Режим карантина сказывается на продуктивности музыкантов. В апреле вышли сразу несколько альбомов, которые претендуют на верхние строчки рейтингов в конце года. И мы про них обязательно рассказываем. Мощная работа Фионы Эппл, ее конкурент Ив Тюмор, красота от Thundercat, воодушевляющее возвращение The Strokes — эти и другие интересные находки апреля — в нашем обзоре, а одним плей-листом нашу подборку вы можете послушать вот здесь.
Стивен Ли Брунер в качестве сессионного музыканта поиграл со многими знаменитостями и поучаствовал в создании больших альбомов — его функция в работе над триумфальным To Pimp a Butterfly Кендрика Ламара описывается как «креативный эпицентр». Flying Lotus, Эрика Баду, Камаси Вашингтон — вот с такими величинами ассоциируется «Громокот».
Предыдущий сольник артиста Drunk попал во все топы и стал одним из самых примечательных релизов 2017 года: в работе над ним принимали участие Мак Миллер, Кендрик Ламар, Фаррелл Уильямс — в общем, кроме самого инструменталиста, там была задействована просто армия больших артистов. Четвертый альбом Брунера It Is What It Is по составу ничуть не уступает предшественнику: тут и Камаси Вашингтон, и Childish Gambino, и Flying Lotus в качестве сопродюсера. На этой записи Thundercat раскрывается не как талантливый инструменталист и бас-машина, а как человек, очень тонко работающий со звуком и мелодиями. Звучит эта запись так, будто котик мягонько перебирает лапкой, и местами просто хочется застонать от умиления. Отличная запись, в которой навороченный фьюжен дополняется отличными поп-мелодиями.
В 19 лет американка Фиона Эппл записала дебютный альбом Tidal, который хвалили вообще все. Эта запись выстрелила так мощно, что породила множество последователей — новую женскую искренность до того, как это вошло в моду. За 24 года в карьере и жизни Эппл произошло столько всего, что хватит на солидную автобиографию, а в перерывах между всеми этими делами Фиона продолжала записывать отличные альбомы. К моменту выхода пятого полноформатника (прошлый вышел восемь лет назад) у Эппл скопился солидный бэкграунд и репутация талантливой, но абсолютно неуправляемой артистки.
Альбом Fetch the Bolt Cutters записали в мгновенную классику: даже если хорошо постараться, вы не найдете у этой записи оценки ниже 80. А целый ряд ведущих изданий и вовсе выставили максимум — 10 из 10. Так что, скорее всего, мы с вами имеем дело с альбомом года — нервной, эмоциональной и очень оригинальной пластинкой, которую стоит как следует расслушать. Фиона использует достаточно скупой инструментарий (кроме пианино и перкуссии, здесь не так уж много звуков), но при этом умудряется выдать очень изобретательную, многогранную работу с текстами, которые уже разобрали на цитаты.
Два года назад американский экспериментатор Ив Тюмор записал третий полноформатный альбом Safe in the Hands of Love. Его обложка, в противоречие названию, больше напоминала артворк какой-нибудь агрессивной метал-банды из бесконечной ленты Bandcamp, но на самом деле являлась ярким примером изобретательности и экспериментаторства в рамках поп-музыки. Альбом получил достаточно высокие оценки, но Тюмор остался в разряде перспективных музыкантов, о которых знают и за которыми следят только глубоко интересующиеся предметом люди.
Heaven to a Tortured Mind прыгнул гораздо выше своего предшественника и выводит Тюмора на новый уровень. Здесь американский мультиинструменталист раскрывается не только как человек, скрупулезно работающий над звуком и методично выстраивающий свой авторский стиль, но и как феноменальный сочинитель, способный делать красивые мелодии. Ретрофутуризм, в который играет Тюмор на этом альбоме, не выпячивается так сильно, как у многочисленных фанатов восьмидесятых, переживающих сейчас свой пик, а уместно и обстоятельно сложен в яркую, самобытную картинку. В ней есть место и агрессивным экспериментам, и легкому песенному жанру, и фанковому груву. Heaven to a Tortured Mind — один из сильнейших альбомов этого года и крепкий конкурент Фионы Эппл во всевозможных рейтингах.
