Листая справочники по психологии или тематические сайты, легко можно наткнуться на названия странных и не особо распространенных синдромов, о которых знают только специалисты и небольшое количество пациентов. С подобным недавно столкнулся в YouTube и я. В интервью блогеру Николаю Солодникову искусствовед, знаток Италии Аркадий Ипполитов упомянул про достаточно специфическое явление. Дескать, люди, приезжая на Апеннины, настолько проникались шедеврами искусства и архитектуры, что начинали испытывать возбуждение, крайнее волнение и пресыщались этой красотой чуть ли не до тошноты.
В психологии у подобных переживаний даже есть отдельный термин — синдром Стендаля, и он никуда не исчез. Но насколько реален этот синдром, как к нему относится официальная психология и у кого он чаще всего встречается? С этими вопросами мы обратились к психологу, арт-терапевту Екатерине Чернявской.
Сообщения о том, что люди падали в обморок или испытывали учащенное сердцебиение при просмотре произведений искусств в Италии, начали появляться еще в 19-м веке, однако к подобным случаям тогда всерьез не отнеслись. Проблемой вплотную занялись лишь в 1970-х, когда итальянский психоаналитик Грациэлла Магерини, работавшая в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции, проанализировала порядка сотни случаев подобной возбудимости среди туристов, в разное время посещавших этот город. Магерини пришла к выводу, что у некоторых приезжих после просмотра произведений эпохи Возрождения, которыми буквально нашпигован центр Флоренции, начинали происходить достаточно схожие психологические отклонения. Данному явлению Грациэлла дала название «Синдром Стендаля» и опубликовала в 1989-м одноименную работу.
При чем здесь Стендаль? Все просто. Как объясняет Екатерина Чернявская, французский писатель Анри-Мари Бейль, более известный под псевдонимом Стендаль, после поездки во Флоренцию написал в книге «Рим. Неаполь. Флоренция», что испытал экстаз и «небесные ощущения», посетив знаменитую базилику Санта-Кроче. Все это позволило Магерини не только считать слова Стендаля подтверждением своей гипотезы, но и назвать в его честь данное психическое состояние.
Есть и более свежие — громкие — примеры. Четыре года назад у 68-летнего Карло Олмастрони из Тосканы, который рассматривал в Уффици картину Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», неожиданно случился сердечный приступ. У посетителя произошла кратковременная остановка сердца, однако врачи сумели спасти жизнь любителя искусства и он пошел на поправку. В том числе благодаря двум сицилийским кардиологам, которые по счастливой случайности в одно время с Олмастрони решили посетить музей. К счастью, у тех, кто испытывает волнение при просмотре картин, симптоматика чаще совершенно другая.
— Как замечали исследователи, некоторые люди во время просмотра картин начинали ощущать головокружение, волнение, тревожность и потливость. У кого-то даже случались галлюцинации, люди впадали в бред и начинали считать себя героями картин, — говорит собеседница. — Подобное происходит в основном с туристами, которые приезжают в Италию познакомиться с местными шедеврами искусства. Кстати, как было установлено, у азиатов такой восприимчивости к искусству нет: у них все-таки другой ментально-культурный код.
Подобной предрасположенности нет и у итальянцев, которые постоянно живут во всей этой красоте, и такие расстройства замечают чаще всего у европейских или американских туристов. У людей чувствительных, более подверженных переживаниям, связанных с искусством, нежели у других.
Что касается Беларуси, о подобных случаях в нашей стране Екатерина не слышала и в своей практике не встречала.
Синдром Стендаля фиксируют и по сей день. По данным BBC, ежегодно во Флоренции фиксируют от 10 до 20 случаев, и чаще всего это происходит перед работами Сандро Боттичелли. Такое вот совпадение.
— Эти знаковые произведения искусства — Боттичелли, Давид — они действительно ошеломляют. Некоторые люди теряют ориентацию; это может ошеломить. Я часто видела, как люди начинали плакать, — рассказывала в интервью президент художественной благотворительной организации «Друзья Флоренции» Симонетта Брандолини Д'Адда.
Несмотря на работу и доказательства Грациэллы Магерини, к синдрому Стендаля многие психиатры пока еще относятся осторожно. Эта психогенная реакция, которую связывают исключительно с Италией и Флоренцией, не подтверждена медицинской наукой и не включена в официальные Международные статистические классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем. Причины следующие.
— Выяснилось, что 2/3 людей, у которых наблюдался этот синдром, имели другие, более серьезные проблемы со здоровьем, — объясняет собеседница. — Это в том числе могли быть тревожное, маниакально-депрессивное расстройства или более тяжелые заболевания типа шизофрении. Чаще всего, когда речь заходила о синдроме Стендаля, у пациентов первым делом лечили не его, а конкретный симптом, который удалось установить.
Например, бред или галлюцинацию. Синдром Стендаля напоминает матрешку, открыв которую можно заметить нечто более серьезное.
Так что этот синдром пока все еще остается региональной «эстетской болезнью». При этом благодаря стараниям Магерини он получил относительную известность в поп-культуре. Культовый итальянский автор кинохорроров Дарио Ардженто в 1996-м снял фильм «Синдром Стендаля», музыку к которому написал знаменитый композитор Эннио Морриконе. Согласно сюжету, маньяк-убийца пытается заигрывать с детективом, которая страдает синдромом Стендаля. Узнав об этом, он пригласил ее на свидание в галерею.
По словам Екатерины Чернявской, существует еще несколько подобных культурных явлений, которые пока не признаны официальной психологической наукой. Вот парочка из них.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро