Нина Евгеньевна уже почти девять лет на заслуженном отдыхе и все это время работает в салоне красоты. Хотя до этого, на первой работе, она раздавала приказы, выписывала благодарности и даже увольняла подчиненных за их «косяки». На пенсии новая работа для души сделала из суровой руководительницы высококлассного женского мастера и «психолога» в одном лице. Этой историей мы завершаем совместный с «Банком Дабрабыт» проект «Пенсия 2.0», где рассказывали про активных пенсионеров, для которых возраст — лишь цифра в паспорте.
Нина Евгеньевна родилась в деревне Несвижского района. О детстве вспоминает бегло, куда больше ей нравится рассказывать о рабочих буднях.
— Мама с папой работали в колхозе на ферме: мама — дояркой, папа — подвозчиком кормов до пенсии, потом завхозом в школе. У меня были старший и младший братья. Родители уходили на работу со словами: «Вы, дети, приготовьте то-то и то-то на вечер». Нам приходилось смотреть за коровами, свиньями, курами, — делится воспоминаниями Нина Евгеньевна. — А вечером хотелось где-нибудь погулять, но нас не пускали, пока не сделаем всю работу. Плюс надо было помогать выполнить колхозные нормы. Это свекла, лен... Родители были очень строгие, но я не держу на них зла. Плохое быстро забываю и всегда улыбаюсь.
Будущую специальность Нина выбрала легко. Лежали с подружкой за сараем, загорали и листали газеты. Смотрят — кооперативный техникум в Минске (нынешний колледж торговли): стипендия есть, общежитие дают. Значит, можно ехать. Так девушка поступила и в 15 лет уехала учиться в Минск.
После учебы ее направили в Копыль работать товароведом. Работа разъездная, товары надо было привозить на базу машинами со всей Беларуси. Нина была ответственна за продовольственную группу: алкоголь, кондитерские изделия, бакалею и плодово-овощную продукцию. Своего первого директора боялась как огня, настолько он был строгим:
— Я первый раз пришла на работу, а он мне говорит: «Даю тебе три дня. Если за это время не закажешь машину, я тебе волосы повыдергиваю». Какую машину? Куда ехать? Что делать? Прошу помощи у девочки, которая уже три года работает, а она нос воротит. В итоге дали мне пожилого водителя, и мы поехали в Слуцк за товаром. Он отвел меня в бухгалтерию за доверенностью, потом отвез на базу, показал, в какие двери идти. И я привезла такие товары, что на работе все ахнули.
Через четыре года надо было кого-то рекомендовать старшим товароведом райпо, и директор сказал: «Только Нина». С тех пор девушка постепенно поднималась все выше и выше по карьерной лестнице. Заочно окончила Гомельский институт потребкооперации и получила высшее экономическое образование. Чуть позже ее назначили директором рознично-торгового предприятия с 30 сельскими магазинами.
— Работа была сложная, но интересная. Вечная погоня за планами, процентами. Надо было обеспечивать население товарами. Мы постоянно участвовали в ярмарках, выставках, вставали в три часа ночи и куда-то ехали, готовили палатки, украшения, — вспоминает Нина Евгеньевна свою работу. — Тогда я получала 170 рублей зарплаты. Боже мой! Это сумасшедшие деньги, ведь обычные товароведы зарабатывали по 60—90 рублей.
Нина Евгеньевна признается, что по жизни она трудоголик, очень много времени тратила на работу. «Постепенно меня переводили все выше и выше, а в результате я мастер по маникюру», — шутит сама над собой женщина.
Она 35 лет отработала в потребкооперации Копыльского района. В этой сфере женщина прошла все отрасли, кроме общепита: работала на оптово-торговой базе товароведом, потом — 17 лет в заготовительной конторе (товароведом, главным инженером, замдиректора и даже директором), затем была директором Комбината кооперативной промышленности, который первыми в области начал выпускать кукурузные палочки. А потом ее перевели на должность главного инженера местного маслосырзавода, где она трудилась почти 10 лет.
