Мы нередко писали о проблемах детей с аутизмом. Родители делились своей болью, специалисты говорили про адаптацию в обществе, а продюсер Леонид Дирнштейн и в прошлом балерина Ирина Киселева рассказывали историю создания семейного инклюзивного театра «i». Казалось бы, многое уже разложено по полочкам и повторять известные аксиомы, о которых писано-переписано, смысла нет. Но и в этой теме есть белые пятна. Как оказалось, в Минске практически нет спортивных секций по игровым видам спорта, где готовы принимать детей с аутизмом и работать с ними.
Единственной, как нам рассказали, оказалась футбольная академия «ДНК нации». Мы сходили на одну из тренировок, посмотрели, как нейроотличных детей обучают футболу, и узнали, для чего вообще школе понадобилось это направление.
Улыбчивому мальчику по имени Артем 7 лет. В футболке с фамилией Месси на спине он задорно топчет пол спортзала 20-й гимназии, со всей мощи бьет оранжевым мячом по маленьким воротам и после очередного точного попадания, как настоящий футболист, поднимает руки над головой и протяжно кричит: «Г-о-о-л!»
Так с виду и не поймешь, что у Артема есть какие-то особенности, но несколько лет назад врачи определили у мальчика аутизм. Многие люди с таким диагнозом, как мы уже писали, не ходят в школу, не ведут активный образ жизни. Но у Артема история другая. Аутизм не болезнь. С этим расстройством рождаются и живут, но при этом люди с таким диагнозом, если уделять им внимание, могут адаптироваться, работать, зарабатывать. Родители мальчика хотят максимально интегрировать ребенка в общество, помочь ему стать физически уверенным, и спорт — один из тех «витаминов», которые должны ему в этом помочь.
— Началось все с беспокойства о том, что наш ребенок долго не разговаривает, — вспоминает Юлия, мама Артема. — Мы стали обращаться к специалистам, но нас успокаивали, мол, ничего страшного. Однако Артем не заговорил и к 3 годам. В итоге выяснилось, что у нас вот такая проблема [аутизм]. Кроме речи, на тот момент проблем не было. Они стали проявляться после 3 лет и касались, кроме прочего, поведенческих особенностей. Сами мы не справлялись, и пришлось обращаться за помощью к специалистам. До сих пор есть определенные вопросы с речью, и пока это главная проблема.
Специалисты сказали, что поможет только постоянная работа… Волшебной таблетки от аутизма нет. С ребенком необходимо просто все время заниматься.
В сентябре Артем пошел в школу и сейчас учится в одном из интегрированных классов. Юлия вспоминает, что в детском садике сын особо ни с кем не дружил, тогда как в школе все совершенно иначе: дети сами проявляют к нему интерес и внимание. В футбольную школу он попал через инклюзивный театр, в котором родителям рассказали о секции. Футболом он занимается уже почти полтора года.
— Артем — очень активный мальчик, он любит спорт, но, к сожалению, не везде для этого есть возможности, — рассказывает мама. — Детей [c аутизмом] берут заниматься не во все секции. Мы пробовали ходить на каратэ, но тренер сказал, что у него, увы, нет возможности уделять ему очень много внимания.
Для этого нужна небольшая группа, и в обычную секцию его не отдашь. Даже в бассейне возможны исключительно индивидуальные занятия.
Вообще, очень ценно, что есть люди, которые готовы заниматься с нашими детьми. Тренер у нас замечательный: к каждому может найти подход, и заметно, что дети ходят к нему с удовольствием. И очень здорово, что они сближаются, общаются и занимаются спортом. Так что, пока будет работать секция, будем водить сюда Артема.
С противоположной стороны за 5-летним сыном Артуром наблюдает его мама Наталья. Женщина признается, что у сына в раннем возрасте диагностировали проблемы с речью, и сейчас она даже учится на логопеда, чтобы самой как можно больше помогать сыну. Наталья с супругом рассчитывают, что спорт тоже принесет пользу.
— В центре детского творчества Фрунзенского района для детей с аутизмом предлагают огромное количество кружков — от оригами до лепки, — отмечает собеседница. — Таких вариантов много, и это хорошо, но вот что касается физической нагрузки — с этим есть проблема. Реабилитологи, возможно, что-то ведут, но не более того. Я, конечно, могу позаниматься с ним дома, но не так полноценно, как это сделает тренер. Так что для нашей семьи это находка. И даже если тренировки будут проходить в другом районе, все равно будем туда ездить.
Футбольная академия, в которой наряду с обычными группами занимаются дети с аутизмом, называется «ДНК нации». Открыли ее в 2021 году. Филиалы работают по всему городу — в общеобразовательных школах и на двух стадионах с искусственным покрытием. Здесь тренируют детей, которые занимаются футболом просто ради удовольствия, и тех, кто показывает неплохие результаты и в перспективе не прочь попробовать себя в профессиональном спорте и поучаствовать в юношеском первенстве страны.
В следующем сезоне академия даже планирует заявить свою команду во вторую лигу. Главным тренером будет герой одного из наших материалов Алексей Ходневич, собравший огромную коллекцию футболок.
