Жизнь бывает настолько непредсказуемой, что иногда даже подбрасывает инфоповоды из прошлого. Недавно одному из наших журналистов прислали необычное сообщение: журналист и кинодокументалист Райан Андерс пишет книгу об удивительном немце Хайнце Штюкке, который 52 года путешествовал по миру на велосипеде, накрутив 648 тыс. километров. В 1995 году его даже включили в Книгу рекордов Гиннесса как самого путешествующего велотуриста в истории, а в Испании ему посвятили документальный фильм.
Вы резонно можете задаться вопросом: зачем немцу, пишущему про удивительного велосипедиста, искать белорусских журналистов? Ответ оказался прост, но удивителен. Хайнц, побывавший на всех континентах, в 1990-х долгое время встречался с женщиной из Беларуси. Андерс собирается разыскать ее и сделать интервью для книги, а мы попросили его подробнее рассказать историю необычного путешественника и его отношений с белоруской.
Райан Андерс родился в США, но уже долгое время проживает в немецком городе Аахен. Он увлекается Юго-Восточной Азией, в качестве фрилансера печатается в местных англоязычных изданиях вроде Hon Kong Free Press и Southeast Asia Globe. Специализируется в основном на темах экологии и окружающей среды, а несколько лет назад всерьез заинтересовался биографией нестандартного велосипедиста Хайнца Штюкке и решил посвятить ему книгу. Ее публикация на английском языке запланирована на 2023 год.
— Это исключительно мой проект, его никто не спонсирует, — объясняет Райан. — Впервые я услышал про Хайнца от другого велосипедиста много лет назад, когда еще не было «Википедии». Пытался найти информацию о нем и со временем заметил, что кто-то посвятил ему сайт, появились страницы и в «Википедии», и в Facebook. Почему решил написать о нем книгу? Многие ездят на велосипедах, но он делал это дольше других, отдав путешествиям всю жизнь. Про него писали статьи, но в них нет подробностей, нет книги, в которой был бы ответ на вопрос, почему Хайнц всю жизнь путешествовал на велосипеде. У него были девушки, но он с ними расставался. Был шанс стать профессиональным фотографом, однако тоже не вышло. Хайнц просто всегда путешествовал. Если перед ним стояла цель, то он следовал к ней. Хотел взобраться на вершину горы — значит, взбирался. Он был очень сфокусирован на том, чем занимался, и его сложно было остановить.
А началась история путешествий Хайнца в начале 1960-х в небольшом немецком городке Хевельхоф. Наш герой с детства увлекался географией, страноведением, любил приключенческие романы Карла Мая и вдохновлялся рассказами о путешественниках, звучавших по радио.
После окончания школы он отучился на мастера по изготовлению инструментов и штампов, однако работа ему совершенно не нравилась. Парень не понимал, почему солидный отрезок жизни придется тратить на не очень любимое занятие, если можно заняться более приятным делом — бюджетно путешествовать на велосипеде. Сначала он активно катался на велике по Европе, а в 22 года Хайнц начал осуществлять детские мечты: бросил завод, на котором провел не больше двух лет, сел на немецкий трехскоростной велосипед и отправился в затяжной 50-летний велотрип, объездив в итоге около 200 государств. Домой на ПМЖ он вернулся лишь семь лет назад.
В это, конечно, крайне сложно поверить, но у Штюкке никогда не было хоть какой-то постоянной работы. Однако и без денег Хайнц существовать не мог: они нужны были как минимум на еду и визы. Поэтому, как рассказывает Райан, путешественник придумал свой способ заработка. Приезжая в крупный город, он парковал велосипед на большой площади, устраивал импровизированную выставку своих фото и продавал свои брошюры и снимки. Кроме того, время от времени он публиковал путевые заметки в газетах и читал лекции о своих путешествиях. Как говорит Андерс, в Европе, Америке, Азии люди были достаточно щедрыми, и без средств к существованию Штюкке не оставался.
Делились деньгами и обычные неравнодушные люди, которых Хайнц встречал по дороге. А в Эфиопии, когда у Штюкке не было ни копейки, ему неожиданно пришел солидный презент.
По его словам, на него обратил внимание легендарный император Хайле Селассие, которого особо почитают растаманы, и Штюкке даже удалось пообщаться с ним. В итоге правитель Эфиопии распорядился, чтобы местное правительство выделило путешественнику $500.
В конце 1970-х годов фотографии велосипедиста заинтересовали английскую компанию Frank Spooner Pictures of London. В итоге Хайнц заключил с ней соглашение, и каждый год от англичан ему приходило по $3,5 тыс. По признанию Штюкке, этих денег хватало для путешествий по достаточно бедным странам. В общей сложности на все свои поездки он потратил около $130 тыс.
Ночевал Хайнц, старавшийся уделять каждой отдельной стране по несколько месяцев, либо в палатке, либо в домах у людей, приглашавших путешественника в гости, а иногда даже в церквях, мечетях, под мостами, в пожарных депо, гаражах, конюшнях, пещерах, полицейских участках и у подножия статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро… В своих воспоминаниях он рассказывал, что людская щедрость компенсировала все те неприятные ситуации, в которые вынужденно попадал путешественник.
«Помню семью Кирби из городка Анистон, что в Алабаме. В общей сложности я останавливался у них дома семь раз, и ко мне там относились как к сыну. Хоть они и не были особенно богаты, они давали мне все то, что могло быть полезно для моего путешествия. Я встречаю людей, которые описывают мой тур как безделье, но чаще всего те, кого я встречал, выражали восхищение и были готовы помочь. Эта помощь была важна не только в экономическом плане, но и в моральном. Она всегда давала мне возможность набраться смелости, чтобы продолжить», — писал Хайнц в автобиографической брошюре.
Жизнь Штюкке стала реальным воплощением того, о чем он так любил читать в приключенческих романах. Только с опасностью путешественник сталкивался уже лицом к лицу, а не на страницах книг.
— Он много раз мог погибнуть. Но Хайнц ничего не боялся, а просто делал то, что хотел, — рассказывает Райан.
В южноамериканской пустыне Атакама Хайнца сбил грузовик, в Мозамбике его искусали пчелы, когда он купался в озере, в Иране немец попал в автомобильную аварию и оказался в больнице, в Индонезии переболел дизентерией, в Зимбабве его задержали за клевету на государство, а египетские солдаты и вовсе избили путешественника якобы за то, что тот фотографировал их. В Техасе на Штюкке вызвали полицию из-за того, что он… вырывал страницы из журнала Time.
«Я остановился поздно ночью на круглосуточной стоянке для грузовиков. Спросил у владельца, могу ли я провести остаток ночи [в закусочной] за письмом и чтением, — писал Хайнц в воспоминаниях. — Примерно в четыре часа закончил писать свой дневник и начал просматривать около пяти номеров журнала Time, которые были при мне. Я привык вырывать страницы, когда читал, чтобы сэкономить на весе [поклажи на велосипеде]. Помимо этого, еще до того, как начать читать, я вырывал все рекламные страницы, не интересовавшие меня. < …> Так вот, я сидел в четыре утра и вырывал страницы из журналов. У официантки сделалось странное выражение лица, и она иногда поглядывала на меня с беспокойством. В пять утра на улице появилась патрульная машина. Офицер приказал мне выйти из здания, внимательно изучил мои документы, все записал, но, видимо, не нашел ничего подозрительного. В конце концов он спросил любопытным тоном: „Скажите, зачем вы вырывали страницы из тех журналов?“ Когда я ему объяснил, он усмехнулся и сказал: „Понятно. Добро пожаловать в Снайдер“».
В чем Штюкке реально был крут, так это в умении попасть туда, куда другим туристам дорога была закрыта.
— Во многие страны въехать было несложно, но с посещением некоторых, таких как Саудовская Аравия, были проблемы, — говорит журналист. — Это сейчас можно спокойно прилететь туда, а раньше никого не пускали. Однако Хайнцу удалось договориться с кем-то из немецкого посольства, и его на месяц взяли на работу в качестве госслужащего, сделав необходимую визу.
Еще в начале 1960-х годов немец побывал в Советском Союзе, приплыв из Азии в Находку на норвежском судне.
— Штюкке повезло, что ему дали транзитную визу, — говорит Андерс. — Тогда западные туристы не могли прилететь в Россию так легко, как сейчас. В то время шла холодная война. Фактически за месяц до того, как Хайнц сел в Находке на поезд до Москвы, Советский Союз сбил американский разведывательный самолет U-2, а пилота взяли в плен.
