Ценовые мониторинги — традиционное поле битвы сторонников любой теории выживания. В конце марта на страну навалилось: курсы, гречка, туалетная бумага. В 20-х числах марта мы зафиксировали цены на корзину продуктов. Давайте посмотрим, до чего докатились.
Ценовая стабильность — это официальный контракт между властью и населением, одна из главных тем любого выступления президента Лукашенко в моменты реальной или вероятной нестабильности. В связке всегда идет недопустимость дефицита, но очевидно, что отсутствие пачки гречки на полке всегда можно объяснить забывчивостью, а увеличение ее цены грозит вероятной передовицей газеты в рубрике «Их нравы».
Относительно развитый отечественный продовольственный сектор в сложные моменты начинает работать не как бизнес, а как союзник государства, позволяя себе труд в убыток. А периодически выпадающие с полок те или иные импортные товары не способны испортить общее народное настроение.
Когда в начале весны поплыл курс и постучался коронавирус, люди традиционно отреагировали отовариванием белорусского рубля. Потратив заначки на телевизоры, мы вдруг узнаем, что на цивилизованном Западе сметают с полок туалетную бумагу (что за вирус и как он действует, тогда не было четкого понимания) и всю бакалею — долгосрочную еду.
Символом белорусской подготовки к шторму становится гречка. Магазины открыли свои склады для СМИ: смотрите, какие запасы! Министерство сельского хозяйства и продовольствия тоже успокаивало: гречки хватит до следующего урожая. Участвуя в посевной, Александр Лукашенко потребовал в этом году сеять больше гречки.
Первый виновник — всегда торговля. Обладая палитрой инструментов и опытом борьбы с ценами, государство всегда начинает с цен на полках. Торговля стонет, но, имея за душой кучу грехов и возможностей давить на поставщиков, тихо оставляет ценники в нетронутом виде или даже отматывает вниз.
Из инструментов ценового регулирования государство чаще всего выбирает первый попавшийся, потом меняет. Эта эффективная тактика с граблями проверена временем и сменяющимися чиновниками.
Этой весной правительство ударило по ценам такой «двоечкой»: сначала до конца июня ограничили рост цен половиной процента в месяц, потом отменили и немного выпустили пар, зайдя в ценообразование на этапе производства или пересечения границы (в случае с импортом).
Теперь вы видите, какая сложная это работа — чтобы вы пришли в магазин и не заметили нехватку денег в кошельке (решить проблему со стороны увеличения зарплаты пока не получается).
В последнюю неделю марта — самый разгар ажиотажных слухов — мы сходили в несколько магазинов. На самом деле речь не о магазинах, поэтому называем их один раз: «Гиппо», «Корона» и «Е-доставка». Никакой социальной политики мы не преследовали, просто фиксировали все подряд. Давайте посмотрим, что получилось.
Продукт | Было | Стало | Разница |
Гречка «Эколайн» | 2,29 | 3,57 | +55% |
Гречка «Бабушкина кухня» | 1,51 | 2,39 | +58% |
Рис «Эколайн» | 2,89 | 2,99 | +3% |
Рис Basmati | 3,69 | 3,95 | +7% |
Овсяные хлопья | 0,89 | 0,87 | −2% |
Шашлык | 9,19 | 9,19 | 0% |
Говядина | 18,25 | 19,15 | +5% |
Белорусская колбаса | 21,59 | 20,89 | −3% |
Итальянская колбаса салями | 82,71 | 97,14 | +17% |
Яйца | 2,59 | 2,45 | −5% |
Цыпленок | 6,77 | 6,35 | −6% |
Паста Nutella | 12,49 | 11,19 | −10% |
Шоколад Snickers | 0,99 | 1,09 | +10% |
Конфеты Rafaello | 10,49 | 8,99 | −14% |
Кетчуп «Чумак» | 1,79 | 1,89 | +5% |
Сыр President | 50,99 | 50,99 | 0% |
Сыр рикотта | 2,39 | 2,59 | +8% |
Сгущенное молоко (Глубокое) | 2,39 | 2,49 | +4% |
Молоко (2,5%) | 1,68 | 1,68 | 0% |
Масло Monini | 16,95 | 17,39 | +3% |
Макароны Barilla | 2,96 | 2,99 | +1% |
Кофе Nescafe | 9,58 | 10,38 | +8% |
Слабосоленая семга | 15,09 | 15,69 | +4% |
Сметана | 1,99 | 1,99 | 0% |
Зубная паста | 6,49 | 7,16 | +10% |
Минеральная вода Perrier | 5,10 | 5,11 | 0% |
Минеральная вода Borjomi | 2,79 | 2,99 | +7% |
Минеральная вода «Дарида» | 1,26 | 1,39 | +10% |
Официальная инфляция цен на продукты в марте составила 0,3%, в апреле — уже намного больше — 1,3%. Из-за гречки? Несмотря на все высказывания и планы, эта крупа оказалась в центре какого-то скандала. Прямо как нефть! Потому что, несмотря на заявление о полных закромах, 22 апреля российский вице-премьер Виктория Абрамченко говорит о согласовании крупной поставки гречки и риса в Беларусь.
Для нас важно, что дефицита гречки так и не случилось. Просто она подорожала наполовину. И еще на полках представлено заметно меньше брендов, чем было в начале весны.
Цены поменялись динамично. Напомним, что первым планом правительства было ограничить их рост 0,5% в месяц.
Еще одна примечательность: белорусские производители также подняли цены, причем иногда бодрее, чем импортеры. Возможно, это был старый план, никак не связанный с движением курса рубля.
Оставайтесь с нами, будем следить за развитием событий. А пока — небольшой комментарий от крупного импортера.
— Ситуация как минимум необычная. Несмотря на то что мы преодолели 2009 и 2014 годы, весна 2020-го оказалась особенной. Сложно строить планы и прогнозы. Возникает ощущение, что от нас мало что зависит. К сожалению, даже знание потребительской психологии не дает нам понимания, как поведет себя покупатель. Пока мы в позиции наблюдателя, возможно, в ближайшие два-три месяца мы будем вынуждены пересмотреть ассортимент и сфокусироваться на товарах первой необходимости, несмотря на то что наш ассортиментный портфель — товары средней и средней плюс ценовых категорий, — рассказала маркетолог компании «Ресторация» Катерина Безлюдникова. — С начала года к текущему моменту курс доллара вырос на 16%, евро — на 12%. Поэтому считайте, что на 90% ассортимента мы вынуждены были поднять цены в диапазоне от 5 до 15% в зависимости от позиции и страны поставки.
Другой вопрос — снижение покупательской способности населения в целом. Конечно, сегмент покупателей, которые приобретали итальянскую мясную гастрономию или голландские сыры, не отказался от своих привычек, но сегмент людей, которые приобретали такие товары от случая к случаю, снизил частоту потребления либо на какое-то время отказался от таких продуктов вовсе.
По сегменту розничных магазинов: потребитель стал меньше экспериментировать и отдавать предпочтение более «понятным» товарам. Поэтому продукты для приготовления блюд восточной кухни значительно просели в продажах. А мясную гастрономию, сыры, джемы, молоко и так далее текущая ситуация коснулась в меньшей степени.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by