157
09 февраля 2021 в 8:17
Источник: Артем Беговский. Фото: Александр Ружечка

«У людей нет другого выбора, вот и едут». Провожаем пассажирский поезд Минск — Москва

На знакомом табло загорается долгожданная плашка с маршрутом Минск — Москва. Пассажирские поезда между Беларусью и Россией не ходили почти год — с 5 апреля 2020-го. Первая «двойка» (официальное название — фирменный поезд «Беларусь») отправилась вчера из Минска в начале одиннадцатого и сегодня утром (в 8:13) прибыла в Москву на Белорусский вокзал.

Пандемия учит замечать регулярные раньше вещи. Например, ходившие десятками лет поезда, которые вдруг перестали. Поэтому вокруг «Минск — Москвы» ажиотаж, сравнимым с первым запуском.

— Требования определены и согласованы с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а также с требованиями российской стороны. Во-первых, при посадке в поезд не допускаются провожающие, — уточнил в начале Александр Захаревич, начальник пассажирской службы БЖД. — Во-вторых, на протяжение всей поездки пассажир должен соблюдать масочный режим, по крайней мере мы настоятельно рекомендуем это делать. В-третьих, без надобности не передвигаться по вагону. В-четвертых, не выходить на промежуточных остановках.

ПЦР-тесты должны быть у пассажиров в обязательном порядке. От них освобождены белорусские дети до пяти лет при поездке в Россию и маленькие россияне, едущие к нам (только им до шести лет).

Правда, есть одна загадка — кто будет проверять ПЦР-тесты?

— Проверка ПЦР-тестов не входит в компетенцию Белорусской железной дороги, поэтому я не могу сказать, кто будет проверять. Первая поездка это и покажет. Пограничного контроля не будет, но нужно отметить, что пассажироперевозки осуществлены только для граждан России и Беларуси, пока лишь так.

10 месяцев без границ, как выживали проводники?

Почти все билеты проданы, заполняемость состава не менее 80%. В сторону Москвы продано 295 билетов, обратно — 272. Но это сегодня, а чем занимались проводники с апреля прошлого года?

— Если брать в целом Белорусскую железную дорогу, то у нас внутренние поезда ходили, и проводники работали на внутренних линиях, — продолжает Александр Захаревич. — Конечно, часть проводников находилась на вынужденном простое, в основном это проводники минского участка, т. к. они специализируются на международных поездах.

Мы никого не сокращали, делали все, чтоб сохранить коллектив. Но если люди нашли другую работу, мы этому не противодействовали. Тем проводникам, что простаивали, мы платили целую ставку.

Поговорили и с проводницей. Вероника Емельяненко с 2009 года работает на «двойке», сегодня удостоилась чести обслуживать этот поезд и очень рада выходу на работу, а ее прибавилось: теперь, помимо проверки билетов, чая и кофе, в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, проводники каждые два часа будут протирать поручни и остальные места, куда коснется рука пассажира.

— А чем занимались пока не было поездок в Москву?

— Где-то сидели дома, где-то подрабатывали в другой профессии. Последний рейс у нас был в апреле прошлого года.

— А вы делали ПЦР-тест?

— Нет, нам его делать не нужно.

Из новшеств: убрали ковры и дали Wi-fi

Пару слов о самом составе: локомотив (электровоз) — российский, с нашими машинистами, остальные вагоны и сотрудники — белорусского производства. Россияне сменят наших машинистов в Орше и уже дальше поведут состав, а в Вязьме предстоит смена электровоза, т. к. используется разный тип тока (да-да, ближе к Москве «постоянка», и менять ее дорого). Вагон-ресторан включен в состав, но посещать его пассажирам запрещено — заказы принесут проводники. Чай, кофе — без вопросов, так же как и маски. Об изменениях рассказал Владимир Базылев, начальник скорого фирменного поезда Москва — Минск. Он также поведал про график движения поезда №2, об этом мы писали ранее.

— Температуру у пассажиров измерять будем (бесконтактно), специальной рассадки нету. Из новшеств: отсутствие ковровых дорожек (они создают проблемы при дезинфекции вагонов) и рабочий Wi-Fi во всех вагонах на территории Беларуси (в зоне действия сети А1). Для нас главное безопасность пассажиров, поэтому провожающих не пропускаем.

