообще не чувствую хруста, слои сминаются, слипаются… Не ощущаю французского флера, как и тонких лепестков теста. Мое предположение: не соблюдена технология приготовления. Хотя по вкусу я чувствую, что и мука неплохая, и масло хорошее, и соль с сахаром в норме. Все есть, все положили. Но почему-то не смогли добиться легких воздушных слоев, — говорит шеф-пекарь.
Вес: 57 граммов
Цена: 1,29 рубля
— Надеюсь, вы купили это в супермаркете, а не в пекарне, — нехотя рассматривает Елена образец, отличающийся от своих собратьев бледностью. — Думаю, он сделан из дешевого замороженного теста. Такая массмаркет-история.
Наклонившись к нему поближе, шеф-пекарь выносит вердикт: «Это не круассан». — «Но подождите, на ценнике написано: „Круассан французский на сливочном масле“!» — «Он бледный, слоев я почти не вижу. Не буду утверждать, но склонна думать, что все же он сделан на маргарине».
Взмах ножа — и уязвимая обнаженная плоть круассана предстает в разрезе.
— Ну, слои есть, — неуверенно протягивает Елена Вакер. — Но он не хрустит. Не вызывает у меня желания укусить. И очень сильно пахнет чем-то химическим. Извините, но есть его я не стану.
Вес: 54 грамма
Цена: 3,90 рубля
— Как покупателю и как шефу мне не нравится количество оборотов, — сразу заявляет Елена Вакер, не догадываясь, что перед ней самый дорогой круассан в сегодняшней выборке. — Давайте посчитаем: всего три оборота. Чтобы слоев было много, треугольник теста для круассана нужно сильно растянуть и закрутить. Это можно сделать только в том случае, если тесто очень эластичное: правильно вымешанное, с хорошим сливочным маслом и качественной мукой. Иначе оно просто порвется.
Разрезаем круассан.
— Увы, это булка, — огорошила Елена. — Слоев я не вижу. Предполагаю, что масло либо вытекло при горячей расстойке, либо температура закатки не была соблюдена, и оно смешалось с тестом. В итоге круассан тяжелый, он таким быть не должен. Не чувствую ярко выраженного запаха сливочного масла.
Эксперт откусывает круассан. Барабанная дробь…
— Он не хрустит от слова «совсем», суховат, чувствуется слабая кислинка. Не скажешь, что тут есть что-то прямо невкусное, но на вкус как батон, — таков вердикт.
— Вкус, конечно, важнее внешнего вида, — говорит Елена Вакер, подводя итоги. Получается, с круассанами — как и с людьми: внешность не всегда отражает подлинную суть.
Ну а что скажет неискушенная публика? Народное мнение, на удивление, схоже с профессиональным, хотя среди дегустаторов были люди, которые честно признались: «Ел круассан без начинки только раз в жизни». Большинство сошлись во мнении, что вкус первых трех круассанов очень сильно отличается от последних трех. В любом случае без неожиданностей не обошлось.
Круассан номер 1 получил отзывы от «о боже, как вкусно», «тот самый сливочный вкус» и «вкус детства» до «обычный пресноватый круассан», который «сильно крошится» и «не понимаю, почему он всем так понравился: красивый, но суховатый, недостаточно масла».
Образец номер 2 был оценен как «воздушный», а еще «очень вкусный» и «посмотрите, сколько у него слоев!». Но в целом словесных характеристик было мало, люди предпочитали просто молча и с удовольствием есть.
Экземпляр номер 3, по мнению изголодавшихся офисных работников, «похож на классический круассан: легкость, хрустность — вот это вот все». «Хороший классический круассан, с текстурой», — заявили ценители выпечки. Хотя были и менее восторженные отзывы: «Думаю, он недорогой, но в целом нормальный. Точно не представляет угрозы моему здоровью». И даже такой: «Что съел, что не съел — не понял. Пустой он какой-то».
Слоеный дружочек номер 4 пользовался меньшей популярностью: «он словно застрял в круассановом лимбе между двух миров», «какой-то он безликий», «с жесткой хрустинкой» и даже «он точно не из пекарни, а из магазина».
Плод промышленности под номером 5 для некоторых дегустаторов оказался той самой ностальгической comfort food: «похож на трубочку, что я ел в детстве, только без крема», «а мне понравился, он не жирный». Хотя большинство отнеслись к нему строже: «его как будто только что разморозили», «жалею, что попробовал», «флер залежалого батона в предплесневелом состоянии».
Наконец, номер 6 окрестили «булкой в круассаньей шкуре». «Почему у него такая текстура, не как у круассана?» — задавались вопросом дегустаторы. «Булка, стопроцентная булка, которая пытается быть круассаном», «твердый, мне вообще не понравился» — вынесли вердикт безжалостные поедатели выпечки.
Просим дорогого читателя не относиться к результатам слишком серьезно. Сливочность и хрусткость, а уж тем более «французский флер» — понятия субъективные. Со стопроцентной уверенностью можно сказать лишь одно: качественной выпечки в Минске становится больше, а у компаний, когда-то видевших себя игроками-монополистами, появляются серьезные конкуренты.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by