В подчинении у Нины Евгеньевны было по 150—200 человек, в основном мужчины:
— Как руководитель по характеру я была очень строгая, но справедливая. Терпеть не могла воровства. Полбулки хлеба, 200 грамм дрожжей — да ради бога, но восемь булок — сразу за ворота. Кто-то меня уважал, кто-то ненавидел, кто-то боялся. Думаю, 80% сотрудников относились ко мне положительно, душевно, с пониманием.
Спустя столько лет Нина Евгеньевна не может сказать, что безумно любила свою работу. Для нее это был труд, который приносил доход в семью, не более. Тем более что двух детей женщине пришлось поднимать в одиночку.
— В потребкооперацию я пришла молоденькая, юная. Хлопцы внимание обращали. А мой будущий муж работал у нас водителем. Дружили года два, потом расписались, мне тогда было 24 года. В браке прожили почти пять лет, — делится историей знакомства с супругом Нина Евгеньевна. — Муж был неплохим человеком. Красавец, высокий, симпатичный. Покладистый, не грубиян. Хотели получить квартиру, постоянно работали, он уезжал в командировки.
В браке родились дочка и сын. Супруги развелись, когда мальчику исполнился один год. Причину развода Нина Евгеньевна называть не стала, ответила просто: «Не сложилось у нас». Больше замуж женщина не захотела, хотя и находились достойные мужчины.
— Самый большой и ценный подарок для меня в жизни — дети. Я считаю, что жизнь прожила не зря. Можно купаться в роскоши, хватать лавры, а если с детьми не повезет, то ничего уже не поделаешь, — считает Нина Евгеньевна.
Ее дочка живет в Ивацевичах, работает в музыкальной школе преподавателем по цимбалам, у нее два сына — 6 и 12 лет. Сын работает в МЧС в Минске. Этим летом внучка Нины Евгеньевны окончила гимназию с золотой медалью и поступила на бюджет в БГУ на факультет социокультурных коммуникаций.
На заслуженный отдых Нина Евгеньевна ушла в 61 год. Не знала, чем себя занять, приехала навестить брата в Минск. У него тогда умерла жена. Брат спросил: «Зачем ты приехала?» А Нина, долго не думая, взболтнула: «На курсы пойду».
— Шла в тот день, вижу объявление: «Идет набор на курсы мастера по маникюру и педикюру». Я записалась. Отучилась — и вот уже почти 9 лет работаю в этой сфере. Чувствую себя прекрасно. Это моя самая любимая работа. Я люблю своих клиентов. За столько лет узнала и про их детей, все их проблемы, ко мне идут как к психологу, делятся всем на свете.
Как признается Нина Евгеньевна, она и подумать не могла, что на пенсии так кардинально сменит род деятельности: «Если честно, когда тебе 61 год, какие планы? Сиди дома и семечки щелкай одним зубом, и то если денег хватит на зубы».
Поначалу привыкать к новой сфере было непросто.
— Пришел к нам как-то мужчина, мы просто замерли, — вспоминает начало практики Нина Евгеньевна. — Моя молодая напарница сразу сказала: «Не пойду, идите вы». Куда идти? Что делать? Сердце бешено колотилось, но я пошла. Поведение и стать остались ведь прежние, спинка ровненькая, взгляд руководителя... А мне девочки говорят: «Евгеньевна, попроще».
Командный тон по привычке Нина Евгеньевна использует и с клиентами, когда те начинают указывать, как стричь и красить ногти. Такие указания женщина обрубает на корню: «Вот когда я закончу и вам не понравится, тогда мне скажете, а сейчас ваше дело лежать и отдыхать». Неудивительно, что поначалу некоторые клиентки Нины Евгеньевны ее побаивались. А потом привыкли и начали доверять.
