В начале прошлого века Париж искрил, бурлил, считался центром культурной жизни и, как фонари ночных мотыльков, притягивал к себе писателей, скульпторов и художников со всех уголков Европы. Зажиточные, бедные, голодные, уравновешенные и сумасшедшие, никчемные и талантливые... Каждый из них хотел насытиться Парижем, стать частью его творческого ландшафта, впитать в себя его эстетику и в конечном счете оказаться известным и востребованным мастером.
Удалось это далеко не всем, но сразу несколько выходцев из Беларуси не просто заявили о себе, а стали известными во Франции художниками. С Сутиным и Шагалом все понятно — это звезды, о Шраге Царфине мы тоже подробно писали, сегодня же поговорим про удивительного Пинхуса Кременя и его картину «Охотник». Чем был интересен Пинхус, что примечательного в его работе — об этом и не только нам рассказал искусствовед, куратор корпоративной коллекции «Белгазпромбанка» Александр Зинкевич.
Хотя бы потому, что он выходец из Беларуси, жил и писал во Франции в одно время с Пикассо и другими топовыми мастерами, был уважаемым среди известных коллег и востребованным у коллекционеров.
— Пинхус Кремень являлся важной фигурой среди парижских художников начала прошлого века, — подчеркивает Александр. — Но, как показала история, Сутин, Шагал, Модильяни, Дерен с точки зрения узнаваемости все же достигли большего, чем он. Для Беларуси это художник, которого нужно узнавать. Для развития белорусского искусства того времени он не сыграл никакой роли, поскольку еще в молодом возрасте уехал в Париж.
Однако Кремень не затерялся в парижском пространстве. А уже просто не затеряться там — это для того времени была высокая планка.
Пинхус родился летом 1890 года под Лидой — в местечке Желудок. Он был девятым ребенком в многодетной семье Янкеля и Мирки Кремень. Отец работал ремесленником, создавал небольшие художественные предметы и был совершенно не против увлечения сына рисованием. В отличие от того же ортодоксального Соломона Сутина из Смиловичей, который был буквально в ярости от занятия Хаима и считал, что благочестивому еврею не подобает мазать красками по холсту.
В итоге и Кремень, и Сутин оказались в Вильне — в рисовальной школе Николая Трутнева, где и началась их многолетняя дружба. Узнав о совершенно новом искусстве, которое создают в Париже, Сутин, Кремень и уроженец Гомеля Михаил Кикоин решили переехать во Францию. Первым там оказался Пинхус, чья поездка вылилась в настоящее приключение. Дело в том, что в Российской империи, частью которой в начале прошлого века была современная Беларусь, евреям паспорта не выдавали. И Кремень пересекал границу с Германией обманным путем, заплатив за это контрабандисту.
В Париже он поселится в знаменитом пансионате для художников «Улей» и станет одним из участников Парижской школы, знаменитого интернационального движения, к которому относят огромную группу мастеров, работавших в совершенно разных направлениях.
— Чем уникально творчество Парижской школы? — задается вопросом Зинкевич. — Тем, что эти люди, приехав в Париж, окунулись в самый эпицентр новаторства художественной жизни, который только можно было представить. К тому моменту в академическом искусстве сделали все, что можно было сделать. Работать более реалистично, чем Энгр, было невозможно, и Париж 1910—1920-х годов — это пространство, где люди максимально свободно искали новые формы искусства.
Кремень дебютирует в столице Франции с серией скульптур, но в дальнейшем переключится на живопись, оставив после себя множество пейзажей, натюрмортов, портретов. Известность в Париже к нему придет рано. Его начнут активно скупать коллекционеры, галеристы, и он даже на какое-то время возьмет шефство над обездоленным Сутиным, воспринимавшим Пинхуса как своего наставника. Это в будущем Хаим опередит своего учителя, а в первые годы в Париже он жил крайне бедно, подрабатывал грузчиком и, посещая творческое кафе «Ротонда», надеялся, что его кто-нибудь угостит обедом.
Что любопытно, и Сутин, и Кремень работали в схожей манере. Из-за этого их нередко сравнивали, и после головокружительного успеха Хаима Пинхуса начали называть «Сутиным для бедных». Это, конечно, не могло нравиться скромному Кременю.
Несмотря на плохое знание французского, Пинхус в Париже общался не только с выходцами из Восточной Европы. Он, к примеру, был очень дружен со знаменитым Амедео Модильяни. В 1916-м итальянец даже написал портрет Кременя. Сейчас полотно находится в экспозиции художественного музея Берна в Швейцарии.
В воспоминаниях близких он предстает скромным человеком, который ради славы не хотел эпатировать и особо не посещал творческие тусовки. Он любил уединение. Подолгу задерживался в Пиренеях в местечке Сере, где в свое время жили Пабло Пикассо, Аристид Майоль и Жорж Брак.
