1% разводов vs полная раскрепощенность. Говорим о неудавшихся браках в Индии и Швеции

35 924
24 октября 2022 в 8:00
Автор: Александр Владыко

1% разводов vs полная раскрепощенность. Говорим о неудавшихся браках в Индии и Швеции

Автор: Александр Владыко

Во время пандемии люди обнаружили, что лучше бы они ходили на работу для сохранения work-life balance. Многие не выдержали, поэтому статистика разводов за последние годы немного пошаливает. Но тренды не обмануть. Есть два основных мировых полюса: Восток и Запад. Вместе с представителями этих сторон мы изучили оба. Почему одни не разводятся, а другие успевают сделать это по несколько раз? Дело в деньгах? И да и нет. Начинаем цикл статей «Разводы».

Что за цикл?

От слова «развод» голова большинства традиционно воспитанных белорусов дает не очень приятный импульс: боль, страх, руины. С этим сложно спорить, но иногда легче сжечь, чтобы на свободной площадке строить новое. Так часто делают в быту или в строительстве — все это принимают как эффективный способ.

Каждый день на этой неделе будем начинать с интересного сюжета по теме неудавшихся, развалившихся или просто несостоявшихся браков. Мы коснемся тем стигматизации разводов и холостяков. Поговорим с теми, кто жил долго и счастливо до развода, и с теми, у кого дорога из загса в загс заняла рекордно короткое время.

Начинаем с полезной темы для расширения кругозора. Если вам казалось, что ваш семейный кризис уникален, это, скорее всего, не так.


Бикаш Нахар: «Развод — это победа эгоизма»

Бикаша вы должны знать: это знаменитый человек в Минске, владелец отличного кафе индийский кухни «Ом Намо». Он марварий из огромного (размером почти с две Беларуси) штата Раджастан и представитель второй крупнейшей касты — раджпуты. Девятый ребенок в своей семье из одиннадцати.

— По официальным данным, в Индии распадается примерно 1% браков. Если это правда, то где и как индийцев учат такой преданности?

— Нигде. В школах семейную жизнь не проходят, курсы не оканчивают. Наши учителя — это родители. По индийской психологии и философии, родители — это материальное воплощение бога. Они дают детям лучший опыт.

Мама готовит девочек, папа учит мальчиков. Хотя ближайший родитель для ребенка — это все же мама, связанная с ним пуповиной. Родители учат, что такое семья и что такое любовь.

Любовь в вашем понимании и в нашем — это разные вещи. Вы, я имею в виду вашу культуру, любите себя, а после этого начинаете любить других. А у нас любовь — это «любить всех», и тебя полюбит бог.

Все это дети получают в семье. Когда говорят родители, особенно мама, говорит бог.

— В Индии распространены договорные браки. Расскажите, что это такое, зачем они заключаются и существуют ли до сих пор.

— Распространены? 99% индусов живут в таких. Это когда родители договариваются поженить своих детей. Сейчас форма немного изменилась. Если раньше молодые могли и не знать друг друга до свадьбы, то теперь они чаще знакомятся сами и приходят к родителям «на согласование». Если пара подходит друг другу, то родители не сильно и сопротивляются.

— А если дети будут сопротивляться?

— Исключения есть всегда. Некоторые дети ругаются с родителями, но это неправильно. Если ты принял родителей как богов, то как можно ругаться? Вы же не ходите к Иисусу, чтобы торговаться с ним. Понятно же, что плохого он не посоветует.

Брак должен строиться на трех важных вещах:

  1. Слабости и сила двух партнеров должны не совпадать — чтобы они дополняли друг друга.
  2. Вегетарианец должен жить с вегетарианцем и так далее — чтобы не было лишних поводов для споров.
  3. Одна религия — чтобы у детей не было дисбаланса.

— Вы не назвали ничего внешнего.

— Потому что внешний вид и деньги роли не играют. Иначе богатые бы не разводились. Если мужчина богат, но тиран, женщина рано или поздно уйдет.

Поэтому родители с самого раннего возраста воспитывают своих детей и дают им правильную психологию. В семье должны стараться оба.

«Если вы все в работе, то зачем вам семья?»

— Индия начинает перенимать часть западных ценностей, поэтому и разводов становится больше. Сейчас брак стал такой: ты мне, я тебе. Это не брак, это договоренность, выгодный союз, но не семья!

— Браки по любви, без договоренностей родителей раньше существовали?

— Что вы вкладываете в понятие «любовь»?

— Эмоции, страсть.

— Так брак не получается. Это мое мнение. Два молодых человека влюбились? Это секс и страсть. А в настоящем индийском браке любовь рождается. И секс появляется — это результат любви и взаимной работы. Секс — это одна из составляющих, она нужна для баланса, чтобы люди проводили в семье больше времени и не искали ничего на стороне.

