Почему в Беларуси так мало зараженных коронавирусом по сравнению с соседними странами? Ответ Минздрава

 
27 марта 2020 в 18:55
Автор: Настасья Занько
Автор: Настасья Занько

Понятное дело, что нас пугают цифры заразившихся в Испании, Италии, Германии, Чехии. Да что говорить, на фоне Польши, Украины, России, Литвы и Латвии по числу заболевших мы выглядим лучше: с момента выявления коронавируса у первого пациента число инфицированных достигло 94 человек. Многие наши комментаторы не верят в цифры Минздрава, считают их заниженными, кто-то верит в слухи про забитые тысячами зараженных больницы. В Минздраве утверждают: такое небольшое количество заражений и низкий темп прироста заразившихся — это заслуга сохранившейся еще с советских времен системы эпиднадзора.

Важные цифры на 17:40

Страна Случаи заражения (за сутки) Умершие (за сутки) Выздоровевшие
США 85 435 (+17 224) 1295  (+268) 1868
Китай 81 285 (+67) 3287 (+6) 74 051
Италия 80 589 (+6203) 8215 (+712) 10 361
Испания 64 059 (+7871) 4858 (+769) 9357
Германия 47 373 (+3435) 285 (+18) 5673

Ситуация у наших соседей (17:40):

Страна Случаи заражения (за сутки) Умершие (за сутки) Выздоровевшие
Польша 1289 (+68) 16 (+2) 7
Литва 345 (+55) 5 (+1) 1
Латвия 280 (+36) 0 1
Россия 1036 (+196) 3 45
Украина 226 (+30) 5 5

«Мы поняли, что тесты в аэропорту ничего не дают»

— Мы сегодня держимся за счет противоэпидемических мероприятий, — говорит заместитель министра здравоохранения Елена Богдан. — Мы просто начали с первого момента. Мы начали с Китая. Всех китайских студентов и рабочих, которые прилетали, мы помещали на 14-дневный карантин. Это было еще в конце января, когда ни о каких мерах в Европе речи не шло. Потом мы увидели, что началось заражение в Италии. Всех, кто прилетел из Италии, мы тестировали. Мы поняли, что тесты в аэропорту ничего не дают. Человек прилетает здоровый. Мы ему сделали тест, он ушел и выпал из нашего поля зрения.

Тогда мы пошли другим путем. Прибывающие из-за границы начали дополнительно заполнять анкеты и указывать, где они проживают. Эти анкеты они передавали в наши территориальные поликлиники, — объясняет Елена Богдан. — Первые случаи мы начали выявлять на санитарно-контрольных пунктах. Тогда же изолировали все окружение, всех контактных лиц.

По словам Елены Богдан, около четверти из всех изолированных контактов пришлось на мужчину, который не признался, что приехал из Италии. В итоге коронавирусом заразился и его сын, который учился на ФМО БГУ.

— Те двое человек дали нам такой прирост, — говорит замминистра. — Всех остальных мы поймали, а соответственно, и контактов первого уровня, родственных контактов. Естественно же, что кто-то обнялся и так далее.

«Мы также отработали и контакты второго уровня, а это почти 24 тысячи человек».

Если у контактов второго уровня выявлялось респираторное заболевание, мы и их забирали на перепрофилированные койки. Мы их тестировали и, пока эти люди не выздоравливали, их тоже не отпускали: вдруг они не попали в этот день. Ведь вирус люди могут выделять по-разному: могут 14 дней, а могут и один, и несколько дней.

Что касается слухов о переполненных больницах, то замминистра заявила, что сейчас в стране есть 2221 свободное место для контактов первого уровня. Они находятся в режиме ожидания.

«У нас сохранилась система эпиднадзора»

— Дело в том, что у нас сохранилась система эпиднадзора, — объясняет главный санитарный врач министерства Наталья Жукова. — Это значит, что у нас есть органы эпиднадзора, составляющая часть которого — это служба эпидемиологов. В каждом районном, областном и городском центре есть врачи-эпидемиологи. Скажу вам даже больше. В каждом областном и в республиканском центре гигиены есть отдел под названием «отдел особо опасных инфекций». Это подразделение, которое на протяжении многих лет занимается вопросами организации профилактики на случай чрезвычайной ситуации, связанной с инфекционными заболеваниями. Плюс есть эпидемиологи, которые занимаются кишечными инфекциями, воздушно-капельными и так далее.

По словам Натальи Жуковой, до коронавируса эти службы занимались разработкой планов на случай развития различных ситуаций.

— К примеру, возникновение особо опасной инфекции либо массовых заболеваний каких-то. Они работают постоянно, — отметила Жукова. — Когда была Эбола, наши службы тоже усилили меры. На границе людей встречали, лабораторные исследования проводились в нашем же РНПЦ, мы делали диагностику. Также службы занимаются очагами бешенства, лихорадки Западного Нила и так далее. То есть это небольшое подразделение, которое находится постоянно в системе ожидания. Эти подразделения постоянно проводят учения. К примеру, к Европейским играм мы постоянно их проводили.

Тогда же, кстати, были закуплены и капсулы для транспортировки пациентов с особо опасными заболеваниями, специальные костюмы и так далее. Мы готовились к тому, что вдруг к нам приедет кто-то с заболеванием, которое имеет общественное значение, влияющее на жизнь в стране.

«На пике заболеваемости корью у нас было и 5000, и 6000, и 10 000 контактных лиц»

— У нас был определенный опыт по локализации очага во время заболевания корью. На пике заболеваемости корью у нас было и 5000, и 6000, и 10 000 контактных лиц, по которым мы тоже организовывали наблюдение. Тогда у нас было все то же самое, — говорит Жукова. — Сейчас эти специалисты мобилизованы для работы. Возникает случай — тут же ночью мы проводим госпитализацию.

«Буквально в тот же момент начинается работа эпидемиолога. Он надевает защитный костюм, идет в инфекционную больницу в бокс, разговаривает с заболевшим пациентом, расспрашивает, где он был последние 7 дней, с кем встречался».

Он проводит там 2—3 часа, если это необходимо, два раза приходит. Все для того, чтобы вспомнили и выявили всех контактных с ним лиц.

Когда у нас был случай в Минске с тем мужчиной, который нам дал такое большое количество контактных, уже к утру было донесение из 12 страниц. Там было расписано, куда он ходил, где был, в каких клубах и так далее. Это все было отправлено в районные центры города, и они стали заниматься конкретными объектами, кто там контактные, перечень, фамилии, когда они были, какое у них состояние здоровья.

И ведь мы фактически сразу увидели состояние нездоровья одного из контактных. Тут же его госпитализировали, и тест подтвердил наличие вируса. По месту работы, которое он посещал, тоже были последовательные случаи.

Они ведь были выявлены не тогда, когда уже попали с пневмонией в больницу, а на самом раннем этапе, только горло чуть-чуть запершило. Их тут же госпитализировали. Люди не успели распространить инфекцию широко. Благодаря этой работе мы имеем сегодня до 100 случаев, но не 1000 и не 10 тысяч.

(будет дополнено)

Не идем ли мы по итальянскому сценарию? Острые вопросы главе Минздрава

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!