Недавно мы выяснили, что Беларусь обделена опасными организмами (двуногие не в счет). И поэтому люди вынуждены их себе придумывать. И все же природа даже для белорусов предусмотрела отдельные вполне реальные опасности, которые мы упорно игнорируем. Потому что нам интереснее бояться медянку или вызывать МЧС на паука. Сегодня соберем здесь опасные организмы — на этот раз без кавычек. Это те, кто способен доставить человеку реальные неприятности или убить. Забегая вперед: в большинстве случаев потерпевший должен применить для этого некоторое усердие.
Как бы мы ни старались, некоторые белорусские опасности выглядят как-то невзрачно, даже менее страшно, чем отдельные вполне безобидные существа. И совсем не смотрятся они на фоне какой-нибудь Австралии. Но — что имеем.
Начнем с малого. В наш список опасных существ все же включим иксодовых клещей. Конечно, самая страшная ошибка при встрече с клещом — назвать его насекомым. На самом деле это паукообразное.
Все знают, что они способны передавать боррелиоз и энцефалит (не только их). Не все знают, что исследование этого «питомца» — платное. Еще меньше — что исследовать его не обязательно. И совсем мало кто помнит — а что, собственно, плохого в этих болезнях.
Напомним.
Боррелиоз (болезнь Лайма). После попадания бактерий в кровь инкубационный период длится от 2 до 30 суток. Первым внешним признаком может являться круглое красное пятно на месте укуса, которое увеличивается. Этим дело может и ограничиться. При плохом сценарии через два месяца (а возможно, и через два года) будут поражены крупные суставы, станут разрушаться хрящи и кости. Это один из вариантов. Также могут пострадать кожа, нервная система, сердце.
Минздрав говорит, что ежегодно в Беларуси около 2000 человек заболевают боррелиозом.
Клещевой энцефалит. Вирусная болезнь. Начинается резко: с озноба, сильной головной боли, подъема температуры тела до 39 градусов, рвоты. Распухает лицо. Через несколько дней становится легче, после чего у 20—30% наступает следующая стадия. Поражается центральная нервная система, может дойти до паралича. Как выглядят заболевшие энцефалитом, можно посмотреть в медицинских справочниках (плохо).
По информации Минздрава, в год в Беларуси регистрируют около 100 случаев клещевого энцефалита.
Не каждый клещ является носителем боррелии или вируса, и не от каждого носителя вы заразитесь. Но рисковать бессмысленно.
В частной клинике за комплекс исследований «Укус клеща» у нас попросили 64 рубля. Сам клещ там не нужен. У вас возьмут кровь и проверят ее на боррелии и вирус энцефалита. Дальше — по обстоятельствам.
Можно ли обойтись без исследований? Да. Экстренная химиопрофилактика в поликлинике проводится в первые 72 часа после укуса (если вам не хочется платить за анализ). Задача — уничтожить возбудителей, если они в вас есть. Для взрослых имеется в виду один укол доксициклина. Считается, что после этого нет смысла исследовать клеща.
У наших медиков есть древняя инструкция на этот счет. Если интересно, наслаждайтесь. Простому гражданскому достаточно знать немногое. Во-первых, предохраняться. Во-вторых, попавшись на обед клещу, постараться не выдавить его содержимое себе под кожу.
В интернете инструкций по извлечению больше, чем самих клещей. Кто выкручивает (некоторые источники предписывают вращать против часовой стрелки; очевидно, считается, что там есть резьба), кто просто тянет. У каждого свой стиль.
Ну и что, что не существа. Убивать умеют — значит, попадают в наш рейтинг.
Как известно, у нас есть один гарантированно смертельный гриб: бледная поганка. Иногда пытается притвориться сыроежкой. Потом сложно доказать, что это была именно поганка. Прошлой осенью за пару месяцев мы потеряли так минимум 8 человек.
Вспомните кобринскую историю 2019 года. Мужчина принес семье грибы. Сам впоследствии от них умер. Жене и маленькому сыну пересаживали печень.
Ищите у ваших «сыроежек» воротничок под шляпкой и «чехольчик» в нижней части ножки.
Из растений напомним цикуту. Она недавно уже убивала. Ее сладкие корешки иногда едят дети. Да и взрослые.
Рано или поздно мы должны были добраться до гадюки — единственной нашей ядовитой змеи. Вообще-то, нам неизвестны случаи, когда от ее укуса в Беларуси кто-то умер. Но ее ненавидят даже сильнее тех существ, которые реально убивают (скоро доберемся до них).
Из последнего. В июле лельчицкая газета написала про 3-летнюю девочку, которую гадюка укусила в деревне Гребени. Что там на самом деле было, непонятно, в подробности никто не углублялся (если знаете, отзовитесь). Но написано, что ребенок в тяжелом состоянии в больнице.
Недавно мы уточнили в Минздраве — говорят, уже выписана.
Напоминаем, как действовать при встрече с гадюкой: никак. Она меньше всего заинтересована во встрече с вами. В случае укуса следует много пить (не алкоголь), мало двигаться, по возможности отсосать кровь (если во рту нет ранок). Никаких жгутов, прижиганий, разрезаний. И к врачу. Пока само не прошло.