Планируется, что бок о бок с воспитанниками за нее будут играть тренеры, известные белорусские футболисты: Владимир Бушма, Кирилл Павлючек, Андрей Казарин... Работа с особенными детьми немного выбивается из контекста школы и стала возможной благодаря случаю.
— Три года назад я работала в другой футбольной школе [ФШМ], мы как-то участвовали в совместной с UNICEF акции, на которой познакомились с руководителями семейного инклюзивного театра «i», — говорит директор «ДНК нации» Татьяна Сидлярова. — И пока их детки ждали своего выступления, они приходили поиграть к нам. Родители рассказали, что в Минске есть интегрированные секции, где дети с аутизмом тренируются с нормотипичными, но со временем их все равно просят перевести на индивидуальные занятия. В итоге мы решили начать проводить для них тренировки. По факту совместили несовместимое. Футбол — это все-таки командный вид спорта, а дети с аутизмом бывают замкнутыми и погруженными в себя. Помню, что первой группе у нас были преимущественно подростки.
Ребята даже не понимали, что в игре нужно отбирать мяч друг у друга. Если это происходило, ребенок просто уходил в сторонку. Но потом от родителей пришла обратная связь: дети начали общаться после тренировок и обмениваться впечатлениями. Дошло до того, что некоторые мальчики стали самостоятельно ездить на тренировку.
За тренировки, кстати, родителям платить не нужно, все затраты покрывает академия.
— Что этот проект значит для футбольной школы? Это наша социальная миссия. Хотелось бы помочь таким детям через спорт развивать в себе физические навыки и становиться спортивнее, — говорит Татьяна. — Мы убедились, что для ребят с аутизмом очень важна работа в команде. Это помогает им социализироваться и почувствовать себя частью общества. Футбол уникален тем, что взаимодействие в нем рушит все границы: социальные, расовые... Футбол — это много работы и немного чуда.
На этот раз на тренировке собралась совсем небольшая компания. Однако, как объясняет Татьяна, удивляться этому не стоит. Группы специально формируют немногочисленными, чтобы тренер мог уделить внимание каждому. К слову, найти специалиста, который захотел бы работать с детьми с аутизмом, оказалось непросто. И тренирующий детей Владислав Ласточкин — всего лишь второй человек, согласившийся поработать с ними.
— Поначалу я помогал тренеру Ренату Шалунову, а с весны 2021-го начал работать самостоятельно, — говорит Владислав. — Честно говоря, было очень тяжело, поскольку впервые в работе столкнулся с детьми с аутизмом. К тому времени я привык работать с более послушными детьми, а тут возникли вопросы с концентрацией внимания. Пришел к тому, что основное внимание надо уделять группе и параллельно подтягивать тех, кто держался в стороне.
Какова моя цель? Хочу, чтобы дети понимали, что они могут заниматься спортом, и, самое главное, получали от этого процесса удовольствие и развивались.
Мне нравится данная часть тренерской работы. Для меня это что-то необычное, то, что заставляет меня двигаться вперед.
Футбола в общепринятом понимании на этих тренировках не увидишь. Это скорее набор различных упражнений, развивающих у детей ловкость и координацию. Ребята выполняют упражнения с теннисными мячиками, бегают, прыгают, ползают, ну а в конце получают возможность погонять мяч по площадке. Работают часто не одни, а вместе с тьюторами — старшими братьями или сестрами, помогающими реализовать поставленную тренером задачу. Длится такая тренировка в среднем 45—50 минут.
— Как такового футбола может и не быть. Моя задача состоит в том, чтобы дети начали всесторонне развиваться, — объясняет тренер. — Сначала мы проводим совершенно простую разминку, потом я в игровой форме даю задание на координацию и ловкость, чтобы им было интересно, и в концовке играем в своеобразный футбол — ведение мяча с ударом по воротам. Мы пробовали играть в обычный футбол, но это дается тяжело. Однако я сам постепенно стараюсь подводить к этому детей, когда бегаю вместе с ними и забираю мяч. И они уже начинают понимать, что если мяч не у них, то его нужно отобрать.
— Показалось, что, к примеру, Артем очень любит футбол и получает удовольствие от забитых мячей.
— Да, но, когда он пришел на первую тренировку, ему было тяжело, он боялся, а сейчас приходит с радостью. Ему просто нужно было попробовать — и, когда у него стало получаться, все изменилось.
Сколько еще будет действовать этот проект, пока неизвестно. Сворачивать его руководство академии точно не собирается. По словам Татьяны Сидляровой, в ближайшее время у школы, наоборот, появится возможность расширить представительство в городе и начать проводить тренировки еще и в Новой Боровой, в районе площади Победы и улицы Чкалова.
— Пока же все упирается в финансы и технологии, — объясняет директор «ДНК нации». — А брать деньги за занятия с родителей детей с аутизмом не выход. Нужна спонсорская, волонтерская, педагогическая, профессиональная, врачебная и психологическая поддержка. Так что мы рады любой дружественной помощи, открыты для советов и предложений.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by