За девять лет практики в сфере красоты у Нины Евгеньевны случилось два инцидента. Однажды пожилая женщина вернулась к мастеру по маникюру со сломанными ногтями. Нина Евгеньевна отнеслась по-человечески, переделала ей маникюр. Но когда клиентка обратилась с такой же проблемой во второй раз, терпение мастера лопнуло, и она просто заплатила за моральный ущерб клиентке из своего кошелька. Второй случай произошел с молодой девушкой, которая сначала непонятно по какой причине устроила скандал, а через пять минут отблагодарила мастера и ушла.
— В основном все клиенты хорошие, приветливые и доброжелательные. Я получаю огромное удовольствие от работы, ведь она совсем не нервная, больше для души. Ухожу домой и знаю: мне никто не позвонит и не скажет, что у меня стоит линия или что не вышел на работу электрик.
Нина Евгеньевна трудится в формате два дня через два. На время работы остается ночевать в Минске у сына, а потом едет на электричке до Городеи — и в деревню. Там у нее небольшой огород, курочки, кот. Раз-два в месяц ездит в Копыль, чтобы повидаться с подругами.
На работе никто не догадывался, сколько ей лет. Узнали лишь в этом году, что у нее юбилей — 70! Удивились сильно. Из клиентов женщине тоже никто не дает семь десятков.
— Я рекомендую всем людям на пенсии занять себя чем-нибудь и ни о чем не жалеть. Однажды пришла ко мне клиентка, села в кресло и тяжело вздыхает. Я спрашиваю: «Что случилось?» А она мне выдает: «Ой, я уже такая старая... Мне 58 лет». Так и хотелось сказать: вы и в 20 были бы старой с таким подходом к жизни. Я в свои 70 не считаю себя старой!
Нина Евгеньевна говорит, что внутреннее состояние формируется эмоциями. Не стоит копить в себе зло, нужно не бояться трудностей, ставить цели и потихоньку к ним двигаться. Сейчас женщина задалась целью похудеть, пробуя методику интервального питания. Ест с 10 до 16 часов, в остальное время пьет воду. Результат уже есть.
На пенсию Нина Евгеньевна не жалуется. В месяц получает 770 рублей, столько же, а иногда и больше зарабатывает в салоне. Покупает все, что ей нравится. Может позволить себе и авокадо, и красную рыбу. Регулярно пьет витамины.
Похудеть и заниматься спортом порекомендовали врачи. Раньше на болячки со здоровьем Нина Евгеньевна не обращала внимания: со стрессовой работой было некогда: «Сейчас, наоборот, все время — мое. Я предоставлена только сама себе».
В свободное время, когда заканчиваются огородные хлопоты, Нина Евгеньевна может проехать 10 километров на велосипеде или просто пройтись. А еще она очень любит путешествовать. В свое время объехала весь Советский Союз, была на Кавказе, в Крыму, в Прибалтике. Недавно ездила в отпуск в Египет, бывает в наших санаториях.
У Нины Евгеньевны есть мечта, которая пока еще кажется ей несбыточной. Она хотела бы отучиться на грумера, открыть свое дело и стричь собак. Женщина даже составила бизнес-план, но выяснилось, что потребуются большие вложения на базовое оборудование.
— Найти деньги на курсы — это не проблема. Но дальше ведь надо работать. А это специальный стол, ножницы, фен, расчески, машинки... На каждую породу собак нужны свои инструменты. Собаке не скажешь: «Перестань лаять». Опять же, надо специальное приспособление. Впрочем, я верю, что в жизни все может случиться. Вдруг я выиграю в лотерею или найду спонсора, который так же, как и я, влюблен в животных?
«Банк Дабрабыт» предлагает пенсионные карточки с доставкой на дом, бесплатным обслуживанием и снятием наличных без комиссии в банкоматах всех банков. Мы начисляем 3% дополнительного дохода на остаток по счету, за покупки можно получить до 2% манибэка. И за СМС-оповещения мы не возьмем с ее владельца ни копейки.
Кроме того, сейчас проходит акция «Ура, пенсия!», которая дает возможность без лишних усилий получить 30 рублей на счет!
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Брэнд-Мэйд», УНП 190638310.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by