Грибы из Брагина, капуста из Ветки… Покупаем продукты у придорожных бабушек и несем на проверку

18 октября 2022 в 8:00
Автор: Андрей Рудь

Грибы из Брагина, капуста из Ветки… Покупаем продукты у придорожных бабушек и несем на проверку

Автор: Андрей Рудь

Могущественная цивилизация придорожных бабушек с этими их морковками и луковками когда-нибудь захватит Вселенную, запомните этот твит. Они, наверное, запрещены, должны регулироваться какими-то правильными законами, а к морковкам испокон веку куча претензий. Бабушек порою гоняют… Но, поди ж ты, не регулируются, сидят, продают веками. И все их любят. Мы постарались купить еду в максимально подозрительных точках Гомельской области: у дорог, на остановках, под стелой «Брагин», рядом с ветковским автовокзалом. Посмотрим, что покажет радиологический анализ.

Опасаемся грозить бабушкам

Гомельщина больше всех пострадала от Чернобыля. Местными продуктами любят пугать детей некоторые минчане — вызывая уже даже не смех, а недоумение местных. Отличный регион, чтобы купить все подряд у пресловутых бабушек. И отнести на проверку. Мы же слышали, что так можно! Что есть какие-то могучие госпрограммы, под это выделяется финансирование, стоят умные машины с лампочками, финансируются ценные расходники…

Сразу отметим: мы не хотим ссориться с бабушками (некоторые из них вообще не бабушки). Понимаем, что главное в этом бизнесе вовсе не деньги и мало кто разбогател на этих луковках. Это клуб, традиция, часть исходной материи. Без бабушек жизнь невозможна. Равно как и в формальные инструкции их уместить невозможно. И главное, их помятые помидоры более настоящие, чем иные красавцы из дорогой высококачественной пластмассы в супермаркете или на легальных рынках.

«Все свое, ветковское»

Ветковский район — один из самых пострадавших от радиации. Сейчас его статус — «с правом на отселение». На легальном микрорынке несколько сиротливых «ипэшников»-вещевиков обсуждают свои перспективы и инвестиции в экономику района. Ветер гоняет перекати-поле. Кажется, уличной торговли едой тут вообще не осталось… Хотя вот же: рядом с автовокзалом замечаем даму с ящиком.

— Аджичка, чесночок, все свое, — успокаивает она. — Капустка с огорода, никакая не голландская!

Разумеется, берем красивый плотный кочан без единого изъяна. Голландцы о таком и не мечтают.

В Брагине (тоже «с правом на отселение») вся торговля давно ушла в сетевые магазины и небольшие лавочки. И только на выезде натыкаемся на шальную старушку с несколькими банками консервированных грибов. Туристов, что ли, ждет?..

Женщина утверждает, что это боровички, но по виду все же польские. Как раз то, что нам надо: они, говорят, лучше всего накапливают радиацию. Не торгуясь, забираем за 10 рублей.

В Гомеле повеселее. Бабушкам есть где собраться, с кем обсудить рыночные концепции. Если одной надо отлучиться, другие прикроют, поторгуют ее товаром. Такая тут конкуренция.

В итоге у нас есть:

  • капуста из Ветки;
  • морковка из-под Гомеля;
  • перцы из деревни Марковичи (Гомельский район);
  • гомельский чеснок;
  • грибы из Брагина.

Сдаем анализы

Все это несем в областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Наша задача — в качестве частного лица сдать продукты на проверку (ровно так же, как это сделал бы любой человек с улицы) и узнать результат. При этом мы изначально понимаем, что такая проверка не даст полной информации о продукте, а наша выборка — очень поверхностная и совсем не репрезентативная.

— Стронций в этих продуктах не нормируется, можем исследовать на цезий, — сообщают работники.

Как это стронций не нормируется?.. Но окей, что бы это ни значило. Заполняю бланк, перечисляю в нем весь ассортимент, вес каждого наименования, где взял. Если верить инструкции, достаточно полкило продукта, но я принес с запасом. Лишнее обещают вернуть. Равно как и грибы — если вдруг они окажутся чистыми.

Объяснили: в простых случаях, если бы, например, я принес банку грибов, процедура заняла бы примерно час. Но поскольку тут целый продуктовый набор, нужен хотя бы день. Результат могут сообщить по телефону.

В конце мы посмотрим, какие цифры покажут эти добытые наугад образцы из самой пострадавшей от Чернобыля области.

Потеряли цезий

— Скорее всего, с учетом физико-химического старения радионуклидов по цезию-137 у вас будет все нормально, — еще до получения результатов говорит ведущий научный сотрудник отдела безопасности окружающей среды и продуктов питания Института радиобиологии Галина Гуцева. — Этот элемент уже не является большой проблемой для нашего сельского хозяйства, в том числе для личных хозяйств. (Лесная продукция — другое дело.) Как вы знаете, мониторинг в стране налажен и в частном секторе, и в промышленном. Продукция предприятий проходит радиологический контроль при отправке на переработку. Так вот, по цезию наблюдаются разве что единичные превышения нормативов — это касается в основном территорий, прилегающих к 30-километровой зоне.