Два года назад мы рассказывали про неплохой альбом проекта Empress Of латиноамериканской певицы из Лос-Анджелеса Лорели Родригез. Запись получила отличные отзывы: легкий, звучный и насыщенный поп с легким налетом квир-эстетики стал одной из самых приметных пластинок года. Настало время проследить творчество Родригез в динамике, и тут нас ждут одновременно и оптимизм, и разочарование. С одной стороны, артистка по-прежнему делает прилипчивые, яркие песни с отличным продакшеном — это композиции-настроения, которые отлично подходят для спонтанной вечеринки. С другой — эти песни растворяются друг в друге и не оставляют после себя ничего, кроме легкого послевкусия. В общем, это тот случай, когда лучше выключить внутреннего зануду и просто насладиться моментом — это как раз музыка случая, яркая вспышка.
В начале нулевых The Strokes были главной надеждой американской инди-сцены, и во многом благодаря этому коллективу сформировался образ лохматого хипстера в узких штанишках и цветастой рубахе. Первые три альбома группы хвалили все подряд, а количество ярких синглов на этих записях в процентном соотношении выходило на отметку, близкую к максимальной. Как и все хорошее, успехи в дискографии группы закончились: альбом Angles получился настолько натужным и унылым (а на него у группы ушло пять лет), что продолжения уже не хотелось. А оно случилось — в виде Comedown Machine — и тоже не принесло ничего, кроме разочарования.
The Strokes взяли солидную паузу в семь лет и вернулись с новым альбомом The New Abnormal, в котором Джулиан Касабланкас, вдохновленный работой с Daft Punk, демонстрирует во всех отношениях зрелость. Здесь нет надрыва в голосе и прошлых хулиганств, вместо них — мечтательный, лирический фальцет, плавающий бас и плавные мелодии, мягкие гитары и ретроклавиши. Все вместе сливается в удачную картинку, в которой угадывается группа, но уже избавившаяся от прежней дерзости, прошедшая через испытание творческими поисками и нащупавшая оптимальную кондицию.
Эд О’Брайен находился в тени других участников Radiohead — Тома Йорка и Джонни Гринвуда, которые уже давно и успешно развивают личный бренд и делают отличные сольные карьеры. При этом в группе О’Брайен проделывает огромный пласт работы, а Rolling Stone в одном из своих бесконечных рейтингов поставил его на 60-ю позицию в списке лучших гитаристов всех времен. При этом сольной карьерой музыкант решил заняться совсем недавно (даже учитывая, что новый материал Radiohead выпускают раз в пять лет): в прошлом году он выпустил эмбиент-трек Santa Teresa, а в апреле вышел дебютный альбом под вывеской EOB, работу над которым музыкант начал еще в 2017-м.
Это очень красивая запись, на которую О’Брайена вдохновил бразильский карнавал (он назвал его «моментом музыкальной эврики»): здесь гитарист Radiohead раскрывается не только как талантливый гитарист (об этом мы и так знали), но и как первоклассный сочинитель и аранжировщик. Это обстоятельная, многослойная и многообещающая пластинка. Остается только догадываться, почему О’Брайен не начал сольную карьеру раньше.