На первый взгляд эта история выглядит сомнительно, но есть существенные доказательства. В поезде Хайнц знакомился с пассажирами, записывал в журнал их имена, а они делились своими отзывами и пожеланиями. Эти записи сохранились. Так, одна из женщин даже пожелала Хайнцу быть смелым и рассказать миру всю правду о Советском Союзе, а некто представился Маяковским и написал стихотворение.
Штюкке провел пару дней в Москве, заселившись в гостиницу «Интурист», расположенную за пределами города. Хайнцу удалось увидеть мавзолей и стадион «Динамо», но на этом поездка в Советский Союз закончилась. Директор гостиницы сообщил начальству о нетипичном туристе с велосипедом, и на следующий день его поездом отправили в Финляндию. Депортацию мотивировали тем, что в России нет условий для путешествия туристов на велосипеде.
В Беларуси Хайнц оказался лишь после развала Союза — в 1992-м. Как рассказывает Райан, в Минске Штюкке познакомился с красивой женщиной, которую звали Зоя.
— В то время в Минске было не так много иностранцев, и она обратила на него внимание, спросила: «Что ты здесь делаешь?» Они приятно поговорили, сходили на кофе, а потом начался их роман, продлившийся восемь лет, — рассказывает Андерс. — Минск на протяжении времени, которое Хайнц проводил в поездках по бывшему Советскому Союзу, служил для него базой.
О Зое нам известно не так много. Райан рассказал, что она родилась в Бресте. У нее есть дочка, родившаяся в начале 1980-х. По словам биографа велосипедиста, Зоя работала переводчицей в одной из компаний, занимавшихся реконструкцией минского аэропорта.
Их история — типичный пример отношений на расстоянии, когда люди видят друг друга непродолжительный период времени, а потом вновь надолго расстаются до следующей встречи. Зою подобный формат не устраивал, хотя она иногда сопровождала Хайнца в его путешествиях. К примеру, их вместе видели в Париже.
— Но в итоге их отношения распались. Она хотела стабильности. Ее не устраивало, что Хайнц уезжал на несколько месяцев, а потом возвращался всего на пару недель. И в какой-то момент Зоя сказала, что, если он вновь уедет, все будет кончено. Но он не мог остановиться, его тянуло путешествовать.
С 2014-го Штюкке, которому в январе исполнился 81 год, проживает в родном Хевельхофе. У него нет ни жены, ни детей. Из-за отсутствия работы за всю жизнь он не заработал себе на жилплощадь, но с этим помогла местная власть. Хайнц обосновался в небольшой квартире, в которой раньше жил смотритель бассейна. Обязанности по выплате небольшой пенсии тоже взяла на себя община. По словам Райана, интерес местного органа управления заключается в том, чтобы в будущем открыть в этом месте музей, посвященный знаменитому велопутешественнику.
— Из-за проблем с бедрами он уже не может ездить на велосипеде и преимущественно находится дома, ходит с ходунками, — говорит Райан, поддерживающий контакт со Штюкке. — Это удивительно: у него проблемы со здоровьем, однако он помнит каждую фамилию и каждую деталь. И его большая комната буквально заполнена фотографиями и газетами, журналами, которые рассказывают его историю. Что касается коммуникации, он не пользуется интернетом и мобильником — только письма и звонки по старому стационарному телефону. Чем занимается Хайнц? В его архиве 100 тыс. фотографий, сделанных в странах, где он побывал, и каждый день он каталогизирует и упорядочивает их, а также записывает свои воспоминания.
Что касается Зои, то после разрыва с Хайнцем они больше не общались, и контакты потерялись еще в 2000-м. О ее судьбе Райан ничего не знает, но очень хочет найти ее и поговорить для книги.
— Для Хайнца она была большой любовью, и он был очень опечален, что им пришлось расстаться, — рассказывает Райан. — В книге я хочу показать Хайнца с различных сторон, чтобы быть максимально правдивым, поэтому общаюсь с разными людьми, которые с ним знакомы. К примеру, недавно я встречался со шведом, путешествовавшим с ним в 1966-м по Амазонии.
И конечно, важно показать, каким именно Зоя видела Хайнца, дать ей возможность рассказать свою историю об этом человеке. Думаю, она знает его лучше, чем кто-либо другой.
Мы прекрасно понимаем, что найти Зою будет не так просто, ведь столько времени прошло после их расставания. Но если вы вдруг слышали истории про Хайнца либо лично знакомы с Зоей, мы будем благодарны вам за любую информацию. Пишите нашему автору в Telegram @islandzec либо на почту jra@jamesryananderson.com.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by