«Драма молодой женщины, которая все видела и все прошла». Рецензия Татьяны Орловой на спектакль «Источники света»

2318
36
26 февраля 2020 в 13:05
Источник: Татьяна Орлова. Фото: Алексей Пивоварчик

«Драма молодой женщины, которая все видела и все прошла». Рецензия Татьяны Орловой на спектакль «Источники света»

Немногочисленным любителям театра весь месяц рекламщики настоятельно рекомендуют посмотреть спектакль «Источники света». Только не ожидайте, что вам покажут что-то радостное и помогут обнаружить источник надежды, бодрости, света. Театральный критик Татьяна Орлова рассказывает про новый спектакль.

Пару лет назад после долгих споров о несовершенстве государственного репертуарного театра в Минске появилась альтернативная площадка для экспериментов. С частным капиталом. Она заявила, что претендует на оживление и реформирование культурного пространства Беларуси. Очень быстро собрала и объединила деятелей театра, которым хотелось чего-то принципиально новенького.

Новая эпоха в театральном искусстве Беларуси

Началась с отрицания всего классического. Разрыва с пьесами вообще и даже сюжетными текстами. Позволила режиссерам творить все, что пожелают. Соединила театр и кино. Пробудила интерес к перформансу, пантомиме, танцу (это называется физический театр). Сказала, что не обязательно искать смысл — зритель может его додумать и сочинить. Авангард. Абсурд. Сами понимаете, эпоха постмодернизма.

В мире этот этап уже прошли. Нам захотелось к нему приобщиться. Отказавшись от прошлого, нырнуть в неизведанные воды.

Центр визуальных и исполнительских искусств «Арт Корпорейшн» предложил столичной публике множество разнообразных просветительских проектов, привлек молодую аудиторию, предложил активно обсуждать увиденное. Стало ясно, что это дело молодое, во многом озорное. Возрастная интеллигенция пока присматривается, в спорах не участвует. Ожидает и гадает, куда поплывет театральный корабль. И наверное, можно процитировать великого француза Вольтера: «Страсти — это ветры, надувающие паруса корабля. Иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать».

Как человек уходящей эпохи, переполненной страстями, могу констатировать, что страстей на Октябрьской, 16, немного. Больше страхов. Больше исследования психических травм. Мастера нового культурного пространства уверены, что должна работать только шоковая терапия. И ей зеленая улица.

Лидеры

Способы разговора современного театра со зрителем очень разнообразны. В условия работы «бедного» театра не рванули известные мастера государственной сцены. Это не значит, что они чего-то боятся, не умеют и способны создавать сплошной «отстой». Время все расставит по своим местам. «Вишневый сад» рубят, но еще не срубили окончательно. Зритель голосует рублем. Его активно заманивают социальной остротой текстов, обнажением прежде закрытых тем, эпатажем и нецензурной лексикой.

В небольшом театральном пространстве определились свои лидеры. Лучшие театральные работы продвигаются на фестивали и лидируют во мнениях критиков. Так, «Стражи Тадж-Махала» в постановке режиссера Александра Янушкевича позволили говорить о нем не как об известном деятеле театра кукол, а как о мастере остросатирического и трагического высказывания по поводу рая и ада. Он успешно и профессионально добивается выполнения поставленной задачи от актеров драматического театра. Начинаешь понимать, что он вырос из маленького мира театра кукол, ему необходимы другие масштабы. Сейчас этот режиссер очень востребован в России — график постановок и городов расписан на пару лет.

Худрук «ТОК театра» Александр Марченко пришел из Республиканского театра белорусской драматургии, где был актером, режиссером, руководителем Центра белорусской драматургии. Опыт и мастерство шлифовал на документальном материале. Явился в некотором роде первооткрывателем современного документального театра в Беларуси. Хочу напомнить его успешные проекты в РТБД. Это «Мабыць» и «Беларусь. Дидактика».

В «АРТ Корпорейшн» Марченко начинал ярким пронзительным спектаклем «Опиум». Потом были «С училища» и «Примитивы». Только что состоялась премьера «Источников света». Показательно, что три из названных спектаклей поставлены по пьесам Андрея Иванова.

«Ноль — позиция»

Родившийся в России, живущий в Москве, драматург Андрей Иванов прошел хорошую жизненную школу, поработав в том числе журналистом. Узнал жизнь во всех ее светлых и темных сторонах. Утверждает, что «интерес к людям — главное». Его пьесы широко идут за пределами Беларуси. Мы его считаем своим, хотя и редко ставим. Причина, может быть, одна. Драматург исследует людей маленьких, с мира свалок и неблагополучных семей, живущих во мраке насилия и травм прошлого. «Ноль — позиция» — это тексты без оценки. Тот вид новой драмы, в котором важно рассказать, а не показать, не углубиться в переживания. Дать зрителю додумать и доиграть за актера. Возможно, это ключ к новой искренности в театре. Но не каждый замок можно открыть таким ключом. К тому же на программах спектаклей по его пьесам всегда есть приписка: присутствует нецензурная лексика. Теперь вы понимаете, что источники света у автора очень своеобразные.

Источники света

Сначала на большом экране придется читать длинный текст, который, как в глоссарии, расшифровывает, что такое гей, проститутка, охранник, инвалид и так далее. Потом к микрофону выйдут артисты Максим Шишко, Анна Семеняко, Игорь Шугалеев, Андрей Новик и весь этот текст расскажут от своего имени. Драматург придумал разделить мир на три части: Нижний, Темноту и Вонь. Поселил туда Бармаглота, Безголового Короля, Красного Короля и Королеву Марию. Назвал их действия фэнтези-сказкой. Режиссер предложил жанр vogue-бал. Такого жанра нет, но термин обозначает праздник свободных телом и духом людей. Появятся восемь девушек и мальчик, похожий на девушку, с женской пластикой. Они будут проходить по сцене как по модельному подиуму, демонстрируя качественную ногу и соблазнительное бедро, короткую юбочку, модный каблук и выразительный глаз. Полная свобода самовыражения. И здесь скорее интерес не к людям, как хотел автор, а интерес к телу. Можно говорить о новой технике работы режиссера с текстом. Привет от любимого документального театра. Что-то наподобие чтения документа и его оживления.

Эти эпатажные разговоры и проходки перебивают, нарушают, притягивают монологи проститутки. Актриса Анна Семеняко вопреки законам посттеатра погружается в драму молодой женщины, которая все видела, все прошла. Как говорится, огонь, вода и медные трубы. Прошла, но сохранилась в иступленном желании все изменить и начать сначала. Ради любви. Безответной. Унижающей. В финале она погибает.

Выходит, что только она одна искала свет и не нашла. Прекрасная актерская работа оправдывает приемы видео. Ее лицо крупным планом на экране. Актриса на сцене у микрофона. Где здесь театр, где кино? Есть запечатленный живой контакт актрисы со зрительным залом. Возможно, ради этого стоит пойти посмотреть спектакль.

Где посмотреть? На альтернативной площадке Ok16 (ул. Октябрьская, 16/27).

Когда посмотреть? 27 и 28 апреля.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник: Татьяна Орлова. Фото: Алексей Пивоварчик
Без комментариев