Приготовьтесь, сейчас предпримем робкую и провальную попытку заново научиться читать. Да, что-то кроме самоучителя по Java. Букваря нет, берем бумажный (!) роман Пелевина «Омон Ра». Слюним палец. И разбираемся: зачем курсантам-летчикам отрезали ноги, к чему готовят в пехотном училище имени Матросова и почему политруки — слепые паралитики. В школе такое не проходят, там только учат про старый дуб.
Этим текстом мы попробуем втянуть вас в очередную авантюру. Назовем ее зловеще: «Книжный клуб». Если любите читать художественную литературу, вам сюда. Если давно бросили/не начинали, считая это занятие бесполезным, тем более добро пожаловать в нашу секту. Попробуйте, вдруг понравится. Если нет, отпишете нам квартиру и можете быть свободны.
Будем здесь периодически собираться, чтобы искать скрытые локации в известных произведениях, выбирать правильные книжки, другими легальными способами расширять сознание. Ниже покажем, что имеется в виду.
Разумеется, к «Книжному клубу» прилагается телеграм-чат. Здесь необходимо умничать, хвастаться достижениями, рассказывать о прочитанном, ругаться с носителями иной точки зрения. А также предлагать свои варианты книг для будущих выпусков. Все это будет использовано.
Погнали.
Поразительно, но мы живем во времена, когда цинизм Пелевина нуждается в расшифровке. Элементарные вещи неожиданно для самих себя превратились в хитрые пасхалки. Автор-то наверняка и не подозревал, что такие штуки придется разжевывать. Это как анекдот объяснять. А вот поди ж ты…
Современные люди, способные написать дичайший код, не умеют (и не обязаны) понимать метафоры этого полумифического писателя. Да там и не метафоры вовсе, все просто. Но, оказывается, даже те, кто еще способен читать художественную литературу, не полностью воспринимают текст. Сквозь мозг юного читателя без пользы, не задерживаясь, проносятся красивые образы — жалко. Это как съесть вафельный стаканчик мороженого (за 20 копеек, да) и выбросить содержимое.
Тут не в сюжете дело. Но коротко напомним тем, кто не читал и забыл. «Омон Ра» — роман 1991 года про советских «космонавтов». Смертников готовят к полету на Луну, они будут управлять «беспилотной» ракетой и столь же беспилотным луноходом, сидя в них же. С самим полетом тоже все сложно, но бог с ним.
Такой высококачественный абсурд, кроме маститого автора, мало кто способен произвести. (Разве что наша нынешняя реальность.)
Итак, читаем книжку по слогам, как букварь. Повышаем КПД восприятия.
По сюжету герой поступает в летное училище имени Маресьева. Там первокурсникам, пока они спят, отрезают ступни. Такая традиция.
«На следующее утро я проснулся от стона, полного боли и недоумения. На самом деле я уже давно слышал эти звуки сквозь сон, но полностью очнулся только от особенно громкого и страдальческого вскрика. Я открыл глаза и огляделся. На койках вокруг происходило какое-то непонятное медленно-мычащее шевеление — я попытался приподняться на локте, но не смог, потому что был, как оказалось, пристегнут к койке несколькими широкими ремнями наподобие тех, которыми стягивают распухшие чемоданы; единственное, что я мог, — это чуть поворачивать голову из стороны в сторону. С соседней койки на меня смотрели полные страдания глаза Славы, паренька из поселка Тында, с которым я вчера успел познакомиться, а нижняя часть его лица была скрыта под какой-то натянутой тряпкой. Я открыл было рот, чтобы спросить его, в чем дело, но обнаружил, что не могу пошевелить языком и вообще не чувствую всей нижней половины лица, словно она затекла. Я догадался, что мой рот тоже чем-то заткнут и перемотан, но удивиться этому не успел, потому что вместо удивления испытал ужас: там, где должны были быть Славины ступни, одеяло ступенькой ныряло вниз и на свеженакрахмаленном пододеяльнике проступали размытые красноватые пятна — такие оставляет на вафельных полотенцах арбузный сок. Самое страшное, что собственных ног я не чувствовал и не мог поднять голову, чтобы взглянуть на них…»
Этот обычай впечатлил многих читателей. Но самое удивительное в другом: далеко не все поняли, в чем его смысл.
