«Все пошло не так с середины марта, но скоро будем открываться». Истории бизнеса, который взял паузу

30 811
214
22 мая 2020 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Тарналицкий

«Все пошло не так с середины марта, но скоро будем открываться». Истории бизнеса, который взял паузу

У вас на глазах проходит тест на выживаемость «самих утопающих». Ни один белорусский завод не будет цепляться за жизнь так, как эти закредитованные, заарендованные предприниматели. Удивительно, как долго государство отказывается видеть в них самых преданных союзников.

В этом тексте должно было быть три истории, но один крупный объект услуг релакса и красоты встретился с Onliner, а на финишной ленточке отказался: «Комментарий недостаточно оптимистичный». На самом деле комментарий нам дали реалистичный, а такая реакция не может считаться джентльменской. Но мы философски рассмотрели в этом акте «господского» поведения жизнеутверждение. Бизнес хочет забыть настоящее как страшный сон и уже готов ярко словесно приукрашиваться, анонсируя возвращение к жизни и прибыли. Всем удачи.

А мы идем к тем, у кого слова не расходятся с делами.

Арсен Ордян, руководитель проектов Feelini, Malt & Hops и «Лес»: «Скорее всего, лето мы уже потеряли»

Арсен управляет тремя кафе, расположенными на тусовочном алтаре. Сильное место, когда есть люди, и катастрофа, когда людей нет. Первые в заработках и первые в убытках.

— Падение началось 9 марта, но мы не придали этому значения. Весной в прошлые годы это бывало, и не раз: люди по-разному выходят из зимней спячки, и не всегда стабильно. Но уже через 10 дней стало понятно: впереди штопор.

На Зыбицкой гуляло больше голубей, чем людей, а офисный центр, где находится Feelini, почти в полном составе ушел на удаленку — даже пообедать некому.

— Мы эту удаленку почувствовали первыми. В здании много «айтишников», мобильных и оперативных ребят. Пока другие рассуждали, что делать, их начальство уже отправило всех по домам. У нас сразу упали дневные выручки на 90%, потом вечерние. Образовался вакуум.

Feelini мы отправили на каникулы в конце марта.

Посмотреть эту публикацию в InstagramДрузья, Cafe “Feelini” приостанавливает свою работу до 30 апреля 2020 года. Мы это делаем за здоровье и для здоровья) Совсем скоро будет снова очень много вкусного и красивого Следите за нашими новостями в социальных сетях! До встречи! #feelini #barbaris
Публикация от Feelini Cafe (@feelini_cafe)

У Malt & Hops другая история, про вечернюю публику. В апреле около 10 дней там еще поработали, но это были уже жалкие попытки.

Последним сдался «Лес», у которого короткий режим работы, более вечерний, постоянные гости, все дела. Так как это не работа, а производство убытков, мы приняли решение останавливаться. Сначала перевели штат на мощность 50%, потом снизили почти до нуля.

— Как сотрудники относятся к происходящему?

— Мы честно объяснили ситуацию. Кто-то ушел в очередной отпуск, кто-то — за свой счет, кто-то уволился в поисках реальной работы, потому что многие иногородние жили на съемных квартирах, за которые нужно было платить.

Если завтра нужно будет открыться, мы откроемся, людей хватит. Да, часть мы потеряли безвозвратно. Но еще раз повторю: мы были честны и не водили за нос. Будем рады принять всех обратно, когда вернемся к прежней мощности.

— На чем, кроме персонала, получается сэкономить на «каникулах»?

— Основные статьи расходов — зарплата и аренда. По зарплате я объяснил, по аренде нам тоже пошли на уступки. «Каникулы» — это постоянный минус, но не такой большой, какой мог бы быть при прежней скорости работы.

— Вы не рассматривали вариант закрытия?

— Нет. Через продажу? А кто сейчас покупает? Предполагали, что будет пару месяцев мучений. Сейчас понимаем, что раскачается все к сентябрю. Лето мы, наверное, потеряли, хотя сейчас какое-то шевеление началось на выходных.

— Что за шевеление?

— Я, честно говоря, уже не понимаю, как это происходит. Выходит молодежь, которая последней села на самоизоляцию и теперь первой из нее выходит. В солнечные дни на террасах Зыбицкой уже сидят люди. Я все это замечаю, потому что были дни, когда я по Зыбицкой шел в обед и ужасался, что вокруг нет никого живого.

— Улица сможет стать прежней? Когда?

— Сколько местных заведений выйдет из комы, непонятно. Улица работала на трафике. Оживет, когда люди пойдут толпой.

