Полтора года после указа №506 пока не превратили Оршу в сказочный «оршор». Репортаж из центра событий

17 сентября 2020 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

Полтора года после указа №506 пока не превратили Оршу в сказочный «оршор». Репортаж из центра событий

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

31 декабря 2018 года Дед Мороз принес оршанцам мешок неопределенного объема, из которого выглядывал бумажный уголок с надписью «Указ №506 „О развитии Оршанского района“». Люди разбираться не стали. Оптимисты закричали: «Меняю четырехкомнатную в центре Минска (суперсталинка) на комнату в Орше (можно на окраине)». Как показало время, хорошо, что шутили. Мы сгоняли в Оршу через полтора года после «подарка» и поняли, что ходить по кругу можно бесконечно.

Вкратце, о чем текст: Орша по-прежнему чистая и аккуратная, а средняя зарплата в районе разогналась до 1000 рублей, хотя большинство людей ее не имеют.

Почитайте анонс сказки, который мы готовили в январе 2019-го (масоны или кто там сейчас миром руководит, верните 2019-й!). Еще никакой конкретики, только счастливые мечты или мудрый скепсис.

Начинаем с инкубатора.

Бизнес-инкубатор: коронавирус сломал все планы

В здании, похожем на дворец культуры, закончился ремонт. Теперь стартаперы занимают все комнаты (кроме двух, не считая директорской).

Руководит инкубатором по-прежнему Сергей Худолеев.

И цель у инкубатора та же: поддерживать предпринимательскую активность. Вместо высокой арендной ставки в центре города субъекты инкубатора (сейчас их 25) тратят деньги (по мере необходимости) на юридическое сопровождение их бизнеса, затаскиваясь в белое правовое поле. Все при деле.

— Мы так красиво год начинали, планировали поставить еще одно здание, потому что площади уже не хватает. Но весна все загубила, — вздыхает директор. — Количественно мы не сильно увеличились (полтора года назад у нас было 22 субъекта), но качественно, считаю, очень приросли. Портфель субъектов лучше стал.

Сергей перечисляет инновационные стартапы: переработка костры льна в белок, школа программистов, «Сметафизика».

— У нас бы отбоя от желающих не было, если бы мы стали принимать в инкубатор торговые предприятия, секонд-хенды и бьюти-сферу. Но мы хотим строить научно-технологический парк и расходовать свой ресурс в перспективных направлениях.

Это желаемое будущее. Оршанский бизнес-инкубатор существовал до 506-го указа и продолжает работать параллельно.

— Прямой поддержки от государства у нас нет, финансирования тоже. Указ дает нам хороший лозунг для общения с местной властью, а та идет навстречу, дав нам это здание в пользование, например.

— Был взрыв идей в прошлом году?

— Ребят больше под указ не появляется — они рождаются сами и вырастают. Нельзя сказать, что за полтора года бизнес в городе с ног на голову перевернулся.

Указ дает конкретные преимущества (льготы при ведении упрощенной системы налогообложения) и трудности в их получении (нужно получить сертификат торгово-промышленной палаты за 640 рублей).

Для крупного бизнеса это небольшая сумма, они пользуются. А мелкий бизнес считает. И часто эта затрата не окупается. У нас в инкубаторе никто пока не воспользовался этой льготой.

Сказать, что в составе инкубатора сплошь инновации, нельзя. Например, здесь по-прежнему работает парикмахерская. Но это отдельный случай. Светлана — первый субъект инкубатора, его лицо (которое, как известно, нельзя терять).

Светлана работает по записи в индивидуальном порядке, поэтому проблема коронавируса прошла мимо нее. Мужская стрижка стоит 12 рублей, женская — 17.

Один из новых субъектов — «Сметафизика», где Лариса Галькевич предлагает подготовку строительных смет.

— У меня принцип win-win, потому что я беру процент от экономии, — обещает она. Компания новая, заказчиков пока нет. В свободное время Лариса занимается с детьми репетиторством по физике — отсюда разгадка названия.

Следующая дверь — пока главный «раненый» («убитых» к нашему приезду уже вынесли) инкубатора — детский парк развлечений.

— Раньше здесь был зал торжественных заседаний райкома партии, — рассказывает Сергей Худолеев. — Потом — швейное производство, уже наш субъект. Они производили изделия из льна и не нашли сбыта, закрылись. В августе прошлого года открылся детский парк. Дела шли бодро до весны. Теперь они в долгах и уже не раз обсуждали банкротство. Только-только потихоньку оживают (сегодня 14 детей записаны, а осенью было под 70 человек). Если виток вируса случится в отопительный сезон, будем опять грустить.

