Что происходит с туризмом и куда мы полетим в отпуск этим летом

24 марта 2022 в 8:00
Автор: Дарья Спевак. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер

Что происходит с туризмом и куда мы полетим в отпуск этим летом

Автор: Дарья Спевак. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер

Прогнозировать свою жизнь даже на завтра очень сложно, мир уже давно перестал быть предсказуемым. Тем не менее сегодня попробуем помечтать о планах на лето и осознать то, что имеем на данный момент в сфере туризма. Onlíner поговорил с турагентствами о том, в каком положении они сейчас находятся и чего ждать туристам от очередного тяжелого сезона.

Что происходит в туризме со времен коронавируса и сейчас?

По словам председателя правления Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Руслана Сегенюка, в доковидную эпоху за границу путешествовал примерно каждый десятый белорус. Рынок выездного туризма в 2019 году — это чуть более 900 тысяч туристов, охват 2020—2021 годов — 200—250 тысяч. Начиная с 2020 года, по мнению Руслана, туристический рынок Беларуси находится в перманентной стагнации.

— Как ужались на 70—80% с начала COVID-19, так и существуем. Не успела весной прошлого года появиться минимальная перспектива роста, как нас опять ограничили. В этом году аналогично, только в мире сейчас все еще более драматично. Хотя в плане туризма многие рынки оживают и массово снимают ковидные ограничения, — отмечает председатель правления РСТО. — Поэтому наш рынок не живет, а выживает с надеждой, что не растеряем самые ценные кадры и наработки.

Что касается роста курса валют, то такая ситуация, по мнению Руслана, «не первая и не последняя». Он говорит, что после скачка продаж была значительная просадка: у кого-то изменилось экономическое положение и он отказался или отложил поездку, но процент таких невелик.

— Сейчас происходит отскок и оживление продаж, но, повторюсь, мы по-прежнему работаем в реалиях не более 20—30% от рынка 2019 года, — поясняет специалист.

Анастасия Зубкова, специалист по туризму компании Alltour, отмечает, что ковидный кризис стал самым тяжелым для туристического рынка. Но, к сожалению, не последним.

— Мы, на самом деле, в целом выкарабкались из пандемии. Это самое обидное, что нам удалось пережить такой жуткий кризис — наверное, самый тяжелый за всю историю туризма, — а события в Украине снова привели к спаду, — начинает она.

Каков спрос на путешествия и часты ли отказы?

По словам Анастасии, сейчас у туристов увеличился страх мыслить на перспективу. Эта неопределенность вносит больше всего корректив в дальнейшие действия.

— Вообще, сейчас уже должен начаться активный туристический сезон, но очевидно, что все будут ждать до последнего. Основной вопрос — как дожить до лета, потому что сейчас все зависит от развития событий в соседней стране, — продолжает специалист. — Также остается нерешенной проблема нашего законодательства, которая существовала и до кризиса: туристическое агентство несет полную ответственность за возврат денег заказчикам. В других странах агентство отвечает своей комиссией и реальным заработком, а у нас законодательство выстроено так, что агент отвечает вообще за все: условный авиаоператор ушел с рынка и не вернул людям деньги — все претензии к нам, «лег» туроператор — тоже. Как ни парадоксально, но у меня есть ощущение, что выживут те, кто работал хуже, имел небольшие объемы продаж.

Тем не менее, говорит Анастасия, турагентства пытаются жить и работать. До 24 февраля, признается она, дела начали идти приемлемо: люди уже изголодались по путешествиям и хотят летать на отдых. Сейчас ситуацию усложняет и рост курсов валют.

— На данный момент бронирований критически мало, потому что люди не знают, что будет завтра, — рассказывает собеседница и отмечает, что прогнозов сейчас у турагентов особо нет. — Некоторые маршруты сегодня довольно «дикие» — например, перелет в Шарм-Эль-Шейх длительностью в 8,5 часа не добавляет радости.

В то же время председатель правления РСТО подробнее останавливается на «особо сложном участке на рынке» — связанном с путевками, сформированными украинскими туроператорами или при участии их, так как Торгово-промышленная палата Украины (ТПП) объявила форс-мажор и оперативная деятельность данных операторов не осуществляется (вернуть деньги прямо сейчас по этим турам физически невозможно).

— Средства находятся за границей, и именно по таким путевкам мы (РСТО) и просим наше Министерство спорта и туризма выступить инициатором и объявить временный, до конца года, мораторий на возврат, — объясняет Руслан. — Ведь ответчиком по данным путевкам де-юре являются простые турагенты, которые честно выполняли свою работу, бронировали и отправляли средства туроператору в Украину. Но де-факто они не могут отвечать за форс-мажор в Украине, своих средств уже давно ни у кого нет: два года затяжного кризиса уничтожили все, даже если предположить, что были подушки безопасности. Объясню просто: если этот, пусть и не самый большой поток клиентов, но одномоментно (например, в течение месяца-двух) обратится за выплатой к своим турагентам по путевкам украинских операторов, не захотев подождать, перенести, задепонировать и пр., то могу вас заверить: денег не получит никто.

Собеседник считает, что если турагенты и рынок получат такой мораторий, это даст прежде всего время украинским туроператорам понемногу реанимировать деятельность или начать по возможности рассчитываться по долгам. А турагенты смогут искать возможности и способы рассчитываться с туристами или предоставлять услуги.

— Схожие ситуации наш рынок уже проходил — и с банкротствами российских операторов («Натали Турс» и пр.), и с COVID-19: решившие подождать клиенты тогда не остались в накладе, большинство из тех туристов уже или отдохнули, или получили полные возвраты, — отмечает Руслан, добавляя, что «пандемийных» незакрытых заявок с 2020 года осталось уже не так много: не более 5%

По мнению председателя правления РСТО, сейчас не следует паниковать. Он говорит, что за три недели наблюдал уже не один случай, когда клиенты, поддавшись панике, просили аннулировать путевку и вернуть средства, а через неделю приходили обратно с просьбой восстановить по старой цене, однако новые цены были уже значительно выше. Никто из турагентов не отказывается от возвратов, это лишь вопрос времени.

— Наш рынок выдержит, я говорил это и в 2020 году, и в 2021-м. К сожалению, в связи с ужасными событиями вынужден повторить это и в 2022-м. На нашем туристическом рынке большинство фирм имеют историю по 10—20—30 и более лет, они сюда пришли не на один день, — уверен Руслан.

Куда сейчас можно поехать?

В прошлом году после введенных санкций для белорусских туристов остались только четыре массовых направления с прямыми перелетами — Турция, Египет, Грузия, ОАЭ. Эти направления предоставили максимально удобные и понятные правила для въезда белорусов. Плюс была возможность добраться до нужной точки из Москвы, Киева или с пересадками в Стамбуле, Дубае.

— Это пусть и не массово, но значительно расширяло географический ассортимент путешествий, — отмечает председатель правления РСТО. — В этом году туристический бизнес не рассчитывал на открытие Европы для нас, однако радовало наличие двух иностранных авиакомпаний — Flydubai и Turkish Airlines — с их обширной полетной сеткой из Дубая и Стамбула. Да и некоторые российские авиакомпании давали белорусам возможность хоть и с пересадками, но отдохнуть практически в любой точке мира. С 24 февраля карта мира для нас и те рейсы, на которых мы могли летать, сократились, наверное, процентов на 70, а увеличение полетного времени урезало в объеме и уже существующие массовые направления.

На данный момент, говорит Руслан, мы имеем все те же четыре прямых направления из Минска, которые позволяют белорусским туристам оздоровиться и отдохнуть на море, — это Турция, Египет, Грузия, ОАЭ.

— С большой долей вероятности они и останутся в текущем сезоне. Брони на летающие сейчас направления идут очень активно: это ОАЭ, Египет, экскурсионный Стамбул, Грузия, Армения. Однако самые объемные и массовые — это Турция и Грузия: после трех недель паузы продажи стали возобновляться. Так как вариантов для отпуска на море не много, мы планируем, что за апрель продажи по этим направлениям восстановятся полностью, — утверждает председатель правления РСТО.

Специалист по туризму Анастасия тоже считает, что не все так печально. Для тех, кто хочет и может летать, открыто немало направлений. Дело лишь в комфорте: да, ассортимент прямых рейсов невелик, но есть и варианты с пересадками. По мнению собеседницы, после пандемии ожидать сверхкомфортных передвижений и не приходится — нужно быть более гибкими.

— Направлений на самом деле больше, чем кажется на первый взгляд. Все-таки для полетов из Москвы закрыта, по сути, только Европа и часть неба ближе к США. Такие компании, как Turkish Airlines, Emirates и Flydubai, продолжают летать, а Стамбул и Дубай были и остаются наиболее популярными местами для пересадок. При желании, сноровке и наличии денег улететь можно практически во всю юго-восточную Азию, на все острова, в открывшийся недавно Вьетнам. Варианты есть разные, — перечисляет специалист по туризму.


Выбор покупателей
офисная бумага, плотность 80 г/кв.м., A4, 500 листов
офисная бумага, плотность 80 г/кв.м., A4, 500 листов
офисная бумага, плотность 80 г/кв.м., A4, струйная печать/лазерная печать, 500 листов
офисная бумага, плотность 100 г/кв.м., A4, 500 листов

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by