Поговаривают, у Рембрандта было утраченное полотно: маркетолог приставил нож к горлу технолога и требует «улучшить» состав. Неважно как: ну, поиграй со шрифтами… И замени все хорошее на «улучшенное». Так и получаются дешевые продукты, которые выдавливают с прилавков нормальную еду. Сегодня в нашем цикле «Суррогаты» мы поищем поделки, которые стараются выглядеть как приличное мороженое. А также попробуем найти тот самый реликтовый пломбир из древних былин.
Это лето может быть… ладно, хоть бы оно в принципе было. Летом надо есть тонны мороженого. И это прекрасный повод для коммерсанта под шумок подсунуть потребителю что-нибудь «улучшенное». Поэтому в холодильниках рядом с нормальным белорусским мороженым заводится нечто, что очень пытается быть на него похожим. Стоит как мороженое, выглядит как мороженое (даже красивее)… И никто не докажет, что это суррогат: нет такого закона! Замерзшее — значит, тоже мороженое. Просто из заменителя и палок.
Вспомним матчасть. В Беларуси существует стандарт СТБ 1467-2017 — там расписано все про мороженое. Кроме, собственно, определения: а что это такое? Какой продукт считается мороженым, а какой, что важнее, нет? Интуитивно мы, конечно, догадываемся, но интуицию к делу не пришьешь.
Как бы то ни было, нас сейчас интересуют три основных вида:
По СТБ бывает еще кисломолочное и с заменителем молочного жира (самое дешевое). Как раз этот растительный заменитель, позволяющий снизить себестоимость и испоганить вкус, обожают некоторые производители. Давайте к ним подкрадемся и понаблюдаем.
На самом деле Госстандарт уж давно наблюдает.
Вообще-то, судя по приведенной выше таблице, получается, что мороженым может считаться примерно все. Нижнего предела по содержанию жира (хоть молочного, хоть заменителя) почему-то не определено. Выходит, если я мерзлую брюкву назову мороженым, мне ничего не будет? Что контролировать?
Госстандарт смотрит на мороженое под своим углом. Если исходить из того, что это молочный продукт, значит, включаются регламенты Таможенного союза по содержанию молочного жира — того самого, который удешевители стремятся заменить пальмовым маслом. Это, кстати, не запрещено, но заменить разрешено не больше половины жира (это должно быть указано на упаковке).
Самые экономные заменяют почти 100% — кто там будет проверять? Некоторые даже в «пломбир» прут заменители, что недопустимо по определению. И получают бан от Госстандарта (если попадаются) — например, за то, что этикетка «вводит потребителя в заблуждение относительно вида пищевой продукции, которой изготовитель умышленно придал внешний вид и отдельные свойства молокосодержащего продукта».
Такие сообщения ведомство публикует регулярно: очередной попался, доведя долю честного молочного жира почти до нуля.
Из последнего. Вот вам для примера «Райский анакос» (что бы это ни значило) торговой марки «Пломбиркин» из Нижнего Новгорода.
На этикетке честно написано: «Содержит растительные масла». Так можно. Но при исследовании выяснилось, что производитель заменил 97% молочного жира. Так нельзя. Поэтому бан для поволжского производителя: запрет на ввоз и обращение, изъятие из торговли.
А вот еще один Новгород, на этот раз Великий (не путать с Нижним). На килограммовой упаковке фирмы «НБН-Пломбир» тоже написано про растительные масла. И тоже выясняется, что нормальный молочный жир практически отсутствует.
Меры: запрет ввоза и обращения, отмена документов о соответствии. Этого добра в нашей стране быть не должно. (Но, забегая вперед, оно есть.)
Если пачка мороженого щедро покрыта знаками качества и здоровенными буквами «ГОСТ», велика вероятность, что это творчество восточных производителей. Даже если исконной рецептуры там нет и близко, нельзя просто так взять и не написать «Классика вкуса». Поиграть шрифтами и смыслами — излюбленное занятие маркетологов.
В морозильнике очередного супермаркета лежит груда нарядных стаканчиков. Да это же персонаж из прошлой серии! Только теперь он называется «Пломбиркино» (был «Пломбиркин»). Один адрес, один ИП из Нижнего Новгорода — но мороженое другое.
Если этот слоган вас не тронет, у вас нет сердца. Лучший слоган — это который ничего не гарантирует, но звучит красиво.
Стоит 99 копеек за 75 граммов. Такое производят в Новгородской области. К пломбиру эти поделки отношения не имеют — но никто и не утверждал! Контролируйте ваши фантазии. Над гордыми буквами «ГОСТ» написано, что это «сливочное мороженое». Жира заявлено 7% (но мы помним, что за жир там был в прошлый раз).
Смотрим в нашу таблицу: это же максимум молочное! Самое дешевое. Спасибо, что не брюква. Вкус соответствующий. Впрочем, впереди у нас будет и похлеще.
Другой магазин — другие открытия. Из-под стекла улыбается «Сибирское» с ароматом ванили. Нигде вообще не написано, что это мороженое, поэтому претензии сразу мимо. А то, что формой и видом похоже, — это опять ваши фантазии. Все законно (наверное).
Данный продукт добирался к нам из Омска.
70-граммовый стаканчик чего-то «Сибирского» стоит по-богатырски — 1,4 рубля! Это дороже, чем иной нормальный пломбир. Увеличив на экране, читаем состав: пальмовое масло, сыворотка, сода, соевые волокна… Все, ради чего стоило везти груз из Омска.
Попробовав это на вкус, веришь: насчет растительного жира, соды и сои производитель не обманул. Но ведь никто нас и не заставлял это есть.
А вот в холодильнике супермаркета привольно раскинулся еще один наш знакомец из прошлой главы — «колбаски» «НБН-Пломбира». (Сбоку неловко примостился настоящий белорусский пломбир.) Разумеется, к пломбиру это не имеет отношения, но выкрутились, поместив слово в название фирмы.
Мы-то думали, оно запрещено...
Подобных экземпляров из России и Казахстана по большим и малым магазинам можно насобирать вдоволь. Производители стараются выглядеть убедительно среди белорусских конкурентов — даже если недобирают жирности или используют заменители. Иногда потребителя предупреждают аббревиатурой «СЗМЖ», спрятанной на сайте или на упаковке. Если покупатель слишком догадлив, то сообразит: это означает «с заменителем молочного жира». Или ничего не означает, кот по клавиатуре прошел.
Ни у одного белорусского производителя мы таких фокусов не видели. Заметите — расскажите.
Кстати, примечательно, что в ассортименте этих же производителей могут оказаться и вполне приличные образцы, без подвоха. Но поди теперь поверь, однажды попробовав это «СЗМЖ».
Пресловутый советский пломбир — одна из полумифических икон, на которую молятся любители эпохи. И правильно делают. На самом деле в Беларуси немало производителей хорошего честного мороженого. (Если не вспоминать про некоторые инструменты увеличения продаж.) Холодильники ломятся. Но те, кто помнит «вкус Брежнева», все же не уверены, что это именно оно.
В то же время «Сморгонские молочные продукты» больше 40 лет выпускают мороженое, про которое (без видимой платной рекламы) люди рассказывают какие-то легенды.
Сморгонь вообще почему-то пошла против течения. Вместо того, чтобы сделать порцию в 70 граммов (а лучше 65), кладут 120. Вместо того, чтобы обеспечить минимальные для пломбира 12% жирности и угомониться, дают 15. Вместо современных загустителей используют старорежимный картофельный крахмал. Не добавляют ничего лишнего. Состав максимально короткий. С ценой тоже творится какой-то социализм… Вне региона найти это мороженое бывает сложно (но есть варианты). В результате гости города первым делом идут искать этот артефакт, потом — все остальное.
С некоторых пор сморгонский пломбир можно купить в «брендированном» виде в некоторых супермаркетах. В модном магазине Гомеля мне продали крафтовый стакан (120 граммов) за 3 рубля 39 копеек. Никто не обещал, что все эти брендинговые штуки будут дешевыми.
В самой Сморгони такое же мороженое стоит в рознице от 1 рубля 55 копеек. Но и упаковка там без изысков, обычная пластиковая.
Если верить прайс-листу на сайте предприятия, отпускная цена такого стаканчика (с НДС) — около рубля. Напомним, это 120 граммов.
По ощущениям — тот самый пресловутый пломбир из СССР. Конечно, сейчас многие производители претендуют на «тот самый вкус», но уж насколько аутентичным он получается — это вопрос к вкусовым рецепторам каждого, кто помнит.
Главный инженер Николай Громов объясняет: сырье-то у белорусских производителей мороженого примерно одинаковое. Но Сморгонь отличается тем, что здесь до сих пор делают мороженое по той же технологии, что и 45 лет назад. И принципиально не хотят его менять.
— На современных линиях мороженое готовится несколько часов, у нас — сутки. Причем основные процессы происходят в одной емкости, — говорит Громов. — Это влияет на вкус, притом что исходные продукты здесь те же, что на других предприятиях. И мы не планируем менять эту схему, разве что увеличим размеры емкости.
— Мороженому, чтобы называться пломбиром, достаточно 12% жирности. Все так и делают. А вы зачем 15 держите?
— Да, имеем право снизить, но эти проценты ощутимо влияют на вкус! Поэтому так оставим.
Сегодня Сморгонь выдает 900 килограммов пломбира в сутки — этого хватает только на окрестности да на те самые «брендовые» стаканчики. Есть шанс, что скоро смогут накормить больше народу.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by