19 549
19 июня 2021 в 9:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Хочу привезти Nine Inch Nails, но это слишком дорогая группа». Как устроен питерский фестиваль, на который приезжают топовые артисты

Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий

Питерское Stereoleto — фестивальный долгожитель: в нынешнем году событие проводилось в 20-й раз. Состав его участников пришлось скорректировать из-за пандемии и ковидных ограничений, но даже при этом здесь выступили западные артисты. Во время фестиваля мы вместе с Samsung Galaxy S21|S21+ посмотрели на то, как организовать отличное летнее мероприятие в непростых условиях.

«Тесты на границе никто не проверил»

В прошлом тексте мы вкратце описали фестивальную инфраструктуру: много еды и питья, куча зон активностей и набережная как прекрасное дополнение для селфи и вдумчивых наблюдений за закатами, спокойная и воспитанная публика, которая приходит сюда каждый год за музыкой.

Белорусы добирались на Stereoleto с большими трудностями. Билет на самолет «Белавиа» в даты Евро-2020 и сезон белых ночей стоил примерно как десятидневный отдых в Египте, так что этот вариант сразу вычеркивался из списка как свидетельство тяжелой степени безумия. Поезд стоил гораздо дешевле, но это примерно 13 часов в ночной дороге — удовольствие на любителя, но самый доступный и предсказуемый способ доехать до Питера. На поезде, например, на фестиваль добирались музыканты «Петли Пристрастия», а вот группа Nizkiz отправилась в Россию на микроавтобусе — и попала в приключение.

— Сейчас пересекать границы не только с Россией, но и с остальными странами тяжело. Нужны ПЦР-тесты или сертификаты — это просто необходимость. В итоге мы простояли на границе, чтобы у нас проверили все эти тесты и командировочное удостоверение. Самое удивительное, что их в итоге никто и не проверил — оператор одним пальцем набирал что-то на стареньком компьютере. В общем, добрались до Питера за 15 часов, — рассказывают музыканты.

При этом участники «Петли Пристрастия» тоже побывали в Санкт-Петербурге с приключениями: их бронь на Airbnb отменилась владельцем в самый последний момент, а найти подходящий альтернативный вариант в день матча Россия — Бельгия не удалось. В итоге спали где придется.

С арендой жилья в Питере действительно были большие вопросы: самые дешевые варианты в районе Васильевского острова (здесь проводится фестиваль) стоили совсем неприличных денег. Это, пожалуй, главный минус Stereoleto для приезжих в этом году. Впрочем, организаторы рассчитывают в основном на местную публику: в этом году на фестиваль пришло около 6 тыс. человек, и события такого масштаба проходят в Питере регулярно.

«Ни сутолоки, ни агрессии. Люди отдыхают»

Лайнап фестиваля предполагает большую аудиторию: хедлайнеры вроде «Би-2» и в Беларуси собирают огромные залы, так что в России могут рассчитывать на многотысячные площадки. Но на самом деле по крайней мере два последних года Stereoleto — скромный по российским меркам фестиваль с аудиторией до 10 тыс. человек.

Во время первых выступлений перед главной сценой практически пусто, хотя мы очень сильно советуем побывать на SPB Ska Jazz Review — отличный концертный коллектив, который выгодно смотрелся бы на опен-эйре в любой точке мира. Даже во время отличного сета L’Imperatrice возле сцены совсем мало людей, хотя появление французов — одно из главных событий фестиваля.

С другой стороны, на выступлении Антохи МС на сцене «Причал» не протолкнуться. Много публики на концерте Constantine. Полный танцпол на второй по величине сцене «Морзе» у Nizkiz!

— Мы такого, если честно, не ожидали, потому что до этого выступали группы, которые немного отличаются от нас по динамике исполнения, и был совсем пустой танцпол. А потом мы выходим — а там, оказывается, куча народа. Это неожиданно и приятно! — говорят могилевчане. — Вообще, круто, что фестиваль проходит прямо в городе и нет таких очередей на фуд-кортах и в туалет. Люди гуляют, с четырех сцен звучит музыка — поел нормально, минимально постоял в очереди, пошел послушать музыку, вернулся, взял выпить. Ни сутолоки, ни агрессии — все в буквальном смысле отдыхают. В каждом фестивале есть своя изюминка.

Еще одна изюминка фестиваля — это сцена «Звук вокруг», на которой выступают молодые артисты. У них есть прекрасный шанс показать себя на большом фестивале и получить новую аудиторию. В этом плане у организаторов есть риск, потому что некоторые из этих групп вживую выступают чуть ли не во второй раз, так что ожидания могут несколько отличаться от реальности. Но даже если так, публика никого не освистывает и просто идет к другой сцене, если артист не понравился.

«Зачем напрягать публику людьми в форме?»

