Сегодня утром на государственном телеканале ОНТ появился анонс программы «Марков. Ничего личного». В ролике показали Романа Протасевича, который молча сидит напротив ведущего. В 20:00 на телеканале начало транслироваться полное интервью. Напомним, что его Протасевич давал в условиях заключения под стражу. Мы собрали главные моменты эфира.
Вначале Марков спросил у Протасевича, добровольно ли он согласился на интервью. Протасевич ответил утвердительно. Как он добавил, чувствует себя прекрасно, только немного простыл. Протасевич также отметил, что перед интервью его не гримировали и «вообще не трогали».
На вопрос, какой будет реакция сторонников Протасевича, он ответил:
— Если честно, тяжело предугадать реакцию, которая будет с их стороны. Я почти уверен, что многие начнут меня осуждать, а акции поддержки сойдут на нет, многие назовут меня предателем. Но я хочу сделать все, чтобы исправить свои ошибки. Я следовал своей идее и своим убеждениям. Но чем больше я старался не сунуть нос не в свое дело, тем хуже все становилось.
В начале интервью также была затронута тема отпуска Романа Протасевича, который сказал: единственный раз, когда он кому-нибудь что-то сообщал из отпуска, был тот раз перед вылетом самолета.
— Я написал это исключительно в рабочий чат — там были несколько журналистов и люди из штаба Светланы Тихановской.
— Кто из них мог держать на вас зуб?
— Я улыбнулся не так просто — у меня был личный конфликт с Данилой Богдановичем, в последнее время у нас не складывались отношения. Я не хотел делать какую-то политическую работу, хотел просто заниматься фотографией.
Марков уточнил, почему во время приземления Протасевич не стер информацию в своем телефоне. Он ответил, что находился в состоянии стресса.
— Мозги не работали. Первостепенная задача была успокоиться. Наверное, это сравнимо с ощущением, когда ты заходишь на эшафот. Только в моем случае я на него приземлялся. Я понял, что я стану отвечать за тот урон, который я нанес стране.
— За что вы должны отвечать? Насколько вы понимаете, что переходили черту? — уточнил Марков.
— Я был одним из тех людей, которые опубликовали призывы выйти на улицу 9-го числа. Я сразу признал свою вину по организации массовых несанкционированных акций. Я действительно признал в полном объеме вину. Призывы стали следствием того, что на улице начались неконтролируемые беспорядки — три дня Минск жил в хаосе.
Марков также заметил, что протестов без подготовки не бывает, и спросил, кто ими занимался. Протасевич ответил, что существовал телеграм-чат, где обсуждались протесты. Он уточнил, что, кроме него, там были Антон Мотолько, Степан Путило, Франак Вечерко, Эдуард Пальчис, Анастасия Рогатко и некоторые другие.
Протасевич рассказал, что диаспоры получают дивиденды от коллективного Запада, у самой Светланы Тихановской есть «кортеж с охраной», а «Литве и Польше выгодно содержать Латушко и Тихановскую».
Он также добавил, что «Белорусский дом» в Варшаве получил на свои нужды от правительства 50 миллионов злотых, туда лично приходил премьер-министр Польши.
Кроме того, Протасевич высказался и о протестах, «которых явно не будет».
— Почему меня отправили в отпуск? Я объективно говорил, что мы проиграли. Я хотел уйти работать фотографом Тихановской.
— Почему этого не понимают ваши кураторы?
— Сейчас уличных протестов нет, и их явно не будет. А санкции... Понятно, что это инструмент политического давления. Санкции необходимы для того, чтобы экономика рухнула как можно быстрее, и это будут голодные бунты. Это является одной из целей экономических санкций.
Роман также вспомнил и Александра Лукашенко.
— Не буду скрывать, я много критиковал Александра Григорьевича. Но я всю жизнь был журналистом. Чем больше я стал втягиваться в политическую работу, тем больше мне хотелось оттуда бежать. Я понимал, что вещи, за которые критиковали Александра Григорьевича, были попыткой давления.