Главный парадокс апреля, который наглядно демонстрирует, как обманчивы бывают всевозможные оценки и рейтинги. Британка японского происхождения Рина Саваяма выпустила дебютный альбом Sawayama, который сейчас находится где-то на верхушках рейтингов сразу после альбома Фионы Эппл. NME ставит Sawayama максимум в 100 баллов, пользователи Metacritic выставляют рейтинг в 9,2. Что вообще происходит? Нужно начать с того, что Рина Саваяма — идеальная ролевая модель для поклонников j-pop-музыки, щедро впитавшей весь опыт западной поп-музыки, а потом уже начавшей диктовать самостоятельный тренд. Дебютный альбом артистки на самом деле похож на всю популярную музыку нулевых: XS — это Джастин Тимберлейк в юбке, Comme Des Garçons (Like the Boys) — типичная Бритни Спирс, а STFU! похожа сразу на весь ню-метал начала тысячелетия. В общем, если вы крепко ностальгируете по поп-музыке нулевых, то это прямо очень увлекательный экскурс. Только это все равно поделка, клон — попытка повторить вещи, повторить которые невозможно.
До 2016 года про финскую группу Oranssi Pazuzu знали разве что самые изыскательные фанаты экстремальных жанров. Свой дебютный альбом экспериментаторы записали в домашних условиях, а два следующих хоть и вышли на достаточно крепких финских лейблах, но широкого охвата не получили. Зато Värähtelijä нахваливали обильно, и про Oranssi Pazuzu заговорили всерьез. Музыка группы — это смесь тяжелых и экспериментальных стилей: блэк-метал, стоунер, психоделия и много-много чего еще, что достаточно сложно классифицировать, но удобно обозвать словом «атмосфера». Так вот, с атмосферой у группы полный порядок. Вышедший спустя четыре года после Värähtelijä полноформатный альбом Mestarin Kynsi продолжает забористые эксперименты финнов со звуком: гитарные скрежеты, демонические клавиши будто из лесной чащи, скрипучий вокал, утробный пульсирующий бас — это практически идеальный саундтрек для крепкого фильма ужасов про ведьм, упырей и прочую нечисть, который лучше слушать в хороших наушниках, ни на что не отвлекаясь.
Японская пианистка Юмико Мориока начала заниматься музыкой трехлетним ребенком, выиграла кучу конкурсов, и в итоге девочку пригласили учиться в США. Там она вдохновилась творчеством Брайана Ино и вернулась в Японию с твердым намерением заниматься музыкой дальше. Правда, писала в основном коммерческие произведения под заказ. Resonance — это единственный сольный альбом пианистки, который вышел в 1987 году, но долгое время оставался совершенно неизвестным публике: воздушная импровизация, в которой Мориока занимается исследованием пространства между нотами, напоминает произведения Эрика Сати, Брайана Ино и идеально подходит для уставших от суматохи и шума людей. В этой музыке душа, спокойствие и умиротворение.
На бескрайних просторах YouTube на Resonance наткнулись представители немецкого лейбла Métron Records в 2017 году. Они долго пытались найти Мориоку и отыскали пианистку в Японии: она вернулась туда после того, как сгорел дотла ее дом в Калифорнии. Огонь уничтожил все: музыкальные инструменты, партитуры, предметы быта. На родине Юмико занялась сочинением музыки для коммерческих проектов и эстрады и открыла шоколадную лавку. Интерес к Resonance ее очень сильно удивил. А нас этот интерес нисколечко не удивляет: это потрясающей красоты запись, которая получила вторую жизнь.
Это замечательная история о том, что 10-летний мальчик наткнулся на дедушкины пластинки на чердаке и влюбился в джаз. Спустя 15 лет парень созрел для дебютного альбома под псевдонимом Cossowary, и это один из самых многообещающих и вдохновенных дебютов апреля. Солнечная, мягкая музыка, впитавшая в себя опыт больших мастеров, переливается фанком, джазом, соулом и одновременно находится где-то во внежанровом измерении.
Майлз Шеннон, однажды послушавший дедушкины пластинки, вырос в талантливого музыканта и сочинителя, который вдохновляется Thundercat и Flying Lotus, Филиппом Глассом и Стивеном Райхом и при этом делает легкую для восприятия, красивую музыку, которая удивляет отличным, самобытным звучанием, превосходными мелодиями и разнообразным материалом. Если это только начало, то дух захватывает от того, что мы можем услышать в будущем.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by