«За эту „зиму“ я продал три тюбинга и один ледобур». Хозяин магазина о худших месяцах в жизни

20 февраля 2020 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

«За эту „зиму“ я продал три тюбинга и один ледобур». Хозяин магазина о худших месяцах в жизни

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

Три тюбинга этой зимой — это почти как летом, тогда купили два. Сергей Гордиенко торгует зимними штуками с 1993 года. Тюбинги — это для разнообразия, основное направление — подледная рыбалка. Рыбаки остались, рыбка есть — встретиться им негде. А это значит, что Сергей и сотни других предпринимателей тоже остались без кормежки.

Сегодня о «золотых» девяностых Сергей вспоминает чуть не со слезами. А что касается нынешней зимы, то последние месяцы нужно поскорее забыть и ждать следующего сезона. «Многие дождаться не смогут», — предупреждает предприниматель.

— Я не такой уж и малый, — заранее объясняет Сергей причины своей непотопляемости. — Юрлицо с магазином, еще одной точкой в Ждановичах и относительно дорогим ассортиментом: Canadian Camper, Indiana, «Вертикаль»…

Еще в магазине Сергея половина площади отдана под зоотовары, но это вынужденная мера: иначе жил бы на несколько рублей от продажи мормышек.

— У меня рыболовно-туристический магазин с акцентом на рыбалку. Торгуем каждый год, рассчитывая на два ярко выраженных сезона: холодный и теплый. Прошлый год неплохо складывался, была зима (плохая, но по сравнению с нынешней настоящая). Летом продажи были выше среднего.

Если погружаться в историю, то не в прошлый год, а тонуть с головой. Всплываем в 1993-м.

«Девяностые? Деньги у всех лежали под ногами»

Сергею тогда было 24 года. У него имелась постоянная работа, но гораздо круче было торговать на «птичьем» Сторожевском рынке.

— Я делал своими руками сети, оснастку для рыбалки. Там вообще было много умельцев. Молодые подсматривали у пенсионеров и делали такие же блесны. На следующий год я окончательно перешел в торговлю. Потом начали тягать товар из Польши, с 1997-го — из Китая. Везли просто посылками, между физлицами.

Чтобы начать бизнес, достаточно было иметь $300.

— Огромные же деньги.

— Нет. Тогда деньги лежали под ногами — нужно было согнуться и поднять. В те годы зарабатывали все, никто не экономил. О чем вы говорите… Сетка-«трехстенка» стоила по $3 за погонный метр. Если говорить совсем уж прямо, мы не успевали исполнять заказы, а продавцы не успевали записывать. Людей была туча.

— А как же кошмары про девяностые?

— Официальной зарплаты, да, было $10-20-30. Но кто хотел заработать и иметь деньги в кармане, все имели. Стоило просто включить мозги. Отличное время было.

— Сколько зарабатывали ваши продавцы?

— Я не то что помню — знаю. Потому что я платил зарплату. Но цифры озвучивать не буду. Они большие. Все вспоминают это как сладкие времена. $1000 — это было ни о чем.

Сам Сергей оставался одновременно директором и продавцом.

— Почему не масштабировались?

— А зачем? Каждая жаба хвалит свое болото. Мне приятнее продавать в розницу, а не оптом. Потому что не стыдно.

Удивительно, но, несмотря на стенания бизнеса, которые тянутся десятилетиями, Сергей признает: жирные годы длились до 2014-го.

— Кризисы 2008-го, 2011-го били, но не сильно. А вот 2014 год — это просто обвал покупательской способности. Формально мы оставались миллионерами, просто доллар вырос в три раза.

«Зависон» получился огромный. Я как раз перед кризисом с еще одной фирмой сделал совместный заказ на туристическую одежду. В 2013 году внесли половину предоплаты, в январе 2014-го довели эту сумму до 70%. Всего было около €80 тыс. В марте доллар «улетел», а банки перестали кредитовать. Цепная реакция была запущена. Стали возить партию частями, по кусочкам, все это удорожало продукцию. И это на рынке, который лег…

В общем, остатки той партии я продал в прошлом году, и это было в минус, лишь бы вернуть хоть что-то в оборот.

«Приходите, отдам со скидкой»

История этой зимы будет написана черными чернилами на черной странице самой траурной книги.

— К зимней коллекции мы начинаем готовиться до выставки «Охота и рыболовство», в прошлом году она проходила в конце сентября. Люди начинают что-то возить, чтобы обеспечить наличие. Например, заказываем хотя бы по два размера каждой модели, если говорить о костюмах. Зиму ждали зимой. Несколько лет назад лед становился уже в октябре.

Лед — это вообще объективное условие для зимней рыбалки.

— У меня широкий ассортимент, но главное — мне нужен лед. Зимняя рыбалка подразумевает нахождение на льду. Вываживание рыбы за леску — это кайф зимней рыбалки. Летом — удилище, зимой — руки.

— Давайте мечтать. Что мог бы купить у вас рыбак к зиме?

— Сапоги — от 50 рублей. Костюм — от 250. Термобелье — от 100. Ледобур — 70 рублей. Палатки. Транспортировочные чехлы для костюмов. Ящики для ссобойки и закуски…

— А получилось что?

— Один ледобур да с десяток костюмов, и те на выставке. Прошлой зимой только в октябре было продано больше 40, я дважды довозился, чтобы было чем торговать. Эх…

Тюбинги с прошлой зимы остались. Купили уже три. В нормальную снежную погоду продал бы в 10—20 раз больше.

Сергею повезло, что он давно на рынке: репутация спасает. Часть товара оптовики дают в рассрочку. Что-то можно будет вернуть.

— Если говорить о рознице на периферии, им будет тяжело. А если заплатили за товар, то многие будут вынуждены закрыться. Хорошо если на паузу. Я знаю людей, которые уже закрылись.

— Лучше оставить на следующий год или распродать?

— Распродать, однозначно. Вернуть деньги в товарооборот — самое правильное решение.

Придет человек, скажет: «Хочу минус 20% от цены костюма». Отдам. Без зазрения совести. Даже если в минус — я верну деньги в товарооборот. Мне неинтересно, чтобы товар лежал на складе, деньги должны работать. На складе может лежать только пара слитков золота, но их у меня нет.

— Что сейчас приносит деньги?

— Мы живем предыдущими накоплениями, на мормышках и крючках. Вы учитывайте аренду. Потому и пришлось часть магазина отдать под зоотовары.

— Если бы не было зоотоваров, сидели бы в минусе?

— А мы и сейчас в минусе. Хотя аренда относительно небольшая.

— А сколько еще месяцев вы можете работать в таком темпе?

— Столько, на сколько смогу договориться со своими партнерами и арендодателем. Какую-то часть денег я уже должен. Если что, начну брать в долг у друзей. Наступит лето, у меня есть товар для хорошей погоды — отдам. Рыбалка — круглогодичное занятие.

— Зима уже закончилась или вы еще надеетесь?

— Мне бы очень этого хотелось. Шансы есть. В прошлые выходные подморозило — люди пошли на лед. Вот здесь, на повороте Свислочи, было 6 сантиметров. Сейчас уже нет. Лед был и в ноябре на небольших водоемах. Неделю продержался.

Тяжело было в 2014 году, пока народ приходил в себя. Но по сравнению с нынешней зимой это было еще терпимо. Худшая зима за всю историю моей работы!

А вдруг!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by