Но надо держать в уме: в Беларуси в 1986-м выпадал не только цезий. Например, специалисты объясняют: стронций-90 гораздо менее летучий. Как следствие, загрязнение им более точечное, в отличие от вездесущего цезия. В частности, пятна стронция были в Ветковском, Хойникском, Чечерском, Брагинском, Наровлянском районах…

На сайте Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС сегодня можно найти карты загрязнения цезием-137. По стронцию-90 таких карт мы там не обнаружили.

Кандидат физико-математических наук, доцент Валерий Гурачевский в работе «Последствия чернобыльской аварии в Беларуси и их преодоление» приводил некоторые данные по стронцию-90, публиковал карту 2005 года.

Впрочем, тему накопления радионуклидов стронция, америция и плутония мы оставим до лучших времен. Пока, как видим, «человеку с улицы» доступен анализ на цезий-137. Что ж…

Как бы то ни было, мы живем, едим и ведем экономику в постчернобыльских условиях, которые не нами придуманы. Для адекватной оценки нашей реальности Институт радиобиологии разработал любопытный онлайн-«калькулятор», который позволяет прогнозировать содержание радионуклидов в сельхозпродукции — если вы заранее знаете параметры загрязнения и агрохимические показатели своей почвы. Вводишь данные, получаешь ответ: целесообразно ли здесь выращивать ту или иную культуру. Все бесплатно, в открытом доступе.

Со времен аварии населению пострадавших территорий объясняют, как правильно себя вести. Такие лекции и брошюры в ходу по сей день.

— Например, при варке картофеля значительный процент стронция, если он там имеется, перейдет в отвар, — напоминает азы Галина Гуцева. — Этот принцип относится и к другим овощам, и к продуктам леса. На сайтах лесхозов есть карты загрязнения — можно самому решить, стоит ли тебе идти в такой лес.

Информации много — пользоваться ею или игнорировать, каждый решает сам. Некоторые считают: глаза не видят — душа не болит. Если сбить с дерева знак радиационной опасности, так ее, значит, вроде как и нет… Но одно дело, когда ты употребляешь это сам, другое — когда кто-то продает продукцию, зная, что она может быть загрязнена радионуклидами, чужим людям, детям. Так же и вы должны решить: стоит ли покупать что-то у дороги — или лучше сделать это на официальном рынке либо в официальной торговле, где организован радиологический контроль.

Все же у придорожной бабушки есть главный козырь: у нее помидоры со вкусом помидоров, а не поролона. И еще она мило приговаривает про «все родное, растилось для внуков».

— Каждый владелец участка может проверить землю и продукцию со своего огорода в лабораториях ветслужбы района, лесхоза или центра гигиены и эпидемиологии. А продукция действительно может быть грязной, даже если рядом колхоз получает чистую, — предостерегает Галина Гуцева. — Потому мы и рассказываем людям об этом. Например, что стронций можно дополнительно занести в почву с золой из печки…

Вари, сливай, морозь

Кстати, разные источники дают разные (порой противоположные) «рейтинги» по способности овощей и прочих сельхозрастений накапливать цезий-137 (стронций не рассматривается). Мы будем пользоваться списком Института радиобиологии (по убыванию):

  • щавель;
  • салат;
  • фасоль;
  • бобы;
  • горох;
  • редис;
  • морковь;
  • свекла;
  • картофель;
  • чеснок;
  • сладкий перец;
  • лук;
  • помидоры;
  • кабачки;
  • огурцы;
  • капуста.

Верхние накапливают в 10—15 раз больше, чем нижние.

У ягод свой топ. Более интенсивно накапливают:

  • черника;
  • брусника;
  • черная и красная смородина;
  • клюква.

Слабо накапливают:

  • земляника;
  • белая смородина;
  • малина;
  • рябина.

Давно существуют стандартные рекомендации для белорусов, живущих в постчернобыльскую эпоху. Так давно, что некоторые уже забылись. Напомним.

Разные способы приготовления пищи могут приводить как к снижению, так и к повышению концентрации радионуклидов.

Снижает содержание радионуклидов:

  • варка со сливанием воды;
  • вымачивание;
  • замораживание ягод (уменьшает содержание стронция вдвое);
  • приготовление варенья (стронция в нем на порядок меньше, чем в исходных ягодах).

Эффективны мойка и срезание верхнего слоя. У капусты лучше удалить кочерыжку: она накапливает активнее, чем листья.

В сушеных и вяленых продуктах концентрация увеличивается.

Так что там с цезием?

Наконец у нас есть результат. А также мешок с остатками — хоть салат делай.

  • Грибы польские консервированные (Брагин) — 85,71 Бк/кг (предельное допустимое значение — 370 Бк/кг).
  • Перец сладкий (Гомельский район) — менее 4,81 Бк/кг (100 Бк/кг).
  • Капуста — 9,14 Бк/кг (100 Бк/кг).
  • Морковь — менее 1,92 Бк/кг (100 Бк/кг).
  • Чеснок — менее 5,58 Бк/кг (370 Бк/кг).

Будто и не было 1986 года.

Читайте также:

средство универсальное, универсальные, концентрат/не требует смывания, 5 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by