Пинхус был женат, но его брак распался после начала Второй мировой войны — супруга вместе с сыном переехала на родину в Швецию. Позже Кремень приобрел в Сере мастерскую и последние дни жизни провел именно там. Он умер в 1981-м. Похоронен на знаменитом парижском кладбище Монпарнас.
К 1930-м Пинхус уже был величиной. Об этом свидетельствует хотя бы его контракт с галеристом Полем Гийомом, который организовывал выставки Пикассо, Матисса. Деньги позволили художнику уехать из пансионата и начать путешествовать. В 1926-м он на несколько лет переберется поближе к Альпам — в городок Кань-сюр-Мер, где когда-то жил Пьер Огюст Ренуар. Вскоре (возможно, именно там) Кремень напишет портрет охотника.
Охота — тема в искусстве крайне востребованная. Но мы привыкли видеть ее на полотнах совершенно реалистично. К примеру, так эту тему изображали знаменитый британец Уильям Тернер и Василий Перов. Кажется, его «Охотников на привале» у нас видели все.
Кремень, взяв традиционную тему, показал охотника совершенно другим, отличным от академических канонов.
— Это обман, что актуальную работу нельзя создать на традиционном сюжете, — подчеркивает Александр Зинкевич. — Очевидно, что до Пинхуса многие создавали портреты охотников. Особенно в странах, где охота была востребованным занятием. Но здесь мы имеем дело с авторской трактовкой.
Перед нами предстает мужчина, который только что вернулся с охоты и еще не разделся. Он сидит на табуретке вместе с ружьем в руках. Рядом — стол, с которого свисает добыча — подстреленный заяц.
На стене — охотничья сумка.
— Конечно, можно сказать, что обрезанная нога или своеобразно вписанный стол на данной картине — это не канон хорошей композиции. Но это история не про ошибки, — уверен Зинкевич. — Тем более Кремень во Франции учился у академических художников, и наверняка эти основы ему закладывались.
Это история о том, что в то время в моде была непосредственность, и она считалась мейнстримом.
Кремень создает каждую деталь картины из набора совершенно разных цветов, и, как считает искусствовед, главное в его работе — колористический замес. Немного нервный, с грубыми мазками. Автор играет теплыми и холодными тонами. По словам собеседника, эта работа близка к экспрессионизму — направлению, крайне популярному в первом 20-летии прошлого века. Художники-экспрессионисты с помощью эмоционального письма, контраста старались показать на полотнах свое эмоциональное состояние. Но если у того же Эдварда Мунка (вспомните «Крик») экспрессионизм бушующий, то у Пинхуса характер картины спокойный, даже умиротворенный.
При этом собеседник считает, что есть что-то в «Охотнике» и от импрессионистов. Они стремились изображать предмет так, как видели его в конкретном моменте под воздействием света. Импрессионисты не писали черное черным или красное исключительно красным. Так и у Кременя. К примеру, белые штаны или серый пиджак охотника представляют собой микс совершенно разных цветов.
Кременем долгое время не особо интересовались в Беларуси. Однако больше десяти лет назад «Белгазпромбанк» при взаимодействии с Национальной комиссией ЮНЕСКО во Франции приобрел для своей коллекции картины художников Парижской школы, родившихся на территории современной Беларуси.
Среди них были и произведения Пинхуса, приобретенные у эксперта по Парижской школе Надин Незавер. А в 2013-м на аукционе Artcurial был приобретен «Охотник». Всего в коллекции «Белгазпромбанка», выставленной в галерее «Арт-Беларусь», девять полотен Кременя. Правда, до 22 августа в галерее проходит выставка «Портрет времени», и пока можно увидеть лишь «Охотника».
— Эта картина — яркий пример того, каким было искусство в Западной Европе в первой половине прошлого века, — говорит Зинкевич. — И она важна для понимания того, как оно развивалось и какие процессы ему были характерны в то время.
Пинхус не был нацелен на коммерческий успех, но оставил после себя достаточно солидное наследие. Многие из картин осели в собраниях коллекционеров и время от времени появляются на аукционах. В какую сумму оцениваются работы художника? Как считает Александр, цены не заоблачные, но пока доступны преимущественно состоятельному человеку. В некоторых источниках говорится, что картины Кременя оцениваются на рынке до 12 тысяч долларов.
Ну а если вы собрались посмотреть полотна Пинхуса за рубежом, то его работы находятся в Москве (Музей изобразительного искусства им. Пушкина), Тулузе (Музей августинцев), Париже (Музей искусства и истории иудаизма), Филадельфии (Художественный музей), Женеве (Малый дворец), Труа (Музей современного искусства), Кардиффе (Национальный музей), Мельбурне (Национальная галерея Виктории)...
Смотрите по теме:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by