Дальше будет бодрее. Идем к Ивану.

Иван Коробейников: «Какой указ?»

В одной комнате стоит стол и сидит девушка. Не побоимся заявить: она лучший стартапер города. Мало того что в инкубаторе, так человек растет еще и в себе.

— Я начинающий back-end-разработчик в белорусской компании, — говорит Катя, выпускница оршанского колледжа по специальности «техник-программист».

В колледж Кате нужно было принести именной запрос. Распределение здесь приняло свою очередную квазизаботливую форму и предлагало три места на всех. Ребята искали работу сами.

— Я могла пойти в ледовый дворец на полставки — им нужен программист. Был вариант в Чечерске. И на нашем заводе «Красный борец». Но там предложили контракт на пять лет — сразу нет, поэтому до обсуждения зарплаты не дошли.

Так Катя перешла свою, что называется, «красную линию» и постаралась устроиться в частную IT-компанию.

— Хочу еще высшее образование получить, — говорит она.

— Не надо высшее… — вздыхает Иван.

Помните? Это местный программист, который в Орше был как рыба в воде и не собирался никуда уезжать. Недавно его представили как «IT-предпринимателя», Ивану понравилось: «Как Илон Маск».

За полтора года он визуально немного подрос. От плохой жизни не растут.

— Дорого в Орше стоят айтишники?

— Стажер — 500—600 рублей. Когда переходит на проект, то эти же цифры превращаются в доллары.

— Указ как-то повлиял на вашу работу?

— Какой указ?

— Ясно.

— Я знаю о нем. Мне неинтересно. Сертифицировать свои курсы для школы (Cleverland. — Прим. Onliner) — нафиг. Сложно и не окупается. Ну и это лишний контакт с государством. А не хочется.

— Как дела? Как турагентство?

— Школу открыли. Турагентство заканчивается. Еще до начала кризиса я превратил сайт по продаже путевок в сайт по продаже льна. Написал скрипт, который берет с льнокомбината товары и продает их в России. Причем без моего участия, сам. Мне такое нравится.

— Почему вы против высшего образования?

— Я сторонник практики. У меня за плечами есть БГУИР. Я после того же оршанского колледжа пошел, потому что мама сказала. Ну что оно мне дало? Сейчас выпускники колледжа меня расстраивают. Из 60 человек анкеты написали 15 человек. Из них пятеро остались. Один стал работать. Чему учат?

— А что с городом? Похорошел?

— Я не знаю. Вроде и было все аккуратно. Ленина покрасили. Молочный завод переделали. Площадь подремонтировали. Автобусы были приличные, поэтому обновление не так заметно. Дорогу сделали от вокзала. Я не знаю, сколько денег потратили на это, но что-то происходит.

— Благосостояние?

— Ничего сильно не растет — много попропадало. Но часто в этом вина людей: они сами не хотят ничего делать и меняться. Мы разработали кучу услуг, чтобы перед кризисом предприниматели смогли обновить свои магазины, сайты. Недорого. И что? Никто не захотел. Ну окей, печальтесь дальше. Только девочки через Instagram продают, все хорошо.

— Вам по-прежнему здесь хорошо и не было мыслей о миграции?

— Не было до последних событий, когда брат катался на велосипеде и попал за решетку. Было бы все спокойно — как тут может быть тесно? Чем ни займешься, все работает.

Вместе считаем, сколько потеряет город, если один Иван уйдет из Орши, и можно только погрустить:

— Я плачу тысячи рублей в год налога. И в месяц трачу 3—4 тыс. рублей на жизнь. Знаете, как легко хорошее кафе превратить в рюмочную? Есть такие примеры. Стоит только перестать ходить туда. Это не моя заслуга, в городе есть много обеспеченных людей. Их нельзя терять.

Кафе «Грей»: открылись и, наверное, не раз пожалели

Еще одна попытка толкнуть город вперед. Не пирожки в масле, не ресторан с названием местной реки, не сетка из майонеза и даже не салфетки, которые официанты в бесконечные минуты отдыха разрезают ножницами пополам. Нормальная точка с едой в небольшом европейском городе — как и должно быть в Беларуси будущего. Удивительная простота вещей. Надолго ли?

— Это все местные силы. Хозяин — из Орши, молодой человек с мечтой из детства, — рассказала администратор Диана.

Мечты, конечно, бесценны и все такое. На таких вещах в Орше вряд ли много заработаешь — это было понятно.