Кому в СВ жить хорошо?

Как бы контрастно это ни звучало, но в самом комфортном вагоне — СВ — ковры остались, там они дезинфекции не мешают.

Дмитрий, один из пассажиров «двойки», купил билет в СВ-вагоне за 431,4 рубля. Сам из Гродно, после обеда забрал ПЦР-тест и отправился в Минск. Без нервотрепок.

— Выбрал поезд, потому что самолета нет. Если прогнозировать бизнес-встречу (Дмитрий часто встречается с партнерами из РФ), то на самолет билеты выкуплены практически на месяц вперед. У людей нет другого выбора, вот и едут.

Любая поездка — это тяжело, но СВ хотя бы комфортнее.

Помимо бизнесменов, на поезд (уже в плацкарт) пришли студенты.

— Завтра у меня пары, поэтому думаю поспать нормально, раньше сессия была удаленно, но это не очень эффективно, — рассказывает Илья Голубь и размещается в плацкартном вагоне.

Ксения учится на клинического психолога, ее на перроне провожает мама.

— Сейчас на втором курсе. Когда была дистанционка, приехала в Минск, а обратно выехать — проблема. Сегодня утром сделала ПЦР-тест, результат пришел к шести вечера. Коронавирусом уже переболела и не боюсь заразиться.

— Чем лучше ездить в Россию?

— Я вообще люблю автобусы, но т. к. меня уже один раз на границе высадили, на поезде безопаснее.

116 рублей за билет. На самолете — 800-900

Екатерина Евдокимова из Могилева едет в Сочи с пересадкой в Москве. Там она жила и работала, но случился коронавирус, приехала в Беларусь, а обратно вернуться не смогла.

— На самолете нереально дорого — 800—900 рублей за билет.

— Тяжело было купить билет на поезд?

— Да, сперва говорили, что неизвестно, когда появятся билеты в продаже, сказали мониторить сайт. Как продажи начались, боялась, что не успею. Купила билет за 116 рублей — это плацкарт, нижнее боковое. Плюс ко всему этому ПЦР-тест за 78 рублей. С ними тоже отдельная история, сперва появились билеты, а уже потом появилась информация, что нужен ПЦР-тест. В субботу и воскресенье РНПЦ эпидемиологии и микробиологии не работает. Если бы не частники, то мои билеты сгорели бы. И еще непонятно: на сайте БЖД написано, что нужен подтверждающий документ, а в какой форме, электронной или нет, не сказано.

— Самолетом не летал: дорого, лучше всего автобусом, т. к. поезд в 3 раза дороже — 116 рублей, да еще и 36 рублей за справку (ПЦР-тест), — рассказывает Николай, едет в Москву на работу.

Появляются очереди, о дистанции тут забыли напрочь. Когда человек предъявляет билет или паспорт, проводник спрашивает: «Есть справка?» И тут главное правильно ответить на вопрос.

Не стоит забывать и про курящий контингент.

— На остановке буду курить.

— Так нельзя же выходить на остановках...

— Мне 76 лет, я уже немолодой и все эти законы еще при коммунистах научился обходить, — рассказывает Андрей.

В самом поезде люди (которых мы рассмотрели в окно) уже сидели без масок. А дистанции взяться неоткуда. Заставить столько людей соблюдать масочный режим — кропотливый труд, поэтому у проводников будет много работы. Провожающие, которых в поезд не пустили адаптировались: люди говорят по телефону и смотрят друг на друга через стекло.

Первый поезд отправили с ветерком, а как с билетами на следующие рейсы Минск — Москва?

— Достаточно много билетов покупают, лучше заранее купить. Вот поезд ушел, а там почти 80—90 человек еще могли уехать, т. е. и дефицита нету, — рассказали в БЖД.


Нашли подарок на 14 февраля? Беспроводные наушники в Каталоге

беспроводные наушники с микрофоном, вставные, портативные, Bluetooth, быстрая зарядка, время работы 5 ч
беспроводные наушники с микрофоном, внутриканальные, портативные, Bluetooth 5.0, 20-20000 Гц, время работы 4 ч
беспроводные наушники с микрофоном, накладные, портативные, Bluetooth 4.0, 20-20000 Гц, складное оголовье, время работы 30 ч, кабель 1.2 м

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Источник: Артем Беговский. Фото: Александр Ружечка