Нужен ликбез. Пелевин зацепился за историю реального летчика-истребителя Алексея Маресьева. Он был сбит в 1942-м, потерял ноги, но вернулся в строй и сбил еще семь самолетов. Его историю советский писатель Борис Полевой изложил в «Повести о настоящем человеке» (немного изменив фамилию, добавив съеденного ежа и прочий художественный вымысел). Когда-то ее знал наизусть каждый школьник, но потом они разучились читать.
В понимании Пелевина, отрезая ноги, из курсанта делали «настоящего человека».
В романе есть деталь, нарочито обозначенная походя, парой слов. Двоих курсантов (им почему-то оставили ноги) направляют в космическую школу.
«На следующий день грузовик провез нас с Митьком по летнему лесу и полю; мы сидели на своих рюкзаках, прислонясь к прохладному стальному борту. Помню качающийся край брезентовой полости, за которым мелькали стволы деревьев и усохшие серые столбы давно оборванного телеграфа. Время от времени деревья расступались и вверху мелькал треугольник задумавшегося бледного неба. Потом была остановка и пять минут тишины, перемежавшейся только далеким тяжелым стуком; выходивший по нужде шофер объяснил, что это бьют короткими очередями несколько пулеметов на стрельбище пехотного училища имени Александра Матросова».
Разумеется, это отсылка к еще одной советской легенде. Вокруг нее уже возникла гора расследований, но изначальная идея — в самопожертвовании: рядовой Александр Матросов закрывает собою амбразуру дзота. Описание подвига было растиражировано газетами (в мирное время — книгами). В дальнейшем на немецкие пулеметы бросались и другие бойцы, вдохновленные статьями о Матросове.
Пелевину кажется само собой разумеющимся: каждый советский мальчишка догадается, чему могут научить в заведении с таким названием.
Еще одна отсылка к советскому эпосу — слепые парализованные замполиты. Почему они именно такие, современный читатель не обязан разбираться. Для этого надо было читать соответствующие книжки, что давно не практикуется.
«У нас в космической школе было два замполита, которых за глаза называли иногда политруками — Урчагин и Бурчагин, оба полковники, оба выпускники Высшего военно-политического училища имени Павла Корчагина, очень похожие друг на друга. С нашим экипажем занимался обычно Урчагин. У замполитов на двоих было одно японское инвалидное кресло с электромотором, и поэтому когда один из них вел воспитательную работу, второй молча и неподвижно полулежал в кровати в крохотной комнате пятого этажа — в кителе, до пояса прикрытый одеялом, скрывавшим от постороннего взгляда судно. Бедная обстановка комнаты, планшет для письма с узкими прорезями в накладываемой сверху картонке, неизменный стакан крепкого чая на столе, белая занавеска и фикус…»
В данном случае источник вдохновения — автобиографический роман Николая Островского «Как закалялась сталь» (персонаж — Павел Корчагин). А точнее, одноименный многосерийный фильм про героя Гражданской войны Павку Корчагина. По сюжету в финале он слеп и парализован, но продолжает писать, пользуясь картонным трафаретом. Именно эту эстетику старается передать Пелевин.
Каким образом Бурчагин и Урчагин доведены до такого же состояния, автор снова позволяет решать читателю.
Отправляйтесь в наш отважный чат и делитесь ощущениями. Формат происходящего — максимально расплывчатый. Можно закинуть ноги на стол, можно усомниться в литературных авторитетах, можно выстрелить в бармена из рогатки (но у него есть такое же право).
Расскажите, что вы думаете о Пелевине вообще и о романе «Омон Ра» в частности. Что сейчас читаете и зачем. Какое следующее произведение или какую тему стоит рассмотреть в нашем «Книжном клубе». Сфотографируйтесь (можно в одежде) с любимой книжкой.
Через пару недель подведем итоги и определимся с новой темой.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by