— Но основатель не ожидал, что настолько немного, — грустно смеется Диана. — Концепция была такая. В Орше не хватало хороших мест. Я считаю нас лучшими в городе, пусть это и нескромно. Но столько форс-мажора вокруг случилось, что причины любой проблемы непонятны. Это может быть и одно, и второе, и третье.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Ресторан▪️Кафе▪️Орша (@grey_orsha)

— Что с указом, помог?

— У нас есть сертификат. Экономим по нескольким пунктам в налогообложении. Но это не закрывает и не открывает бизнесы. Если есть гости, то без разницы эти «плюшки», а если гостей нет и ты сидишь без работы, то какая разница, какие условия для бизнеса?

— Орша не разбогатела?

— В Орше ничего не меняется. Недавно пришла молодая девочка кухонным рабочим. 600 рублей в месяц. Казалось бы, молодая — зачем? А она рада, потому что на прошлой работе получала 400.

Раньше у нас бизнес-ланч стоил 6 рублей, потом эта работа стала просто ради того, чтобы повара днем не сидели. Подняли до 8 рублей — сразу конкретное количество гостей отвалилось: дорого. В последние недели цены везде подросли — гости возвращаются.

В чем потенциал и будущее? Не знаю. Из логистики кто-то к нам примчится? Загадка. Кто эти люди и что за они? Столько времени это все уже тянется, что мы все забили. Поставщики говорят, что Витебская область всегда проседает, а Орша среди прочих — еще ярче.

Когда думаешь, как могло бы все быть… Реально обидно. В таком месте ведь находимся.

Хорошо, что люди хорошие. Мы, когда врачам еду готовили, от всей этой консолидации до сих пор в восторге. Не ожидала, что белорусы так могут.

Исполком: 1000 рублей просчитывается, а крупный инвестор все меньше

— Целью указа №506 было развитие малого бизнеса и привлечение крупных инвесторов. Что-то сработало, что-то нет — надеемся, пока, — рассказывает Галина Свитина, начальник управления экономики Оршанского райисполкома. — В 2018 году проводили инвентаризацию всего неиспользованного имущества, насчитали около 700 объектов. За полтора года мы вовлекли порядка 450 объектов (многое снесли, не спорю). Более 100 объектов отдали почти бесплатно. С инвентаризацией нормально поработали. Почистили город и район.

За восемь месяцев стало на 154 ИП и юрлиц больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это и благодаря указу тоже произошло.

Что касается налоговых льгот при упрощенке, то сейчас действительно около 150—160 сертификатов крупным предприятия выдано, мелким выдается намного реже.

Некоторыми условиями указа (например, отсутствие некоторых согласований в строительстве) вообще никто не воспользовался. Потому что крупные предприятия создаются на пять лет и более, а указ действует только до 2023 года.

У нас есть хороший пример — «Цилиндерс-Бел» (производство бесшовных баллонов). Они открылись в ноябре прошлого года. Но начался проект в условиях 2017 года — тогда тоже был документ по Оршанскому району, назывался «комплекс мер по развитию района», его утверждал первый вице-премьер Матюшевский.

— Люди стали жить богаче?

— Зарплата к прошлому году увеличилась на 14%. Можно парировать и говорить о медианной… В июле средняя перевалили за 1000 рублей. За год тоже просчитывается 1000 рублей. Наверное, чуть быстрее мы растем, чем остальные в области.

Собственные доходы района тоже выросли — с учетом инфляции на 6,4%.

— Субъективное мнение: никто не знал, что будет, но многие рассчитывали на бо́льшую скорость.

— Задача стимулировать деловую активность людей была реализована. В начале прошлого года был очень большой всплеск, многие переводили свои юрадреса в район. Есть положительная динамика, но есть и внешние факторы, которые никто не мог предугадать. Пандемия — это же тоже объективная реальность.

Да, хотелось бы крупного инвестора, было бы все замечательно. Если исполнится все, что запланировано в «Бремино-Орша», этот объект может стать таким. Но на это нужно время.


Недавно в Орше побывал премьер-министр, который дал свою оценку: программа по развитию Оршанского района в целом выполняется неплохо.

Ну, неплохо так неплохо. Им судить свои же программы. Остается надеяться, что когда-нибудь и Орша, и другие райцентры до 80 тыс. и с более 80 тыс. населения найдут своих крупных инвесторов. Единственное «но»: приблизившись с помощью указа на несколько шагов к чему-то правильному, страна вдруг отпрыгнула от цели еще дальше. Вслух об этом официально никто не говорит, но для этого нужно вооружиться логикой, и все.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by