У нас любовь — это серьезная вещь. Не химия и не гормоны — это жить ради другого человека, а не ради себя. Жить для себя — это эгоизм.

Женщина, которая принимает своего мужа, постарается делать для семьи все. Она посвящает время детям и не говорит, что на первом месте у нее карьера, как на Западе. Если не так, у меня вопрос: а зачем создавать семью или становиться родителями? Договоритесь, что будете встречаться только ради секса, и все. Дети нам не нужны — нам нужна карьера. Сексом можно заниматься без свадьбы.

— Многие карьеристы не видят причин не быть при этом родителями.

— Не соглашусь. В таком случае карьеру нужно поставить на второе место.

— Няня?

— А зачем свои дети? Есть море детей без родителей.

— Женщина может захотеть ребенка даже без мужа, разве нет?

— Это называется… это не семья.

«Измена — это позор, но в чем ее причины?»

— Измена — это повод для развода?

— Измена — это позор и эксплуатация гормонов. Но любая ситуация, когда вы не смогли договориться, — это позор.

Я выше говорил про три фактора крепкой семьи. Если они все выполняются, то развода не будет, как и измены. А если такое и случится, то семья выдержит.

Поймите, измена создается не за один вечер.

Каждый раз, когда один человек чего-то долго не получает, он делает шаг к измене.

Надо замечать то, что нужно. Садиться вечером за чаем и принимать решение. Чтобы один говорил: «Знаешь, мне это очень важно». А второй отвечал: «Хорошо, давай я буду создавать это для тебя».

Очень важна роль родителей, обеих мам. Они могут подсказывать решения каких-то проблем.

— Родители продолжают вмешиваться в жизнь взрослых детей?

— Они дают советы, но только те, которые считают нужными. А вы к ним прислушиваетесь в той мере, в которой считаете нужным.

«Жениться после развода — сложно, в моем возрасте — просто нереально»

— У вас есть разведенные знакомые в Индии?

— Есть.

— Что случилось?

— Оба очень богаты. Оба очень хорошие, но не выдержали давления своего эго. Семьи хватило на два года. Теперь у каждого свои семьи.

— Второй раз легко выходить замуж? Не тянется шлейф?

— Не очень легко. Есть и шлейф, и стереотипы. Развелся? Почему? Такой человек потребует большего доверия.

— А что у вас в стране была за история с мгновенным разводом (речь идет о так называемом тройном талаке, когда мужчина имеет право расторгнуть брак, трижды произнеся слово «талак»)?

— Это мусульманский обычай. Мне такое непонятно. Сейчас в Индии такой развод запрещен. Это какой-то обман со стороны мужчин.

— В Индии многие женщины не работают, занимаясь семьей. Значит ли это, что развод — это нищета для женщины? И влияет ли это на низкую статистику разводов?

— При разводе имущество делят пополам, мужчина платит алименты, это обычное дело. Женщины в основном не работают, это правда. Поэтому разведенная женщина остается с необходимостью найти работу. Но развод — это же ее решение. Сложный вопрос.

— Бывает ситуация, когда муж — тиран, а женщине страшно уходить из-за неспособности обеспечить себя?

— Бывает, это неправильно со стороны мужчин. Поэтому сильно развилось женское образование, и после замужества можно учиться. И если женщина делает карьеру, а муж остается дома, это тоже не осуждается. Таких сейчас много.

Хотите уточнить, есть ли вопрос с равноправием? Есть конечно. Но он везде есть. И у вас видел, и на Западе.

— Но на Западе эти вопросы обсуждают и признают.

— Да, обсуждают, потому что там нет той любви. Только когда ты — мне, тогда я — тебе. И все рушится, если один не дает. А у нас максимально стараются создавать семью.

— Мы не раз уточняли, что Индия испытывает культурную интервенцию западных ценностей. Возможно ли, что та модель брака заменит вашу, разрушив по ходу дела и местную модель любви?

— Я не думаю. В Индии слишком глубокий традиционный корень, который так просто не вырвать.

— Вы сами женились на белоруске. У вас получилось жить по своим традициям?

— К сожалению, нет. Спустя много лет совместной жизни мы расстались. Ни о чем не жалею: то, что происходит у меня в жизни, — это мое предназначение.

— Вы хотите вернуться домой?

— У меня есть такие мысли.

— Сможете там снова жениться?

— Важно понять зачем. Никто не запрещает жениться, возраст не важен (мне больше 60 лет). Но для чего? Чтобы не быть одному? Это не повод. Для этого нужно найти такого же душевного человека. А вдруг такого нет? Фактически это невозможно. Слишком много нужно в себе ломать. Человека 50—60 лет переделать уже невозможно. Проще быть одному.


Реклама
Тариф «Бесконечный»


Бесконечный интернет и сотни минут для общения! 

