«Было стыдно, когда другие видели синяки». Пережила насилие и учится жить дальше

29 сентября 2021 в 8:00
Автор: Ольга Прокопьева

«Было стыдно, когда другие видели синяки». Пережила насилие и учится жить дальше

Автор: Ольга Прокопьева

О таких парах обычно пишут другие истории — красивые и счастливые. Но эти отношения после двух лет распались на две отдельные. В одной из них — фото с жуткими синяками и рассказ о том, о чем принято молчать. Несколько дней назад Анна (имя изменено) написала пост в соцсетях. Он бы мог затеряться среди остальных, если бы не фото. На них у молодой девушки синяки, рассеченная губа. А вместе с ними — история, которая как будто бьет кулаком в лицо.

Пара встречалась два года, в августе решили ненадолго уехать в другую страну. Там случился конфликт, во время которого, по словам Анны, парень бил ее. После этого она захлопнула дверь квартиры с обратной стороны.

Девушка говорит, что первый раз насилие в отношениях появилось год назад. Тоже была ссора, тоже удары.

— Осознание того, что это все неправильно, приходит, но очень медленно. Где-то я сама жалею человека, заступаюсь за него. Мне не хочется, чтобы он сейчас во всем этом вертелся. Очень долго думала насчет поста об этом. Я везде заблокировала человека, он написал с другого аккаунта что-то в духе «Молодец, ну что, полегчало? Отличный способ мести». Человек не думает, что это не месть, а просто всплывает правда. И он продолжает винить в происходящем меня, не осознает, что сделал.

У меня были дикие головные боли, синяки, сильные отеки. Спина болела.

Неужели никто не обратил на это внимание, когда она улетала в Минск?

Улетела не сразу, объясняет Анна. Сначала ушла переночевать к друзьям. Потом решили встретиться и обсудить все. В итоге девушка сдала билеты и никуда не уехала.

— Я приняла решение, что хочу остаться, выздороветь там. У меня были такие надежды, что все наладится, что все будет хорошо…

Сначала он просил меня улететь, потому что понимал, что ничего хорошего не будет, об отношениях не может идти речи. Потом говорил обратное: просил на месяц улететь, чтобы мы оценили всю ситуацию грамотно, чтобы каждый понял, что сделал, почувствовал какие-то рамки и так далее. Я осталась еще на три недели.

Он четыре дня около меня проплакал, я поверила, что человек сожалеет.

— Плакал буквально или это метафора?

— Да, действительно плакал. Но это из-за того, что история стала публичной. Когда все произошло, я выложила свой внешний вид. Это увидели люди, его сестра. Он сделал меня виноватой, что я выставила случившееся на всеобщее обозрение, а ему надо разгребать. Мне пришлось удалить, а потом объяснить, что, мол, это наши личные проблемы, все хорошо, все нормально. Тогда уже можно было, в принципе, понять, что это какое-то давление и человека больше беспокоит, что о нем подумают, чем то, что случилось.

Анне задавали и будут задавать вопрос: почему она все не остановила раньше, если все было так, как она рассказывает теперь?

— Со стороны легко так сказать. Мне где-то было стыдно, когда я приезжала домой и родители могли увидеть синяки, подруга могла увидеть синяки — прям страшные — на лице. Когда тебе есть за что ценить человека, ты понимаешь, что в других моментах ты с ним счастлив и у вас все хорошо. Просто когда есть ссоры, недопонимание, стычки, тогда такое происходит. Ты как-то не видишь всего происходящего, не видишь страха и угрозы, и закрываются глаза на все это. Ты как-то слепо любишь, что ли.

Из-за того, что я верила в лучшее и что это не повторится, все продлилось год. Если человек не раскаивается, то нужно уходить. Человек будет винить всех вокруг, но никак не себя. Понимаю, это была моя ошибка, когда я из-за своих чувств не пресекла, когда это впервые случилось год назад. А потом при каждой ссоре это стало нормой.

Поэтому все, что я могу сказать, — это если мужчина не сожалеет, то все свои чувства нужно засунуть куда подальше и уходить. Потому что в дальнейшем будете страдать еще больше.

Я никому не говорила, что происходит. Родители узнали только потом. Им было очень обидно. Я до последнего ничего не хотела рассказывать.

В этой истории есть два полюса, и на противоположном — родители парня из этой истории. И они считают виноватой девушку.

— Он выставляет эту ситуацию так, что это все проблема моего характера. Что я эмоциональная и вывожу на эмоции его. Если я вывожу тебя на это эмоции — расставайся, уходи, делай что-нибудь. Но винить человека в своей несдержанности — я не считаю это нормальным и пытаюсь вбить это себе в голову. Стараюсь думать об этом и не винить себя. Каким бы эмоциональным человеком я ни была, это все равно не дает человеку права так поступать со мной.

Да, у меня есть качества, которые, может, не самые хорошие. Я могу быть эмоциональной и нервничать, переживать, этими переживаниями давить на человека. Не спорю, есть проблемы моего характера, но вот так действовать и говорить «Это ты меня вывела, это ты виновата» — это абьюз.

В милицию Анна обратилась только по приезде в Минск, когда уже прошло время. Объясняет, что в другой стране не решилась обратиться за помощью, боялась навредить человеку. Из милиции уже пришел ответ: подготовку дела об умышленном причинении телесного повреждения прекратили, причина — «отсутствие в деянии состава административного правонарушения».

Сложно сконцентрироваться, собраться и заняться собой — так Анна описывает свое состояние сейчас.

— Хочется отстраниться от этого и нормально спать по ночам, не думать об этом, не искать виноватых. Оставить эту часть в прошлом, встать утром и понять: я счастлива, я живу, и все хорошо.

А что думает вторая сторона в этой истории? Что во всем «официально разобрались».

Куда обратиться, если считаете, что стали жертвой домашнего насилия

Цифры от МВД: каждые сутки в органы внутренних дел поступает свыше 200 сообщений о насилии в отношении членов семьи, за год — порядка 90 тыс. Близкими совершается каждое четвертое убийство и умышленное причинение тяжкого телесного повреждения. И это грустная «семейная» статистика, а ведь есть еще и пары, которые живут вместе, но не являются семьей.

Куда можно обращаться:

  • Объединение «Радислава» — +375 (29) 610 83 55.
  • Территориальные центры социального обслуживания — список.
  • Специальный чат-бот, который работает в мессенджере Telegram, — @HelpHotlineBot.

Важно знать

Если вы оказались в ситуации, когда к вам применяют домашнее насилие, важно:

  • Осознать, что к вам применяется психическое или физическое насилие. Это очень важно и составляет 50% успеха на пути к тому, чтобы справиться с проблемой, говорит психолог Татьяна Скорб.
  • Проработать и проговорить эту тему со специалистом-психологом, рассказать близкому человеку.
  • Понять, что этот груз в виде насилия вам не нужен, он вреден в первую очередь для вас.
  • Осознать ценность себя, своей жизни и здоровья.

Также важна профилактика насилия. Если вы чувствуете себя некомфортно в отношениях, об этом нужно сказать партнеру максимально прямо, без обиды и страха.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by