У идейного вдохновителя фестиваля Stereoleto Ильи Бортнюка сейчас ощущение, будто он попал на подножку уходящего поезда. В Подмосковье отменилось «Нашествие», в Санкт-Петербурге сразу после фестиваля ужесточаются антиковидные меры, так что теперь здесь разрешены массовые мероприятия до 3 тыс. человек. Есть и другие ограничения, которые помешали бы проведению фестиваля.

— Вот когда едешь на машине, датчик топлива уже показывает ноль, а ты не знаешь, когда следующая заправка. И ты едешь и не знаешь, дотянешь ли. Вот у меня похожие ощущения были накануне фестиваля, — говорит Илья. — Знаете, прошлый год был достаточно сложный, но из-за отношений с партнерами: многие отказывались, потому что такая была ситуация. Но с точки зрения разрешений там все было проще, потому что в августе появилась возможность проводить массовые мероприятия на свежем воздухе. В итоге мы как-то проскочили между двумя волнами, потому что в октябре уже тоже все закрыли. А сейчас то запрещают, то разрешают. Окончательное разрешение мы получили только за неделю до фестиваля. В общем, это существование в режиме неопределенности.

Организаторы вели переговоры с западными артистами. В итоге им удалось получить на фестиваль в этом году L’Imperatrice и финского рэпера Джесси Маркина, а вот Metronomy, например, снова перенеслись на следующий год. Впрочем, в этом году особых вариантов и не было: почти все артисты, с которыми пытались договориться организаторы, говорили, что ничего не получится. Французов и финна в буквальном смысле пришлось убеждать.

По сравнению с тем же отменившимся «Нашествием» фестиваль Stereoleto относительно небольшой и проходит в городе.

— Мы и так сильно выросли: начинали вообще с небольшого мероприятия и площадок. Просто вот такая публика, такой рынок. То, что в Питере можно собрать на такие фестивали 20—30 тыс., — это миф. Нельзя. В прошлом году выступала Земфира — самая популярная певица страны. Пришло 9 тыс. человек. В этом году выступает одна из самых популярных групп России — «Би-2». В итоге у нас 5 тыс. или 6 тыс. посетителей. Но на такую посещаемость в этом году мы и рассчитывали.

Даже при этом над фестивалем каждый год работают сотни людей: базовая команда Stereoleto (это 8—9 человек), продакшен-компании, служба безопасности. Кстати, про безопасность: на фестивале нет сотрудников полиции. Вместо них за безопасность отвечает частная фирма.

— У них где-то там дежурит машина, и этого достаточно, — говорит Илья. — А зачем напрягать публику людьми в форме? На самом деле в «Севкабель Порте» по выходным больше народу, чем на фестивале, поэтому не могу сказать, что для полиции это какое-то суперсобытие: здесь обычно за выходные 50 тыс. человек проходит. Полицию привлекают только на каких-то очень больших фестивалях, футбольных матчах и так далее. А у нас публика приличная, все тихо, так что полиция особо не нужна.

«Хочу привезти Nine Inch Nails, но это слишком дорогая группа»

Состав участников фестиваля напрямую зависит от музыкальных предпочтений Бортнюка, и он этого не скрывает. Это касается и хедлайнеров, и молодых артистов, и, например, белорусских музыкантов. В прошлом году здесь выступили Intelligency, «Союз» и Molchat Doma, в этом — «Петля Пристрастия» и Nizkiz.

— Я вообще считаю, что у вас отлично развивается сцена, — говорит Бортнюк. — Те же Molchat Doma уже вышли за пределы локальной известности. Надеюсь, что таких артистов в Беларуси будет больше и они приедут на Stereoleto. Например, Nizkiz мы давно планировали позвать — и вот наконец получилось.

В разные годы хедлайнерами фестиваля становились большие артисты, которых мечтал привезти Бортнюк. Sigur Ros, Massive Attack, Дэвид Бирн — это лишь маленькая часть внушительного списка за 20 лет существования Stereoleto.

— Я мечтаю привезти Бьорк, — говорит Илья. — Мы с ней договаривались на позапрошлый год, но ее программа не подходила под площадку: там был камерный концерт с оркестром. И еще Nine Inch Nails! Но это вряд ли. Слишком дорогая группа, которая стоит как весь бюджет фестиваля.


Встречайте Galaxy S21 и S21+. Новый уровень камеры. Новый уровень впечатлений. Вы больше никогда не упустите идеальный момент для снимка. С кинематографичным разрешением 8K вы сможете создавать невероятные фотографии прямо из видео. Galaxy S21 и S21+ — это камера на 64 Мп, самый быстрый процессор в Galaxy и мощный аккумулятор на весь день. Созданы произвести революцию в мире видео и фотографии.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by