Сравниваем цены в магазинах сейчас и в конце марта

16 мая 2020 в 8:00
Автор: Александр Владыко

Сравниваем цены в магазинах сейчас и в конце марта

Автор: Александр Владыко

Ценовые мониторинги — традиционное поле битвы сторонников любой теории выживания. В конце марта на страну навалилось: курсы, гречка, туалетная бумага. В 20-х числах марта мы зафиксировали цены на корзину продуктов. Давайте посмотрим, до чего докатились.

Ценовая стабильность — это официальный контракт между властью и населением, одна из главных тем любого выступления президента Лукашенко в моменты реальной или вероятной нестабильности. В связке всегда идет недопустимость дефицита, но очевидно, что отсутствие пачки гречки на полке всегда можно объяснить забывчивостью, а увеличение ее цены грозит вероятной передовицей газеты в рубрике «Их нравы».

Относительно развитый отечественный продовольственный сектор в сложные моменты начинает работать не как бизнес, а как союзник государства, позволяя себе труд в убыток. А периодически выпадающие с полок те или иные импортные товары не способны испортить общее народное настроение.

Любители San Pellegrino встревожены: вчера воды уже не оказалось на магазинной полке

Когда в начале весны поплыл курс и постучался коронавирус, люди традиционно отреагировали отовариванием белорусского рубля. Потратив заначки на телевизоры, мы вдруг узнаем, что на цивилизованном Западе сметают с полок туалетную бумагу (что за вирус и как он действует, тогда не было четкого понимания) и всю бакалею — долгосрочную еду.

Символом белорусской подготовки к шторму становится гречка. Магазины открыли свои склады для СМИ: смотрите, какие запасы! Министерство сельского хозяйства и продовольствия тоже успокаивало: гречки хватит до следующего урожая. Участвуя в посевной, Александр Лукашенко потребовал в этом году сеять больше гречки.

Гречневое изобилие 23 марта 2020 года. Сейчас цены уже не те

Первый виновник — всегда торговля. Обладая палитрой инструментов и опытом борьбы с ценами, государство всегда начинает с цен на полках. Торговля стонет, но, имея за душой кучу грехов и возможностей давить на поставщиков, тихо оставляет ценники в нетронутом виде или даже отматывает вниз.

Из инструментов ценового регулирования государство чаще всего выбирает первый попавшийся, потом меняет. Эта эффективная тактика с граблями проверена временем и сменяющимися чиновниками.

Этой весной правительство ударило по ценам такой «двоечкой»: сначала до конца июня ограничили рост цен половиной процента в месяц, потом отменили и немного выпустили пар, зайдя в ценообразование на этапе производства или пересечения границы (в случае с импортом).

Теперь вы видите, какая сложная это работа — чтобы вы пришли в магазин и не заметили нехватку денег в кошельке (решить проблему со стороны увеличения зарплаты пока не получается).

В последнюю неделю марта — самый разгар ажиотажных слухов — мы сходили в несколько магазинов. На самом деле речь не о магазинах, поэтому называем их один раз: «Гиппо», «Корона» и «Е-доставка». Никакой социальной политики мы не преследовали, просто фиксировали все подряд. Давайте посмотрим, что получилось.

Продукт Было Стало Разница
Гречка «Эколайн» 2,29 3,57 +55%
Гречка «Бабушкина кухня» 1,51 2,39 +58%
Рис «Эколайн» 2,89 2,99 +3%
Рис Basmati 3,69 3,95 +7%
Овсяные хлопья 0,89 0,87 −2%
Шашлык 9,19 9,19 0%
Говядина 18,25 19,15 +5%
Белорусская колбаса 21,59 20,89 −3%
Итальянская колбаса салями 82,71 97,14 +17%
Яйца 2,59 2,45 −5%
Цыпленок 6,77 6,35 −6%
Паста Nutella 12,49 11,19 −10%
Шоколад Snickers 0,99 1,09 +10%
Конфеты Rafaello 10,49 8,99 −14%
Кетчуп «Чумак» 1,79 1,89 +5%
Сыр President 50,99 50,99 0%
Сыр рикотта 2,39 2,59 +8%
Сгущенное молоко (Глубокое) 2,39 2,49 +4%
Молоко (2,5%) 1,68 1,68 0%
Масло Monini 16,95 17,39 +3%
Макароны Barilla 2,96 2,99 +1%
Кофе Nescafe 9,58 10,38 +8%
Слабосоленая семга 15,09 15,69 +4%
Сметана 1,99 1,99 0%
Зубная паста 6,49 7,16 +10%
Минеральная вода Perrier 5,10 5,11 0%
Минеральная вода Borjomi 2,79 2,99 +7%
Минеральная вода «Дарида» 1,26 1,39 +10%

Официальная инфляция цен на продукты в марте составила 0,3%, в апреле — уже намного больше — 1,3%. Из-за гречки? Несмотря на все высказывания и планы, эта крупа оказалась в центре какого-то скандала. Прямо как нефть! Потому что, несмотря на заявление о полных закромах, 22 апреля российский вице-премьер Виктория Абрамченко говорит о согласовании крупной поставки гречки и риса в Беларусь.

Для нас важно, что дефицита гречки так и не случилось. Просто она подорожала наполовину. И еще на полках представлено заметно меньше брендов, чем было в начале весны.

Цены поменялись динамично. Напомним, что первым планом правительства было ограничить их рост 0,5% в месяц.

Еще одна примечательность: белорусские производители также подняли цены, причем иногда бодрее, чем импортеры. Возможно, это был старый план, никак не связанный с движением курса рубля.

Оставайтесь с нами, будем следить за развитием событий. А пока — небольшой комментарий от крупного импортера.

«Курс доллара вырос на 16%, евро — на 12% — вот и считайте»

— Ситуация как минимум необычная. Несмотря на то что мы преодолели 2009 и 2014 годы, весна 2020-го оказалась особенной. Сложно строить планы и прогнозы. Возникает ощущение, что от нас мало что зависит. К сожалению, даже знание потребительской психологии не дает нам понимания, как поведет себя покупатель. Пока мы в позиции наблюдателя, возможно, в ближайшие два-три месяца мы будем вынуждены пересмотреть ассортимент и сфокусироваться на товарах первой необходимости, несмотря на то что наш ассортиментный портфель — товары средней и средней плюс ценовых категорий, — рассказала маркетолог компании «Ресторация» Катерина Безлюдникова. — С начала года к текущему моменту курс доллара вырос на 16%, евро — на 12%. Поэтому считайте, что на 90% ассортимента мы вынуждены были поднять цены в диапазоне от 5 до 15% в зависимости от позиции и страны поставки.

Другой вопрос — снижение покупательской способности населения в целом. Конечно, сегмент покупателей, которые приобретали итальянскую мясную гастрономию или голландские сыры, не отказался от своих привычек, но сегмент людей, которые приобретали такие товары от случая к случаю, снизил частоту потребления либо на какое-то время отказался от таких продуктов вовсе.

По сегменту розничных магазинов: потребитель стал меньше экспериментировать и отдавать предпочтение более «понятным» товарам. Поэтому продукты для приготовления блюд восточной кухни значительно просели в продажах. А мясную гастрономию, сыры, джемы, молоко и так далее текущая ситуация коснулась в меньшей степени.

Выбор покупателей
мангал, уголь, сталь

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by