Но! Никто в мире не понимает, куда мы идем, будут ли новые витки пандемии. За время изоляции люди переоценили подходы к отдыху и нашли новые решения. Они оборудовали себе балкончики и будут тусить пока там, научились хорошо готовить и увидели кучу альтернатив прежнему отдыху.

Так же уже не будет или будет нескоро.

— Вы знаете кого-нибудь из общепита, кто выиграл в текущей ситуации? Например, на том, что конкуренты начали закрываться и бесстрашным стало некуда ходить?

— Есть, я знаю такие примеры, не хочу называть. Еще повезло тем, кто работал сразу на доставке. У них оказалось меньше проблем. А организовывать доставку на пустом месте… Мы не готовы были платить 30% доставщикам, чтобы продавать меню, которое не предназначено для доставки. Если бы нам сказали, что впереди два года такой жизни, мы бы повернулись и разработали новое меню, а с бухты-барахты хорошо не делается.

— Два года? Готовы?

— Нет, что вы. Полгода — это уже слишком. Никто из персонала не дождется. Это лишено смысла.

2 июня будем открывать бар «Лес». Он самый небольшой и мобильный. Оптимизируем меню, потому что сохранить прежний размах — все равно что угробить бизнес. И будем наблюдать с надеждой.

Татьяна Романовская, руководитель «Falcon Club Бутик Кино»: «Остановились, потому что показывать нечего»

Все кинотеатры мира очень быстро отреагировали закрытием не столько из-за эпидемиологической ситуации. Точнее, и поэтому тоже. Но даже если бы они не закрылись, то на экране пришлось бы показывать старое кино: мировые производства перенесли даты премьер, справедливо опасаясь кассовых провалов.

— 15 марта раздался звоночек. Начался отток в Европе, и мировые студии стали одна за другой снимать премьеры.

Первый отмененный? Если не ошибаюсь, «Мулан». Немного осмотревшись, мы начали показывать фильмы, недавно бывшие в прокате, которые в рамках антикризисной программы предоставили производители. Очень хорошо собирала залы «Омерзительная восьмерка». Показывали также российские картины «Экипаж», «Тренер». Была бы возможность, мы бы поностальгировали с еще более старыми фильмами, но такой контент сложно взять для использования. Это внутренняя кухня получения прав на прокат в отдельно взятой стране.

Если бы производились белорусские фильмы, можно было бы работать с ними, но их нет. В общем, был бы контент, работали бы со всеми рекомендованными шахматными рассадками и физическим дистанцированием.

Мы часть иностранного бизнеса и собственника комплекса. Поэтому вопрос закрытия в принципе не стоял. Важно понимать, что мы не совсем обычный кинотеатр и достаточно зарабатывали на аренде и проведении мероприятий. Кроме того, в прошлом году нам удалось накопить немного денег, которые теперь можно тратить на поддержание жизни и подготовку планов открытия. Хватит еще на несколько месяцев оплаты «коммуналки» и зарплаты.

У нас в апреле уволился один человек. Остальные ушли за свой счет или в календарный отпуск.

От государства мы ничего не просили и не сильно рассчитываем на помощь. Конечно, не отказались бы от каких-то каникул по оплате коммунальных услуг, например. Это помогло бы всему бизнесу, не только нам. Но обращаться за помощью не планируем.

Предполагаем, что ситуация продлится до середины июля. Пока маячком является будущая премьера фильма «Довод» Кристофера Нолана. Режиссер пока отказывается его куда-то переносить. Да и студия Warner Bros. не объявляла о переносе. В Италии, США начинают точечно открываться кинотеатры. Значит, и у нас открытие не за горами.

Цены? Поднимать не будем. Даже учитывая посадку с физическим дистанцированием. Потому что развивается и экономический кризис. За счет курсовой разницы могут подорожать продукты (у нас своя кухня), но не билеты.

— Не боитесь, что люди отвыкли от кинотеатров и будут продолжать смотреть кино на домашнем диване?

— У меня батарейка в телефоне каждый день садится: гости звонят, спрашивают, когда откроемся. Люди соскучились по эмоции, которую получают в кинотеатрах. Поэтому не боимся, что отвыкли.

Скоро вместе с партнерами мы открываем автокинотеатр. И не только мы — другие компании тоже работают над этим. Уверены в популярности формата.

для домашнего кинотеатра/портативный, DLP, FullHD (1920x1080), яркость 500 лм, контраст 1200:1, расстояние 1-4 м, экран 40-200", Wi-Fi

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Тарналицкий
Без комментариев