— Если говорить одним словом, вы его уважаете? — уточнил Марков.
— Безусловно, — ответил Протасевич.
Роман добавил, что личность Степана Путило переоценена в обществе. По его словам, телеграм-канал, которым он руководил вместе со Степаном, придумал журналист Владимир Чуденцов. А когда его посадили, всю работу стал делать сам Протасевич. Роман отметил, что реальная аудитория канала — не больше 500 тысяч человек.
Протасевич также сказал, что внутри команды канала были конфликты. И поделился подробностями:
— Сначала были пожертвования — это абсолютно нормальное средство монетизации, читатели могут поддержать редакцию на определенную сумму. Первой точкой конфликта стало российское финансирование проекта. Туда поступали небольшие зачисления, позже — июнь месяц — Степан похвастался, что нам регулярно одна российская компания делает крупные переводы. И на платформе было видно, что там плюс три тысячи евро, плюс пять тысяч... Стабильно раз в неделю. Я не могу вспомнить название компании, но она была связана с горной добычей. Я решил поискать в интернете — и точно помню, что владелец компании — известный российский олигарх и прямой конкурент Гуцериева.
Роман также упомянул и о своей зарплате, назвав сумму, которую он получал.
— Моя зарплата была 1250 евро. Для Литвы это все равно что 1250 рублей для Минска, это не заоблачная сумма, но на нее можно жить, это средняя зарплата.
Он также добавил, что обычно получал в районе 1500 долларов, а в августе заработал около 5000 евро.
— Это были самые большие деньги, которые я когда-либо получал, — признался Протасевич.
Протасевич рассказал о том, что он выступал посредником между людьми, «которые планировали убить Лукашенко», и штабом Тихановской, а также о том, что до сих пор в Беларуси есть несколько «спящих террористических ячеек».
Во время интервью шла речь и о нахождении Протасевича на Донбассе. Вот что сказал об этом сам Роман:
— Это была самая главная ошибка в моей жизни. Это та единственная вещь, о которой я правда жалею.
Он добавил, что знает о заведении прокуратурой ЛНР уголовного дела в отношении него. Роман признался: он боится экстрадиции и надеется, что у Лукашенко «найдется достаточно политической воли и решимости, чтобы не выдать» его.
Протасевич также добавил, что он «абсолютно полностью и открыто» сотрудничает со следствием.
— Я могу сказать только то, что я переосмыслил для себя многие вещи. Я никогда больше не хочу лезть ни в политику, ни в какие-то разборки. Я просто хочу надеяться, что я смогу все исправить, завести семью, детей и жить спокойной жизнью.
В завершение интервью были показаны кадры, на которых Роман Протасевич плачет.
В интервью Протасевича прозвучало много фамилий, по словам ведущего, далеко не все попало в эфир. Как отреагировали люди, которых назвал Роман? В телеграм-каналах и социальных сетях становится популярной такая позиция: комментировать интервью человека, который находится в условиях несвободы, бессмысленно. В частности, так считает Франак Вечерко.
В конце мая самолет Ryanair, пролетавший над территорией Беларуси, совершил аварийную посадку в Минске, для сопровождения был поднят истребитель. По данным СК РБ, это произошло после сообщения о минировании. На борту самолета был Роман Протасевич — один из создателей популярного в Беларуси телеграм-канала, который позже был признан экстремистским. Его задержали. Вчера гостелеканал ОНТ обнародовал записи допроса Протасевича.
Роман, помимо известного телеграм-канала (созданного совместно со Степаном Путило), работал еще на одном, оба были признаны экстремистскими решением белорусских судов. Роман Протасевич проходит в РБ обвиняемым по ст. 293 УК («Массовые беспорядки»), ст. 342 УК («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них») и ст. 130 УК («Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни»), а также он внесен КГБ РБ в перечень организаций и физлиц, причастных к террористической деятельности.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро