37 872
582
28 января 2020 в 14:57
Источник: Полина Шумицкая

Читатель: «Купил „Местное известное“, рассчитывая на экологичность, но почувствовал, что меня обманули». Green: «У нас все по-честному, ничего не скрываем»

Сегодня сеть гипермаркетов Green устроила пресс-конференцию, чтобы поговорить о проблемах экологии в большом бизнесе. Onliner выслушал представителей торговой сети и задал не самые удобные вопросы.

 «Наш гипермаркет в день выдает 47 000 пакетов. Мы пришли в ужас!»

По словам заместителя директора по маркетингу сети Green Алексея Гильденберга, после декабрьского круглого стола по вопросам пластика они с коллегами взяли в руки калькуляторы и ужаснулись:

— Оказалось, что пластиковые пакеты каждый день порождают огромную проблему! Один наш гипермаркет в день выдает 47 000 пакетов, вся наша сеть — 285 000, а вся Беларусь — 5 200 000 000 в год. Колоссальные цифры. Мы пришли в ужас! — говорит Алексей Гильденберг.

Тревога ретейла понятна, потому что срок разложения одного пластикового пакета — от 200 до 1000 лет. А 20% мусора в мировом океане — это пластиковые трубочки.

— Так что 1—2 февраля у нас пройдут первые эковыходные без пластика. Будем продавать только бумажные пакеты (по сниженной цене). Важно, чтобы у людей состоялся первый опыт. Мы откажемся от пластиковых трубочек в нашем сокобаре. И от пластиковых тарелок. Начнем борьбу сами с собой, — продолжил Алексей Гильденберг.

По словам представителя Green, 90% пластика приходится на маленькие фасовочные пакеты. И поскольку сегодня они бесплатные (на этом настаивает законодательство), ничто не ограничивает покупателя взять три, пять, десять лишних пакетиков. Ведь люди не знают, насколько они вредны.

— Мы надеемся, что нам помогут запретить бесплатные пакеты и упаковку на законодательном уровне (или по крайней мере, снять требование об обязательном наличии). Подчеркну, это не чтобы заработать! Мы готовы все деньги, полученные от продажи пластиковых пакетов, отдать на экопроекты. Суть в том, что, когда пакеты были платными, их брали на 30% меньше, — приводит цифры Алексей Гильденберг.

Начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Михаил Жигало считает такое решение спорным:

— Перспектива платных пакетов — это весьма дискуссионная тема. Корень зла в том, что пакеты бесплатные? По вашему мнению получается, что так. Но за инициативу заплатит в конечном счете потребитель: он должен будет покупать эти пакеты. Но ведь бизнесу никто не запрещает предоставлять населению бесплатно не пластиковые, а экологичные пакеты.

— Все хвалят бумажные пакеты, но никто не говорит, сколько ресурсов уходит на их производство, включая деревья, — заметил один из приглашенных блогеров.

— Мы не говорим, что бумажные пакеты — это панацея, — ответил Алексей Гильденберг. — Сами понимаем, что целлюлозно-бумажный комбинат загубил целое озеро Байкал. Это не новость. Я говорю о том, что мы пробуем делать шаг за шагом, и основная идея, к которой мы идем, — это многоразовые вещи. Вот у нас есть сумка из пластика, она выдерживает большой вес, может быть, со временем станет не такой зеленой, но прослужит год… К этому мы хотим прийти. Да, она стоит 3 рубля, а не 19 копеек, как пластиковый пакет. Но вы купите одну такую сумку раз в год или два. Дальше мы придем к многоразовым бутылкам, в которые вы будете наливать воду, многоразовым стаканам для чая или кофе…

Я был впечатлен опытом скандинавских стран: весь мусор ты сортируешь, а то, что не отсортировал, должен сложить в белый пакет, который стоит 5 или 10 евро. И каждый раз ты думаешь: может, я более внимательно отсортирую или куплю то, что могу отсортировать, и сэкономлю 10 евро? Наверное, такая мера стимулирует более ответственное отношение. 

По словам представителя Green, они поговорили с поставщиками и с 1 марта будут продавать куриные яйца в перерабатываемой упаковке. Обещают, что к 2025-му подобная трансформация произойдет с упаковкой большинства товаров. Причем речь идет о переработке в Беларуси. Но на многие вопросы пока нет ответов. Например, как быть с кетчупами или соками? 81% кетчупов продается в упаковке дойпак, она не перерабатывается, а 80% соков — в тетрапаке, это тоже не экологично. Потом, текучие или сыпучие продукты. Магазин и рад бы завернуть рыбу или мясо в бумажный пакет, но ведь протечет…

Прямо сейчас к сети много вопросов по части пластика — и сотрудники с этим не спорят. Говорят, что они новички в вопросах экологии и хотят начать с маленьких шагов.

— Чтобы всем было понятно, почему сейчас это так важно: если в 1972-м мы захоранивали около 4,5 миллиона кубических метров коммунальных отходов, то в 2018-м — уже 22 миллиона, — приводит цифры Наталья Гринцевич, руководитель ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов». — Откуда такая большая разбежка? В первую очередь это связано с тем, что появилось большое количество упаковки. Пластиковой. Она действительно хуже всего перерабатывается — и в мире, и у нас в стране. Мы не за то, чтобы полностью отказаться от всей пластиковой упаковки. Порой это просто нереально. Я за то, чтобы следить за темпами ее роста. 


«Остался неприятный осадок и ощущение, что нас обманывают»

Onliner обратился к представителю Green с таким вопросом:

— Нам в редакцию написал читатель, он частый покупатель Green и особенно продуктов «Местное известное». Мужчина заметил, что линейка бренда в последнее время сильно расширилась: «Доверяя рекламе, которая говорит, что эти продукты выращены в фермерских хозяйствах, экологически чистых районах и имеют натуральный состав, я обратил внимание на состав и производителя». И вот что он увидел. Коровье молоко сделано из нормализованного, а не цельного молока, и выпущено на самом деле ОАО «Молочный мир», а не фермерским хозяйством. Глазированные сырки в составе содержат соевый лецитин и пальмоядровое масло. В колбасе — фиксатор окраски нитрит натрия, антислеживающий агент Е536, L — лактат натрия. В детском питании — сахарный сироп, аскорбиновая кислота. Кроме того, наш читатель сравнил состав куриных яиц, батончиков мюсли, хрена, горчицы, тушенки, соусов, минеральной воды, консервированных грибов и пришел к выводу, что все эти товары под маркой «Местное известное» ничем не отличаются от аналогичных товаров других производителей на соседней полке или в соседнем супермаркете. «Остался неприятный осадок и ощущение, что нас обманывают», — написал мужчина. Как вы это прокомментируете?

— Это хороший вопрос. На него есть простой ответ, — говорит заместитель директора по маркетингу сети Green. — Сегодня есть два пути, по которым товар попадает в бренд «Местное известное». Первый путь — это фермерский продукт. Второй путь — это наличие сертификата «Натуральный продукт» или любого другого аналогичного национального или европейского сертификата. Поэтому, действительно, у нас сегодня на полках есть товары, которые имеют знак «Натуральный продукт». Есть соответствующий регламент получения документов. Те предприятия (а их, к сожалению, немного), которые получают право маркировать продукцию таким знаком, тоже могут стать участниками бренда «Местное известное». Тут нет никакого секрета. При этом действительно могут быть два аналогичных товара, просто предприятие А, выпускающее молоко, имеет сертификат «Натуральный продукт», а предприятие Б не имеет. Поэтому мы отдаем предпочтение предприятию А, которое подтверждает знак соответствующим документом, полученной экспертизой государственного органа. Непонимание потребителя понятно. Важно действительно это дополнительно прокомментировать. Объяснить. Потому что сегодня мы, с одной стороны, к сожалению, не можем обеспечить фермерским товаром и товаром, выросшим в эксклюзивных условиях, потребности даже нашей небольшой сети. С другой стороны, есть честная позиция и наша готовность включать в бренд товары с подтвержденными сертификатами качества, экодипломами либо знаками «Натуральный продукт». Все открыто, прозрачно.

— То есть из 50 поставщиков для «Местного известного» только 20 — это фермерские хозяйства, а остальные — крупные заводы?

— Это разные предприятия, крупные либо мелкие, которые имеют соответствующие сертификаты качества.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: Полина Шумицкая