В конце мая самолет Ryanair, пролетавший над территорией Беларуси, совершил аварийную посадку в Минске, для сопровождения был поднят истребитель. По данным СК РБ, это произошло после сообщения о минировании. На борту самолета был Роман Протасевич — один из создателей популярного в Беларуси телеграм-канала, который позже был признан экстремистским. Его задержали. Гостелеканал ОНТ обнародовал записи допроса Протасевича.
Сегодня гостелеканал в сюжете описал версию произошедшего с цитатами представителей госорганизаций (Департамента авиации, ВВС): «Пилоту рекомендовали сесть в Минске, не принуждали. Он должен был принять решение самостоятельно. В двух минутах лета (25 км) от границы с Литвой пилот повернул в сторону MSQ. После поворота подняли в воздух истребитель — для сопровождения и поддержания связи — на случай сработки самодельного взрывного устройства и выхода из строя средств связи, для обеспечения безопасности на земле. Встреча самолетов не состоялась, перехвата не было».
В видео утверждается, что вначале (в 14:35) в соцсетях Франак Вечерко написал о том, что на посаженном борту находится Протасевич, на тот момент спецслужбы Беларуси об этом не знали. Уверяют, что Протасевич в ту минуту дожидался таможенного досмотра, только после прохождения поста пассажиром заинтересовались, задержали в 14:53. Показаны кадры, на которых Протасевич едет в автобусе и дальше готовится к досмотру, силовиков рядом с ним на этих кадрах нет. В сюжете озвучено: кто мог сделать и переслать фото Протасевича в автобусе, которое опубликует Вечерко в 14:35, — ответа у Романа нет, есть догадки.
Также в сюжете использовали видео с допросов. Приводим самые важные фразы, озвученные Романом, из этой записи:
«Когда подлетали к аэропорту, я понял, что паниковать бесполезно. Увидел, самолет подъезжает не к зданию аэропорта, а в сторонку, на заготовленную площадку. Увидел: там стоит большое количество людей в „гражданке“ в световозвращающих жилетках, было несколько микроавтобусов. Думал, меня встречают с помпой как известного персонажа, людей принял за журналистов в жилетках. Думал, под звук фотокамер, под софиты, телеобъективы буду спускаться. Разве что не по красной дорожке. Еще увидел: там стояли сотрудники спецназа в форме, бронежилетах, с оружием. Ну, во всяком случае, это будет красиво».
«Я сказал Соне: как только самолет будет на земле, моментально об этом сообщить хоть кому-нибудь. Автобус был битком забит, я не стал к ней прорываться, не хотел рядом с ней стоять и разговаривать в надежде на то, что если меня задержат, то, может, ее не задержат. И как минимум все обойдется хотя бы для нее».
«У меня был личностный конфликт только с одним человеком, достаточно напряженный. Особенно в последние дни. Изначально у нас не было конфликтов, но на первой пьянке он сказал, что будут проблемы. У нас у обоих, мол, сильные характеры, поэтому могут быть проблемы. Я единственный раз написал в рабочий чат за 40 минут до вылета, куда и как я буду лететь. Там был и этот человек, и случается такая ситуация. Я находился в СИЗО, и у меня не было никакой информации. Одной из первых вещей, о которой я подумал, — реально меня просто подставили! Я нигде это не говорил, а как только я это сказал, сразу оказался в Минске. Я уверен, что у него были связи с киберпартизанами, которые ранее занимались лжеминированиями по всей Беларуси. Причем массовыми».
«Простой пример: с Франаком Вечерко были хорошие отношения. Я снимал визит Тихановской в Афинах. Все было прекрасно, два дня отработали. Он меня хвалил. Он улетел, и меньше чем за неделю отношение ко мне изменилось на противоположное. Я с ним общался — и он сказал: нам надо рассмотреть перспективы дальнейшего сотрудничества».
Официальная версия белорусских властей по поводу аварийной посадки самолета — сообщение о бомбе, поступившее на электронную почту. В НАТО посадку называют «насильственной», в ОБСЕ — «вынужденной», в Еврокомиссии — «незаконной». Международные организации обещали, что инцидент будет иметь последствия. Таковыми стали отозванные разрешения на полеты в Беларусь и из нее, некоторые страны закрыли небо, авиакомпании стали облетать нас стороной, «Белавиа» отменила рейсы в десятки аэропортов.
Часть общества восприняла ситуацию с посадкой лайнера как заранее заготовленную операцию с целью задержать Романа Протасевича и его девушку Софию Сапегу. Другие придерживаются мнения, озвученного главой МИД РБ Владимиром Макеем: «Задержание произошло после того, как граждане проходили пограничный контроль на вылет обратного рейса из Минска после досмотра самолета. Поэтому здесь нет абсолютно никакой связи».
Роман, помимо известного телеграм-канала (созданного совместно со Степаном Путило), работал еще на одном, оба были признаны экстремистскими решением белорусских судов. Роман Протасевич проходит в РБ обвиняемым по ст. 293 УК («Массовые беспорядки»), ст. 342 УК («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них») и ст. 130 УК («Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни»), а также он внесен КГБ РБ в перечень организаций и физлиц, причастных к террористической деятельности.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро