Откуда у творческих девушек склонность раздеваться? Художница и инстамодель о гонорарах, странных заказах и эротике

05 декабря 2019 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Видео: Миша Безруков

Откуда у творческих девушек склонность раздеваться? Художница и инстамодель о гонорарах, странных заказах и эротике

Автор: Никита Мелкозеров. Видео: Миша Безруков

Рубрика «Бытовуха» дожила до зимы. Счастье, радость, Новый год скоро. Мы по-прежнему носимся по городу с камерой наперевес и не стесняемся спрашивать, чтобы сделать собственное представление о чужой жизни чуть богаче. Сегодня в списке профессионалов прибыло художницей. Наташа Головащенко заведует художественной школой и пишет картины (на заказ и не очень). Мы сходили к ней в студию, чтобы узнать, должен ли художник быть голодным, как и почему в работах появляется эротика, почему так дорого и можно ли жить в Беларуси, занимаясь исключительно искусством.


Интерьер, заводчанин, искусство

— В детстве рисовала на обоях?

— Постоянно. И получала за это.

— Как реагируешь, когда слышишь «О, я бы тоже так нарисовал!»?

— Я такого не слышу. Мне кажется, сложно нарисовать так же, как я.

— А когда спрашивают «Ты сама это нарисовала?»?

— Рассказываю. Я же не все картины сама пишу, у меня помощники есть. Выстроилась следующая позиция. Если мне кто-то помогает, исполнительная часть оценивается в 30% от общей стоимости заказа. Если человек придумал идею этой картины — еще 30%. То есть идея — 30%, исполнение — 30%, имя — 30%, затраты — 10%.

— Что такое творческий процесс художника?

— Процесс написания картины — полный цикл от генерации идеи до отправки заказчику. Я не заводчанин, мне не надо быть на проходной в 8:00 (хотя в помещении, где я снимаю студию, эта самая проходная есть).

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от G O L O V A S C H E N K O (@lust_gl)

— Сколько времени может уйти на одну картину?

— По-всякому. Иногда один день. Иногда полгода-год. Я могу раз в неделю прийти, а могу каждый день писать.

— Обижаешься, когда говорят «нарисовала картину»?

— Нет, но правильно «написала картину».

— Каково работать с заказчиками в Беларуси?

— Сложно. Потому что наши люди чаще всего хотят какую-то копию какой-то картины. Чаще всего это что-то из интернета: вот хочу ее себе домой. Я за это не берусь уже несколько лет, хотя раньше делала.

— Что чаще всего просят заказчики?

— Мне очень нравится, когда люди влюбляются в картины. Вот так просто: пришел на выставку, увидел, полюбил и купил. И не важно, где ты будешь ее хранить, место всегда найдется. Но реалии таковы, что заказчики чаще просят написать что-то под интерьер. Тогда я выезжаю на место, фотографирую помещение, мы вместе работаем над идейной составляющей и концептом. Но чаще это делают дизайнеры, а я уже работаю непосредственно с ними в команде. Мне процесс (приехать, посмотреть) не доставляет удовольствия, я больше люблю генерировать идеи и воплощать их.

— Это творчество или способ заработка?

— Ну как сказать… И творчество, и способ заработать. Я иногда разделяю. Сложно сказать, смог ли бы художник зарабатывать в Беларуси без дополнительных заказов. Может, и смог бы. У нас в стране все же есть популярные художники, которые нормально живут, концентрируясь исключительно на творчестве.

— От каких заказов ты отказываешься?

— От очень многих. Чаще всего просят портреты по фотографиям. Отказываюсь. Вот жену человек не так давно просил написать. В принципе, отметаю все заказы, которые мне по каким-то причинам не нравятся. То же самое, когда понимаю, что писать это мне будет в тягость.

— Самый странный заказ, который тебе поступал?

— Самый глупый заказ, который не состоялся. Приехала в квартиру, где еще не было ремонта. Хозяева долго-предолго пытались объяснить какими-то абстрактными конструкциями, чего хотят. Я искренне старалась понять, много думала, анализировала. Но потом оказалось, что все это надо написать за $200. Потому как «больше тратить не хочется». Я рассудила, что искусство должно стоить дороже. Собственно, на этом все и закончилось. Предложила им сделать простой принт или найти другого исполнителя.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от G O L O V A S C H E N K O (@lust_gl)

Из тех заказов, которые выполнила… Бывает, работаешь, все всем нравится. Тебе говорят: «Вот тут линия должна быть ровной». Ну окей. Я вывожу ровную линию, отдаю заказчику. У него по договору есть десять дней, чтобы оспорить. И вот на девятый день мне звонят: «Слушайте… Линия какая-то не такая…» Ну, это история с хорошим концом, я быстро все забрала и исправила.

Эротика, натура, странные

— Краски дорогие?

— Затраты на картину не очень большие. Сейчас это все доступно. Средний холст — примерно $70. Мне кажется, это максимум.

— Про «что хотел сказать художник» спрашивать вежливо?

— Давай попробуем.

— Откуда столько эротики в картинах?

— Не знаю… Я люблю женщин. Мне очень нравится женственность, женская красота. Всегда примечаю красивых девушек и думаю: «Вот тебя надо нарисовать». Я могу выловить кого-то в Instagram, написать в директ. Мол, вот у меня есть идея, если человеку нравится, можем сделать несколько снимков в фотостудии, по которым я потом стану писать картину.

Сейчас уже мало позируют. Хотя найти натурщика, если он действительно нужен, не очень сложно. Позвонил знакомым, попросил — все. Если говорить о натурщиках, которые работают, допустим, в Академии искусств со студентами, это какие-то смешные деньги. Не помню точно, но суммы действительно незначительные.

Во многих вузах учебный процесс предполагает работу с натурой. Но не для всех художников она в итоге нужна. Немногие сталкиваются с таким детальным написанием фигуры человека. Понимаешь, сейчас век идей. Они важнее исполнения.

Восприятие моих картин вообще разное. Однозначной реакции на искусство нет. В основном, мне кажется, людям нравится. Хотя я не уверена. Комментарии в духе «срамота» наверняка есть. Но у нас же далеко не каждый может сказать тебе в лицо то, что думает.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от G O L O V A S C H E N K O (@lust_gl)

— Так все-таки что хотел сказать художник?

— Ничего. У меня нет какой-то суперглобальной идеи, будто я хочу поменять общество и привнести в мир свою лепту. Просто нравится. Вот мы смотрим с тобой на картину, а это серия. Мне хотелось показать, как воспоминания выглядят у нас в голове спустя какое-то время. Либо какие-то наши фантазии… Знаешь, хотелось найти разницу между нашими прошлыми воспоминаниями и нынешними мечтами.

Концепт был такой: если представлять время как линию, как вектор, то у нас есть прошлое, будущее и нынешнее местоположение. Если изменить фокус, посмотреть по-иному, у нас не будет ни прошлого, ни будущего. И если привыкнуть и начать думать о времени как о плоскости, очень меняется картина мира.

— После всего этого скажи, пожалуйста: почему художники такие странные?

— Наверное, многим художникам трудно поддерживать реальность, потому что они очень много работают с иррациональными образами, с идеями. Всего этого не существует в реальном мире. Ты что-то придумал в голове, и это иррациональное стало рациональным — то есть картиной. Многим трудно поддерживать баланс. Хотя лично мне не очень сложно возвращаться в реальный мир после дня работы. Я очень земной человек. Хотя, если посмотреть на историю искусства, многие успешные художники теряли связь с реальным миром. В творчестве это идет только на пользу.

Вдохновение, Малевич, голодный

— Легко найти вдохновение?

— Да. Это хорошее ощущение, в котором приятно жить. Безусловно, бывает ступор. Если такое случилось, надо позаниматься чем-нибудь другим. Переключиться.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от G O L O V A S C H E N K O (@lust_gl)

— Алкоголь помогает вдохновению?

— Мне нет. Я не пью. Бокал вина могу позволить себе иногда, но это не мое.

— Почему среди творческих людей так много пьющих?

— Алкоголь — самый доступный из наркотиков.

— Можно научиться рисовать без таланта?

— Как показывает школа, да. Это же просто способ самовыражения. И сейчас, мне кажется, неправильно оценивать картину с точки зрения «красиво» или «некрасиво». Сейчас люди пересматривают свое отношение к искусству. Почти все музеи хотят научить человека ловить ощущение от картины. И пополнять свою копилку ощущений. Разнообразить свой внутренний мир.

— «Черный квадрат» Малевича — крутой?

— Крутой конечно.

— Почему?

— Потому что цепочка событий в творчестве Казимира складывалась так, что без «Квадрата» ничего бы не произошло. Наверное, если просто уставиться на эту картину, ничего не поймешь. Она, наверное, не привлечет. А если знать предысторию и биографию автора, ощущения совершенно иные. Но этот метод не очень подходит для оценки современного искусства. На него я смотрю совершенно другими глазами.

— А что нарисовано на «Черном квадрате»?

— Черный квадрат, там все понятно.

— А как оценивать современное искусство?

— Сейчас время, когда ты можешь сделать абсолютно все. Если использовать критерии «красиво» и «некрасиво», многие ничего не поймут. Максимум скажут: «Ой! Какое-то оно непонятное!» Воспитательная функция искусства состоит в том, чтобы избавиться от этих категорий и понять, что искусство — это инструмент для познания себя. В общем, можно начать оценивать искусство с точки зрения «интересно» или «неинтересно». Что ты испытываешь, наблюдая за этим полотном? Какие у тебя ощущения? Испытываешь ли ты интерес?

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от G O L O V A S C H E N K O (@lust_gl)

— Работой художника можно себя прокормить?

— Можно. Интерьерные заказы — это в районе $1000 за картину. Самый ходовой размер — это 70×100. Вот прямо квартирный, домашний вариант. Но я люблю форматы побольше.

— Художник должен быть голодным?

— Считаю, что нет. Я зарабатываю нормально и ем хорошо.

— Почему картины стоят так дорого?

— Как думаешь, стоимость картины всегда равна ее ценности?

— Нет.

— Да. Если на моей картине стоит определенный ценник, значит, она столько и стоит. Если бы мои работы не продавались, то выставлялись бы дешевле. Сперва был маленький икс, потом я поняла, что спрос есть, поставила икс побольше, но хочу продавать еще дороже. В среднем сейчас моя картина стоит $1000—1500. Я хочу больше. Гораздо больше.

— $100 000, $150 000?

— Можно больше. Думаю, я успею за эту жизнь.

«Инста», грудь, $1500

— Instagram помогает продавать картины?

— Я достаточно недавно открыла для себя Instagram и поняла, что это очень хороший ресурс. Сейчас я на него трачу больше времени. Пока что он работает.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от G O L O V A S C H E N K O (@lust_gl)

— Как вяжется твой образ в Instagram с творчеством?

— Так и вяжется, мне комфортно. Есть творчество, есть «инста», есть я. Я вожу ребенка в сад, занимаюсь бизнесом и чувствую себя нормально.

— Откуда у девочек, которые занимаются творчеством, склонность раздеваться?

— Я знаю, чего я хочу от жизни, никогда не лезу в чужую и не люблю, когда лезут в мою. Поэтому не смогу ответить за других. Моя личная страница — это не только о творчестве: там семья, социальная жизнь и прочее. Мне нравится такой формат, мне нравится, когда в человеке сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи. Но эти вещи находятся в балансе и подчинены контролю.

— Предлагали рисовать грудью?

— Мне нет. А вот я предлагала — в шутку, конечно. Есть у меня одна знакомая, ходит в мою школу учиться. Так вот, ей это очень подходит! Говорю ей: ты бы сделала карьеру, если бы рисовала грудью. У меня характер другой, я же в магистратуре учусь (смеется. — Прим. Onliner), а она более легкая, что ли! Я бы не хотела, чтобы мои картины продавались только потому, что написаны грудью. Это как раз про то, что в произведении искусства присутствуют форма (исполнение) и содержание (идея, смысл). Так вот, «про сиськи» — это про форму, чтобы скрыть отсутствие содержания. Хотя и на такие работы, наверное, ведутся. Такие же.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от G O L O V A S C H E N K O (@lust_gl)

— Как продать свою картину?

— Не знаю. На все площадки, которые действительно продают картины, очень тяжелый вход. Но чем он тяжелее, тем дороже картины. При этом можно всю жизнь гениально писать и остаться нищим. Хотя сейчас это не очень актуально. Если в современном мире человек не зарабатывает, будучи художником, он либо переводит искусство в разряд хобби, либо бросает.

— Какой у тебя рекорд по продажам?

— $1500 за картину.

акриловая для внутренних работ, для стен/для потолков, цвет белый, степень блеска - матовая, 9 л

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by