Общайся, создавай контент, смотри сериалы и TikTok всего за 8,9 рублей в месяц на тарифе «Бесконечный».

Подробнее — на life.com.by.

Хенрик Асп: «Семья — это обмен и поддержка при сохранении твоей свободы»

Хенрик — гражданин страны, о которой много стереотипов. Однако его родители прожили вместе до золотой свадьбы. Сам Хенрик с женой в этом году отметили серебряную. Но он признает либеральную репутацию Швеции «во многом оправданной». Главный принцип любого союза — добровольность и взаимность.

— Когда я ходил в школу (Хенрику 52 года. — Прим. Onlíner), у поколения моих родителей стали появляться разводы. Хорошо помню, что в четвертом классе один мальчик попросил учителя отправить какую-то посылку не домой, а к маме. Оказалось, что у него было два дома: в одном — мама, во втором — папа. Звучало необычно. Потом таких стало больше.

Когда уже мои дети заканчивали девятый класс, то более чем у половины детей родители жили отдельно или в разводе.

«Длинная история разводов»

— В какой момент треснули все монархические скрепы и начался ваш либерализм?

— Это очень хороший и важный вопрос, поэтому я немного залезу в историю. Так вы поймете эволюцию нашего общества.

Последняя война была проиграна Швецией России в далеком 1809 году (она закончилась потерей Финляндии). После этого мы решили, что навоевались. У нас чуть позже, чем в Германии, началась индустриализация, зато раньше — образование. Обязательной школа стала в 1842 году. То есть с началом индустриализации люди были готовы, работник мог сам прочитать инструкцию по работе на станке и не нуждался в непосредственном контроле.

Так зародилась flat organizational structure (плоская организация, отсутствие иерархии). Есть шеф/начальник/директор, но он слушает подчиненных и может менять свое мнение. Между ними очень короткая дистанция. Поменять свое решение, подсказанное снизу, до сих пор считается не слабостью, а сильной стороной менеджера.

Обувная фабрика в Уппсале. 1930-е годы

Все это эволюционно развивалось без перерывов, потому что с начала XIX века Швеция не участвовала в войнах. Все сохранилось: производство, структура, знания — все цепочки.

При власти всегда были социал-демократы, все рабочие голосовали за них. Я прошу понимать социализм очень осторожно. Американцы, когда слышат, пугаются, вы — ищете общее. Но Швеция даже не входила в Варшавский договор. У нас социализм на принципах капитализма без идеологии.

Получилась комбинация прагматичного правительства, сильной демократии и капиталистической экономики. Социал-демократическое большинство спокойно проводило прагматичные реформы. Даже менять монархию на республику не стали: зачем ломать ради нейминга?

Прагматизм отражался и на сотрудничестве рабочих с большими корпорациями. Все сели за стол и сказали: мы можем не любить друг друга, но у одних деньги, у вторых власть, и друг друга надо принимать. Этому договору почти 100 лет, и он до сих пор востребован, поэтому в Швеции, например, вы не встретите крупных забастовок.

В начале прошлого века женщины получили право голосовать и избираться. Это важно: есть развитая промышленность, начинают появляться международные концерны, люди зарабатывают и расширяют свои гражданские права.

Доля женщин в национальных парламентах Швеции, ЕС и Северной Америки. 2021 год

Я не могу сказать, что сегодня женская свобода в Швеции абсолютна и все равны, но очень близко к тому. Когда у женщины нет опасения по поводу своих обычных потребностей и прав, нет риска остаться без средств, ей проще бороться и за свою личную жизнь. Как и прекращать отношения, если они не устраивают.

Материальная зависимость — это важный барьер перед разводом, согласитесь.

Параллельно адаптировалось законодательство — вплоть до того, что сегодня жить в гражданским или в зарегистрированном браке — это почти одно и то же. Но это с недавних пор.

Вы знаете популярного автора детективов Стига Ларссона (автор «Девушки с татуировкой дракона»). Он умер относительно молодым (в 2004 году) и не дожил до пика популярности своих книг. Всю жизнь он провел с одной женщиной, которая даже была соавтором, но они не были женаты. И после смерти Ларссона все его деньги в итоге достались его отцу и брату, с которыми он мало общался, а она не получила ничего. Поэтому законодательство адаптируется в сторону большей справедливости.

«Религия смыслов не дает — ищем сами»

— Церковь и ее правила играют какую-то роль? Вряд ли в ее канонах прописан гражданский брак.

— Роль церкви в Швеции очень слабая. Мы в основном атеисты. Церковь — это памятники культуры. Но какие-то ритуалы вроде крещения детей остаются. Мы тоже крестили детей: это дань культуре.

— Вы допускаете, что культурные и религиозные настройки могут заменять материальную созависимость, делая семью крепче?

— Брак — это не только экономический союз. Я менеджер в крупной компании, жена — финансовый директор в другой компании. Денег хватает, мы по этому поводу не ссоримся.

Семья — это еще интеллектуальный и эмоциональный обмен, союз.

Как и все люди, мы разные. Дочка говорит, что у нас «папа и мама наоборот». Жена — деятельная и энергичная, я же иногда притормаживаю, обращая внимание на созерцание природы, условно говоря. Но мне тоже приходится много работать. Когда родилась дочка, я три года был в роли папы по праздникам, потому что работал за пределами Швеции.

— Насколько сложно защищать семейные ценности и брак, когда нет религиозных и философских установок? А развестись — так легко и нормально.

— Развестись легко, это да. Мы учимся друг у друга, но при этом сохраняем индивидуальную свободу.

— Я правильно понимаю, что речь идет о взаимоуважаемом эгоизме двоих? Типа помогать друг другу развиваться и не давить?

— Да. Если требовать слишком многого (хотя такое встречается и у нас), то появляются барьеры. Я не стесняюсь выходить тусить с коллегами. Год назад поехал в отпуск один на две недели к своим друзьям. Жена и дочь сказали, что отпускают, но просят обязательно вернуться.

— Когда у вас люди женятся, они клянутся любить друг друга до конца жизни и вот это вот все?

— Это традиция, такие слова входят в текст речи. Когда люди женятся, они не думают о разводе.

— Для вас имеет значение, будет ваша дочь жить в гражданском браке или со свадьбой и регистрацией?

— Было бы весело устроить свадьбу. Чтобы я толкнул речь на правах отца. Но важно ли это? Нет. Намного важнее, чтобы дети были самостоятельны и счастливы.

— А дочь хочет замуж?

— Мы не спрашиваем. Кажется, она и ее бойфренд сейчас заняты накоплением денег, работой и поиском своего первого жилья.

Вообще, свадеб вроде много. Это популярно. И по второму разу, и по третьему.

Оттенки отношений

— Среди моих ровесников половина поженились, половина развелись. И надо отметить, что, если дружили семьями, сохранить прежний уровень контактов сложно. Мы всех потеряли, когда ребята разбились на две половинки.

— Почему развелись?

— Самая популярная причина — стали расти отдельно друг от друга и развиваться в разные стороны. Может, надоело. Речь не шла об изменах.

— А измена в свободной Швеции — это что, повод?

— Да, вот в этом плане мы почему-то консервативны и строги. Измен, думаю, много, но делают это обычно тихим образом. Есть экзотика, для которых это норма. Есть ребята, которые не смогли определиться, кого любят больше, и стали жить втроем. Но тройка не может зарегистрироваться в браке. Да и в целом это, повторюсь, редкость.

— Между браком и холостой жизнью у вас есть еще варианты. Судя по тому, что они имеют свои названия, они довольно популярны. Что такое самбу и сербу?

— Самбу — это сожительство. По большому счету гражданский брак. Возможно, даже юридически уже утвержденный, с правами, точно не могу сказать. А сербу — это жаргон. Это можно назвать «гостевым браком».

— Зачем это?

— Часто в такие отношения вступают взрослые люди — разведенные или овдовевшие. Логика такая: я люблю свою свободу, у меня дом и привычки, но по выходным мы будем выходить в свет, а также вести интимную жизнь. И удобно, и ты не один. Чуть больше, чем друг. Но несколько сербу не бывает (обычно не должно): в глазах окружения это парочка!

— В Швеции есть аналог слова «разведенка» с негативной коннотацией?

— Ой, нет конечно. Это настолько обычная вещь, что никто не обращает внимания.

— Последняя попытка признать разводы сложным делом: вы не знаете статистику по депрессиям и уровню потребности шведов в психологической помощи?

— Развод — это только юридически и материально (относительно) легко. Конечно, это боль, переживания и стресс для любого человека, и мы здесь не исключение. Просто зачем продолжать то, что не строится? Ради детей? Так ведь им только хуже от токсичности в доме.

Психотерапевтическая помощь в Швеции очень популярна и востребованна. Возможно, там знают какие-то ответы, которые не видны на поверхности.

Посмотрите один очень хороший комедийно-драматический сериал по нашей теме, называется Bonusfamiljen («Бонусная семья», или «Шведанутая семейка». — Прим. Onlíner). Это отличная история о жизни бывших жен, нынешних подруг и совместных детей. Там хорошо показали, что все сложно.

влажная уборка, Mi Home, мощность 33 Вт, сила всасывания 2200 Па, пылесборник 0.55 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты, план нескольких этажей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 40 Вт, сила всасывания 3000 Па, пылесборник 0.57 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты, план нескольких этажей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса/Amazon Echo/Google Home, мощность 36 Вт, сила всасывания 3000 Па, пылесборник 0.45 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, лидар, датчики перепада высоты, план нескольких этажей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by