Этих красавиц снял журналист Павел Ребко в Светлогорском районе. Говорит, там они лазают по деревьям, лучше обезьян.
В каком-то издании был чудесный заголовок: «В Беларуси от укусов шершней умирает столько же человек, сколько и от змей». Как мы помним, от укуса змеи у нас пока никто не умер. А вот с шершнями все не так благополучно.
Внятной статистики по количеству их жертв нет, но периодически такие сообщения появляются.
Летом 2011 года в Добрушском районе эти осы убили молодого мужчину во дворе его дома.
Были и другие погибшие, а также те, кого пришлось откачивать.
Геноцид в отношении волков вызывает много критики со стороны зоозащитников. Их оппоненты называют волка конкурентом и нежелательным видом. И убивают. У всех сторон при этом доводы хороши.
Смертельных случаев для людей на нашей памяти нет. Но нападения фиксировали много раз. После этого следовало жестокое возмездие, убитые в основном оказывались бешеными.
Довольно громкая операция состоялась в 2013 году в Брагинском районе. Тогда волк (или волки) терроризировал Новоиолчинский сельсовет. Хищник убивал скот, было разорвано или съедено большинство собак и котов. Детей не выпускали на улицу, милиции раздали автоматы. В этом случае нападений на людей не было.
В конце концов в ходе этой кампании были застрелены три волка. Нападения прекратились.
Периодически поступают сообщения о покусанных — Комарин, Столбцы, Сенненский и Пинский районы… Всегда это одиночка. В тех случаях, когда зверя удавалось убить, подтверждалось бешенство.
Периодически в Беларуси замечают медведей, и каждый раз это праздник. Экзотика, трудно представить, что эти звери представляют серьезную угрозу. Но если сильно постараться, то можно добиться эффекта.
В Жлобине, скорее всего, уже не помнят два старых случая, произошедших в местном зоопарке. Такую историю некому фиксировать. Мы напомним, чтобы не пропало.
В 1996 году к клетке медведицы по имени Буся через широко расставленные прутья внешней ограды пролезла девочка лет 4. Буся через свою решетку подцепила когтем косичку, потянула. Вырвала часть скальпа. Ребенка спасли. Говорят, с ней все в порядке, заметных следов на голове не осталось.
Лет через пять там же мальчишка лет 11 просочился к клетке гималайского медведя по имени Джин. Протянул к нему руку, возможно, пытаясь погладить. Медведь тут же откусил кисть — и бросил. Пришить руку тогда не удалось, пришлось ампутировать предплечье. Но остался жив.
В новейшей истории инцидент имел место в Витебском районе. В 2018 году молодой медведь повадился ходить в деревню. Куролесил, ломился к коровам — его гоняли — он не особо боялся. Знал, что в Красной книге. Ходил до тех пор, пока с ним не попытались подружиться местные мужики. Тот одного облизал, а другого надкусил. Говорили о прокушенных руке да туловище. Но вроде обошлось без серьезных последствий.
Подбираемся к самым смертоносным белорусским существам (грибы не существа). В верхней части этого хит-парада — собаки. Воспитанные и с умными хозяевами тут не имеются в виду.
4 декабря 2018 года в одной из деревень Толочинского района нашли мертвым местного жителя. Он лежал загрызенный недалеко от хозяйского дома, который обслуживал.
На самом деле там много непонятного. Местные предположили, что на человека напали волки или медведь. Или вовсе рысь. Потом выяснилось, что по деревне периодически на «вольном выгуле» бегают крупные псы кого-то из «дачников» — стали грешить на них.
В общем, убийцу официально так и не определили. Вина собак не доказана. Но местные охотники рассказали нам, что приказа проводить «карательную операцию» в отношении волков тогда не поступало — значит, не считали их виновными.
Вечером 19 мая нынешнего года в Берестовицком районе привезли в больницу пенсионера с разодранными головой, шеей, туловищем, руками и ногами. Спасти не удалось.
Следствие выяснило: дочь погибшего занимается разведением собак, они имеют доступ в дом. Там и лежал мужчина, когда его нашла жена. Она же рассказала, что, когда тот выпивал, вел себя агрессивно по отношению к животным.
Немного неожиданный персонаж у нас получился в топе. Это КРС.
В августе 2015-го в Лоевском районе бык на поле поднял на рога пастуха. Со множественными переломами и повреждениями внутренних органов он попал в реанимацию.
В сентябре 2016-го в Городокского районе двое пастухов пили на поле. Бык травмировал одного, а позже убил второго — его нашли в траве.
В июне 2018-го в Слуцком районе бык вырвался из загона и напал на 69-летнего мужчину. Тот со сломанными ребрами и пробитым легким оказался в реанимации.
В январе 2019-го на мясокомбинате в Молодечно бык ударил рабочего. Тот умер в больнице.
В общем, как показывает опыт, в первую очередь надо бояться самих себя.
И ни одно из перечисленных выше чудовищ не сравнится с человеком по числу покалеченных и убитых.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by