У «Аховы птушак Бацькаўшчыны» есть проект — «Полесье — дикая природа без границ». Под этой маркой происходит в том числе поиск исчезающих видов. На этот раз искали европейскую норку. Говорят, водилась у нас, но уже 20 лет ее не видели. Точно вымерла? Ученые на лодках и с собакой отправились искать последнего реликтового зверя. АПБ докладывает о ходе экспедиции.
Место поисков — Ольманские болота. Они достаточно труднодоступны, плохо изучены, могут скрывать что угодно.
Как ни странно, нашу исконную норку истребил не непосредственно человек. Он только был немного неосторожен. В 30-е годы прошлого века в СССР завезли 7 тысяч американских норок — для развития пушного промысла. Новый вид быстро расселился и вытеснил аборигенов.
Из видимых простому человеку различий — белый окрас морды у европейской норки.
Кстати, в зверохозяйствах тоже выращивают норку. Однако в ходе многолетней селекции эти «колбаски с ножками» утратили четкие видовые параметры. Никто не скажет толком, американская это или европейская. Или тысяча гибридов.
В наши дни искать последнего аборигена пытаются с помощью фотоловушек. Их две недели назад расставили в непроходимых болотах вдоль реки Ствига и притоков.
Cтвига — основная водная артерия заказника «Ольманские болота». Среди притоков множество полуразрушенных мелиоративных каналов.
Зоолог Дмитрий Шамович объясняет, что норка не уходит далеко от водотоков. Поэтому если она тут есть — 25 камер должно хватить, чтобы выследить зверя.
Теперь пришло время снимать оборудование и смотреть, кто попался.
На это ушло двое суток усиленной гребли.
На фотоловушках — ни одного снимка норки с белой мордочкой. Только «американка».
Ученые утверждают, что отрицательный результат — тоже результат. Возможно, европейской норки у нас больше нет. И можно убирать зверька из Красной книги (пока он в наивысшей первой категории), переносить в «черный список». Или рано?
Полной уверенности нет. Возможно, позже решат исследовать этот же участок зимой или забраться в еще более глухие места.
Напомним, ранее мы уже почти потеряли надежду найти живым белорусского хомяка. Даже за деньги.
Зато нашли летягу.
И из последних сил сражаемся с тракторами и грузовиками навоза за суслика.
Поиски европейской норки проводились в рамках проекта «Полесье — дикая природа без границ», который является частью Программы сохранения ландшафтов под угрозой (ELP), реализуется АПБ при поддержке Франкфуртского зоологического общества и финансируется «Аркадией» — благотворительным фондом Лизбет Раузинг и Питера Болдуина.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро