Мы продолжаем проект «Дым», посвященный теме курения, с отдельным телеграм-каналом и чатикoм для всех, кто хочет бросить курить. Сегодня взглянем на проблему сквозь призму истории. Поговорим с экспертом о том, когда на наших землях появились табак и сигареты, и узнаем у заядлых табакоманов, что курить было в тренде, какие сигареты продвигали фарцовщики и как изменилось отношение к курению за последние 30 лет. Но перед тем как вы приступите к прочтению текста, в очередной раз напоминаем: курение не несет организму ничего хорошего и может только навредить вашему здоровью.
Это сейчас может показаться, что курили у нас всегда и сигарета с незапамятных времен была лучшим другом наших предков. Но это далеко не так. Табак, который активно курили индейцы Северной Америки и Карибских островов, попал в Европу лишь в конце XV века благодаря экспедиции Христофора Колумба. После этого его стали массово свозить сюда английские и голландские колонисты. Курение быстро распространялось по континенту, хотя изначально к табаку отнеслись весьма враждебно. Многие считали курительные трубки дьявольской забавой, угрожали смертной казнью и сурово карали провинившихся.
Первым европейским курцом и одновременно первой жертвой курения считают испанского моряка Родриго Хереса, который плавал в Новый Свет вместе с Колумбом. Набожные соотечественники, увидев, как Херес выпускает клубы дыма изо рта, подумали, что Родриго сошел с ума и сдружился с самим сатаной. Как они считали, только дьявол мог научить человека пускать дым через рот. В итоге испанская инквизиция посадила незадачливого Родриго в тюрьму. На свободу он вышел лишь через семь лет, когда табак уже распространился в Испании.
— На территории современной Беларуси табак начали курить во времена Речи Посполитой, — рассказывает исследователь, ведущий телеграм-канала «Батискаф историка» Антон Денисов. — Привозили его купцы из Западной Европы, а курила преимущественно шляхта. Курение трубок считалось данью моде и чертой праздного времяпрепровождения в беседах.
Долгое время курили исключительно мужчины, а у женщин была своя забава — они табак нюхали. Тогда данный продукт даже считался лекарством, которое помогает «пробивать» нос при простуде.
— В XIX веке, во времена Российской империи табак — как курительный, так и нюхательный — стал популярен повсеместно, — продолжает Денисов. — Курили в салонах. И чтобы не провонять дымом, люди надевали на себя специальные халаты. Если же мы говорим о промышленности, то здесь стоит выделить табачные фабрики в Витебске (специализировалась на махорке и папиросах) и Гродно.
Последняя была основана в 1861-м предпринимателем Лейбой Шерешевским. Она выпускала курительный и нюхательный табак, ту же махорку и папиросы. Успехи предприятия привели к тому, что у него появились филиалы в крупных польских городах.
Фабрика побеждала на табачных выставках в Амстердаме, Париже, а признанием на российском рынке стала медаль, которую она получила от самого Александра III, и с этого момента на этикете (торговое или фабричное клеймо. — Прим. Onlíner) коробок с продукцией начали печатать императорский профиль и золотые знаки.
Подобное внимание со стороны императора неслучайно. Он сам был не прочь побаловаться табаком и даже ввел среди близких и приближенных традицию утренних коллективных курений. Но еще дальше пошел его сын Николай II, который за день мог выкурить больше 20 папирос.
Долгое время курение считалось уделом богатых, было занятием не постоянным и не ежедневным: ценник на табак все же кусался. Однако, как считает Антон Денисов, со временем курение распространилось в армии среди солдат, которые перенимали привычки у офицеров и в дальнейшем выращивали табак у себя в огородах.
Курение стало крайне распространенной привычкой, и за один только 1912 год в Российской империи выкурили почти 12 млрд папирос. Помогала этому и реклама, публиковавшаяся в прессе. Оттуда мы знаем, что одна из точек в Минске, где продавались вино, папиросы и табак, называлась «Бахус» и находилась на нынешней площади Свободы, рядом с нынешним французским посольством.
При коммунистах, пришедших к власти в 1917-м, отношение к курению в негативную сторону не изменилось. Несмотря на тяжелые условия труда и туберкулез у рабочих, вызванный отсутствием вентиляции на фабриках, в Советском Союзе наращивали производство сигарет, и иногда курение даже приветствовалось. К примеру, в ранних газетах БССР курево рекламировали под броскими идеологическими лозунгами вроде «Курильщики всей Белоруссии, соединяйтесь и курите папиросы „Шато“!».
А вот руководство Витебской табачной фабрики и вовсе считало, что курение их дешевой махорки — прекрасная возможность для «смычки города с деревней».
— Курение было популярно и в армии, и у заводских рабочих, и среди государственных служащих, — продолжает Антон Денисов. — Люди курили прямо у себя дома, на рабочих местах. Более того, курить папиросы начали и женщины, что стало свидетельством эмансипации в Советском Союзе.
В итоге табачная промышленная была объявлена отраслью государственной важности. После того как советский человек поработал, ему нужно было хорошо покурить, и его нужно было обеспечить сигаретами.
На курящего человека в те времена смотрели достаточно терпимо. С одной стороны, в СССР активно пропагандировали здоровый образ жизни, спорт, трезвый взгляд, но с другой — курение считалось обычной и повседневной чертой здорового и решительного мужчины. Помимо этого, стоит сказать, что курили и советские вожди. Тот же Иосиф Сталин любил советские папиросы «Герцеговина Флор». Брежневу же, пришедшему к власти в 1964-м, нравились сигареты. Так что ничего странного в этом не видели.
Нет ничего удивительного и в том, что тема курения стала попадать в художественные произведения. Известный белорусский поэт Аркадий Кулешов в 1942 году на эмоциях после оккупации Витебска фашистами посвятил целое стихотворение местной махорке, в котором вспоминал про «дым родных нам мясцін».
А белорусский художник Анатолий Шибнев на свой знаменитой картине «Пленных ведут» изобразил курящего трубку партизана.
Во второй половине прошлого века пачки сигарет все чаще стали мелькать в кино. К примеру, в «17 мгновениях весны» сигареты известной марки курит Вальтер Шелленберг, а в одном из эпизодов комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский держит в руках узнаваемую красную пачку.
Упомянутые марки сигарет были практически недосягаемыми для рядовых советских граждан — они курили в то время совершенно другое.
— Существовало сразу несколько ценовых категорий сигарет, — объясняет Александр, курец из Жодино с 36-летним стажем. — Работяги предпочитали «Приму», «Астру» и папиросы «Беломорканал». К сигаретам среднего ценового сегмента относились «Гродно» и «Орбита», ну а к дорогим — «Космос», московские «Золотое руно», «Герцеговина Флор» и ряд болгарских сигарет, которые по качеству были лучше. Это и «БТ», и «Опал», и «Родопи», и «Стюардесса», и «Ту-134». Встречались и кубинские Partagas. Они были крепкие, но с приятной ароматизированной бумагой. Чуть позже стали появляться импортные.
Однако позволить их себе могли исключительно люди с хорошей зарплатой либо богема — известные актеры и артисты. Что касается курения в армии… Когда я служил в ГДР, солдатам было положено 18 пачек сигарет на месяц и 5 коробков спичек. Лучшими из тех, что нам выдавали, считались сигареты «Охотничьи», а вот «Донские», «Северные» и «Гуцульские» по качеству были явно хуже.
Отдельная тема — иностранные сигареты. Доступ к ним в БССР был далеко не у всех, но достать их можно было у фарцовщиков, сбывавших зарубежный товар при гостиницах и у магазинов. Однако, как мы уже писали, курить импорт было затратно, поскольку цены на «сиги» у фарцовщиков иногда взлетали нереально высоко. За пачку Marlborо просили и 3 рубля — этих денег среднестатистическому жителю Союза вполне могло хватить, чтобы спокойно прожить неделю.
По словам собеседника, позиция, что курение вредно, в Советском Союзе не особо популяризировалась, хотя всем известный лозунг «Минздрав предупреждает» стал появляться на пачках еще в 1970-х. Больше следили за тем, чтобы не курили молодежь и подростки.
— Педагоги гоняли курящих учащихся очень серьезно. И если тебя не дай бог заметили с сигаретой возле школы либо техникума — все, атас! Это как минимум вызов родителей. Сейчас представить подобное крайне сложно.
Отношение к курящим женщинам, особенно к молодым, со временем тоже изменилось — это даже считалось дурным тоном.
— Курящая девушка — это был нонсенс! — говорит Александр. — Поэтому все мои знакомые бегали курить куда-нибудь подальше, чтобы их никто не видел.
Жительница Минска Ольга Мерзлякова, долгое время проработавшая корректором и стилистом в белорусских изданиях, курит с небольшими перерывами больше 50 лет и с позицией насчет непопулярности образа курящей девушки полностью согласна.
— На улицах в открытую мы старались не курить. На лавочках с сигаретой чаще всего можно было увидеть женщин среднего возраста и постарше. А молодым курить считалось неприличным. Многие скрывали свои привычки, и родители долгое время об этом не знали и даже не подозревали. На то время курение считалось привычкой девушек с не очень хорошим поведением. И даже в советском кино курящих молодых не показывали.
При этом курить в Минске можно было чуть ли не везде, и во многих ресторанах, барах стояли пепельницы — запретов не было. Кроме того, в молодости я нередко в качестве переводчика сопровождала югославские делегации в Ленинград, Москву. Ходили в рестораны, и там дым стоял столбом.
Такое отношение к курящим девушкам, естественно, противоречило тому, что было на Западе. Как минимум курящих девушек в кино показывать не боялись. Вспомните «Завтрак у Тиффани» с Одри Хепберн: образ героини актрисы в платье от Givenchy и с мундштуком в руках стал одним из самых узнаваемых в американском кинематографе.
Стоит упомянуть и популярную в Союзе итальянскую комедию «Укрощение строптивого» 1980 года. Молодая Орнелла Мути, сыгравшая красавицу Лизу Сильвестри, курит на трибуне во время баскетбольного матча.
В плане сигарет на Западе царила крайне удивительная демократия. В иностранных массмедиа и вовсе можно было увидеть не только курящих дам, но даже мегастранные изображения врачей, которые рекомендуют курить те или иные сигареты.
Так продолжалось до второй половины прошлого века, пока не было доказано, что курение может вызывать тяжелые заболевания. А до это крупные бренды активно эксплуатировали для продвижения своей продукции образ врача, к которому в США относились максимально положительно.
С сигаретами в БССР все было нормально до середины 1980-х, а потом началась перестройка и наступил дефицит продуктов питания. Затронуло это и сигареты. Чтобы заиметь хоть что-то, людям нередко приходилось ездить за куревом из небольших городков в Минск.
— Когда я в 1987-м уходил в армию, все было нормально — родители присылали мне в ГДР и «Космос», и «Орбиту», и «Гродно». Но через год все начало пропадать, — говорит Александр. — Мы искали их по всему свету. Купить сигареты в магазинах можно было лишь по талонам, как продукты. Не помню, чтобы сигареты продавали огромными макаронинами и их нужно было нарезать, но я запомнил фасовочные пакеты, набитые сигаретами без фильтров. Где их брали, воровали или покупали — этого я уже не знаю.
Табачные магазины в Минске собирали целые очереди. О них даже слагали легенды. Согласно одной из них, толпа недовольных мужиков, узнав, что курево в магазинчике по улице Богдановича закончилось, перегородила проезжую часть. Сотрудники магазина быстро спохватились и привезли бунтарям очередную партию сигарет.
Когда Беларусь стала независимой, к нам хлынуло огромное количество импортных сигарет. Ими были напичканы буквально все ларьки. Крупные бренды нередко появлялись на баннерах и рекламировали свою продукцию в белорусских и иностранных газетах, печатавшихся в Минске.
Красивые ролики появились и на каналах, которые транслировались в нашей стране. А знаменитая компания Philip Morris в конце 1990-х даже запустила в Минске балетную премию «Дебют».
Однако продолжалось все это в Беларуси не так уж и долго. В 2000-х годах в Беларуси развернули борьбу с табакокурением. Сначала был принят закон о запрете рекламы табачных изделий, а со временем начали принимать и другие меры. К примеру, пригрозив штрафами, курить запретили на трибунах футбольных стадионов (из-за этого поначалу даже возникали небольшие конфликты между болельщиками и правоохранителями), в ресторанах, гостиницах, поездах, подъездах (об этом мы нередко писали), на детских площадках, вокзалах, лоджиях, в подземных переходах и машинах, если там находится ребенок. Затянуться сигареткой можно исключительно в специально оборудованных «курилках». Еще в 2015 году сигареты массово убрали с витрин магазинов, и с тех пор просто так на кассе их не увидишь.
На этом в Беларуси не остановились, и в 2016 году начали выпускать пачки сигарет с ужасными изображениями пораженных из-за курения органов человека. В ноябре 2017-го это стало стандартным требованием для всех производителей из стран, входящих в Евразийский экономический союз. В общественных местах запретили использовать в том числе и электронные сигареты.
Неизвестно, отбили ли они кому-нибудь желание курить, но все вышеперечисленные нормы в белорусском представительстве Всемирной организации здравоохранения оценили крайне положительно. По оценкам ВОЗ, за 40 лет они должны спасти более 116 тыс. жизней. Звучит, конечно, красиво, но так ли близки эти цифры к нашей реальности? Подождем.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by