«В соцсетях меня хейтят, а жена защищает». Водитель из Новолукомля и его странное хобби

25 декабря 2021 в 8:00
Источник: Яна Ильина. Фото: архив Андрея Осипова

«В соцсетях меня хейтят, а жена защищает». Водитель из Новолукомля и его странное хобби

Источник: Яна Ильина. Фото: архив Андрея Осипова

Сорокалетний житель Новолукомля Андрей Осипов работает водителем в чашникском филиале «Витебскоблгаза». А в любую свободную минуту он достает нитки, крючок — и вяжет ажурные салфетки. Некоторые над ним смеются: мол, не мужское это занятие, лучше бы гвоздь забил. Андрей с ними не спорит, знай себе вяжет. Украсил красивыми вещами весь дом, некоторые работы продает, а что-то дарит. И в каждую салфетку вкладывает душу. Onlíner пообщался с мастером, который рушит гендерные стереотипы в маленьком городе.

Хобби Осипова выбивается из ряда традиционных «мужских» увлечений. Он даже сочинил про это шуточный стих: «Кто-то в „танчики“ играет, кто-то водку попивает, кто рыбачит дни и ночи, а Андрей салфетки строчит».

— Для меня вязание — это как йога для мозга: считаю петли, любуюсь тем, что получается, отдыхаю, успокаиваюсь и набираюсь эмоциональных сил. А еще это как заниматься сексом: приятно и захватывающе.

Андрей по профессии механик. Пять лет работает водителем в газовой службе. А раньше преподавал в строительном лицее, был инструктором по вождению в ДОСААФ.

Вязать он научился лет в 10.

— Как и все мальчишки, я любил погонять в футбол. Но больше по натуре домосед. А мама все время рукодельничала: это было начало девяностых, одежду тогда купить было непросто. Я смотрел-смотрел, как она вяжет, и однажды попросил: «Мам, научи!» Она показала — и дело пошло. Вначале освоил вязание спицами. Делал одежду для кукол сестры — и ей завидовали все подружки! А через год связал свою первую салфетку. Она у меня сохранилась, правда, за почти 30 лет немного порвалась. Я ее берегу — как привет из детства.

А потом Андрей надолго забросил вязание. Снова вспомнил про него лет в 30, с подачи своей ученицы.

— Я тогда обучал вождению, и как-то на занятие пришла девушка с рукоделием. Она вязала шапку. И мне тут в голову — хлоп: «Так я ж тоже умею вязать!» Пошел в магазин, купил спицы и нитки. И чуть ли не за вечер связал себе шапку. Руки все помнили!

Мужчина навязал всей родне и друзьям кучу шапок, шарфов, снудов, палантинов, носков, варежек, игрушек… Но самая большая его страсть — салфетки, скатерти, коврики, связанные крючком. Андрей давно сбился со счета, сколько таких работ создал за 10 лет. Точно не менее 300.

— Вязанию отдаю примерно час каждый день. Раньше получалось заниматься этим больше. На простую салфетку уходит около недели, на более сложную — пару недель. Большую скатерть связал за полтора месяца. Свои работы я фотографирую и выставляю в соцсети. Но так как мой Instagram взламывали два раза, многие снимки не сохранились.

Крючок и нитки мужчина достает в любую свободную минуту.

— На обеденном столе всегда лежит моя «вязанка». Утром встаю и, пока жена подаст мне завтрак, рукодельничаю. Я вяжу, а Марина кружит вокруг меня: яичница, чай, бутербродик… Такая вот семейная идиллия. Работаем мы, к слову, с женой на одном предприятии — она диспетчер в аварийной службе. «Вязанку» беру и на работу, там уже давно все привыкли к моему увлечению. Вяжу в обеденный перерыв, во время остановок, когда долго приходится стоять. Кто-то из мужиков за это время пачку сигарет выкурит, а я пустое время превращаю в рукоделие. Вечером, перед сном тоже стараюсь немного повязать.

Своего хобби Андрей не стесняется и нередко вяжет на людях: в маршрутке, на лавочке в парке. Люди реагируют по-разному.

— Некоторые думают, что я как мужик не состоялся. Но я не боюсь никакого труда: рано, в 18 лет, женился и стал отцом — и жизнь заставила научиться всему. И нет такой работы по дому, которую я при желании не мог бы освоить. Если надо, я и сварщик, и электрик, и автослесарь, и плиточник… Недавно вот за пять дней сделал под ключ ванную.

У Андрея и Марины двое сыновей. Отцовское увлечение мальчишки не переняли.

— Старший сын — ему 22 года, учится на хореографа — попробовал вязать. Но пришел к выводу: «Папа, это не мое».

Марина умеет вязать и иногда составляет компанию мужу.

— Одну коллекцию салфеток мы связали вместе. Но у Марины нет к этому особого интереса, да и свободного времени тоже. На ней глажка, готовка, другие домашние хлопоты. Плиты я вообще не касаюсь: если мужчина еще будет готовить еду, зачем тогда ему жена?

Марина — главный защитник мужа, когда его хейтят в соцсетях.

— В «Одноклассниках», бывает, вокруг меня разгораются целые дебаты, — смеется Андрей. — Одна женщина как-то написала: «Что это за мужик такой? Лучше бы взял молоток да гвоздь забил! Но, видно, не умеет. И жена у такого белоручки небось под лопату картошку копает». Что тут началось! Марина давай меня защищать: «Он у меня молодец, все умеет делать». Другие подписчики набросились на эту женщину, возник холивар. Сам я давно перестал обращать внимание на недоброжелателей. Да и комментарии под постами особо не читаю, это жена за ними следит.

Узоры на одних салфетках мастер придумывает сам, другие вяжет по схемам. Кстати, из сети Андрею прилетает не только хейт, но и подарки.

— Сейчас я ударился в рельефные салфетки. На них вывязываются разные цветочки, лепесточки, косички, и все это имеет объем. Получается шикарная вещь, как бабушкин пирог. Сделать такую салфетку могут только опытные «вязуны». Я эту технику освоил несколько лет назад. Хотел купить мастер-класс, но организаторы, узнав, что я мужчина, подарили мне этот онлайн-курс. А еще иногда мои поклонницы-подписчицы присылают мне мотки ниток.

Андрей говорит, что его салфетки отличаются от тех, что вяжут женщины.

— Женщина работает более расслабленной рукой, где-то петельки пляшут, и салфетка получается немного растянутой. А у меня — петля к петле, и изделие выходит плотнее, строже. К тому же я педантичный: если вижу «косяк», распускаю и перевязываю.

Некоторыми авторскими работами мастер особенно гордится.

— Это, например, салфетка тончайшей работы, которая начинается с белых ниток, а заканчивается бордовыми. Я ее жалею, даже никому не показываю, чтобы никто у меня ее не выпросил. Или салфетки, которые я вязал из простых швейных ниток. Нитки были тоненькие-тоненькие, и салфетки получились как паутинка. Сейчас я такие уже не смогу связать: привык к ниткам потолще.

Вязание крючком, по словам Андрея, хобби не затратное.

— Нитки сейчас, правда, подорожали: катушка в 180 метров стоит 5—7 рублей. Но нередко получаю материал задаром. Целый чемодан ниток мне остался от бабушки, еще с семидесятых. Тогда они стоили копейки, вот она и запаслась. В катушке — 2,5 километра. Недавно только перевязал запасы из этого чемодана. Или вот дядька недавно привез мне багажник льняных ниток в бобинах. Он занимается ремонтом квартир, и кто-то отдал ему это добро, узнав, что родственник вяжет. Я с этими нитками вожусь по вечерам, в клубки перекручиваю, а жена: «Паучок ты мой, ты спать будешь?» А я как разогнался, так целый ковер из них связал!

Увлечение приносит кое-какие деньги.

— Но совсем не много, поверьте! Если кто-то просит связать, допустим, носки, я не прошу награды, только говорю, чтобы купил и принес мне нитки. Четыре года назад фотограф из Минска заказал салфетку для бабушки и заплатил 80 рублей. Тогда это была нормальная сумма за хендмейд. Как-то меня пригласили на фестиваль Sprava, и там я хорошо подзаработал: за салфетку диаметром 30 сантиметров просил 30 рублей. Но вообще, у людей еще пока нет понятия, что ручной труд высоко ценится. Однажды ко мне домой пришла женщина, выбрала четыре салфетки в подарок для родни за границей и достает… 15 рублей! Я, добрая душа, и отдал за столько. Многие работы раздарил. Был у нас вечер встречи выпускников. После ресторана ребята пришли ко мне — и давай все клянчить салфетки! Около 20 салфеток я и разбазарил, ведь кто-то брал и по две.

На предприятии «Витебскоблгаз» ежегодно проводят творческий конкурс среди сотрудников. Андрей Осипов участвует в нем и однажды связал ажурное полотно с эмблемой организации.

— Оно получилось довольно большое — примерно метр на метр. Вязал почти все лето. Но в итоге ничего на этом конкурсе не занял. Победили другие работы, в более «мужских» техниках — например, изготовленные из металла.

Друзья советуют Андрею открыть онлайн-школу вязания.

— Говорят, зарабатывай на мастер-классах. Но я занят на основной работе. Хотя… Может, это просто отговорка, чтобы не начинать новое дело? Надо попробовать, ведь идея-то хорошая. А еще я придумал, чем займусь попозже, может, ближе к пенсии: хочу делать мебель из лозы. Как и нитки, это тоже интересный и душевный материал.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by