Продавца с сертификатами обвинили в продаже небезопасной продукции на 46 рублей. И суд он проиграл

 
22 386
13 ноября 2019 в 17:54
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

В рамках политики обеспечения безопасности населения Госстандарт ведет проверки по большим и малым бизнесам страны. Одним из объектов этой проверки стало витебское ООО «Коррадина». Инспекторы составили акт о несоответствии и прописали бизнесмену платежку за проведение испытаний и, собственно, штраф. Предприниматель стал бодаться.

Речь идет о пяти зарядных устройствах и одном налобном фонарике. Столько, по полученной информации, было продано предприятием с лета 2017-го. Всего — на 46 рублей. Вся продукция — китайского производства и... была импортирована третьей компанией со всем пакетом удостоверяющих документов. Вина «Коррадины», по мнению Госстандарта, в распространении небезопасной продукции. Счет за проведение испытаний тоже приложили.

«Коррадина» написала жалобу. Мол, мы не спорим, если продукция не соответствовала требованиям техрегламента. Но «выпуск в обращение», который вменяют в вину, — это про импорт и оптовую торговлю, а не розничную. Товар ввозила другая фирма — к ней и претензии предъявляйте. А у нас несколько тысяч наименований — мы не можем проводить испытания ценой в сотни рублей на каждую единицу ассортимента, которая в среднем стоит 5—7 рублей.

Госстандарт ответил на жалобу: импортер, оптовик, розничный продавец — в статье Кодекса нет различий. Реализовывали продукцию в рамках коммерческой деятельности — значит, несите ответственность. А импортеров тоже проверим. Платите по 4-й части статьи 23.12 КоАП.

Районный суд, а затем областной заняли сторону инспекции. Хотя решение второго суда получилось менее суровым: штраф изменили с 20 базовых до 100% от реализованной продукции (вместо 510 — 46 рублей).

Предприниматель намерен обжаловать это решение в Верховном суде, вдохновившись этим примером.

— Там сказано, что Сумарев действовал в соответствии с законодательством, и не добыто доказательств наличия умысла на совершение правонарушения, — комментирует Павел Ляховский, юрист «Коррадины». — Оспаривать факт несоответствия продукции ТР ТС, вероятнее всего, бессмысленно (вряд ли лаборатория ошиблась при испытаниях), а в нашем случае — еще и невозможно. Чтобы это доказать, нужны новые испытания, а для них — образцы, а образцов у нас больше нет: был один, и тот изъят. Поставщик нам заново эту продукцию не продаст, она уже запрещена к реализации.

Сертификаты на продукцию у нас были, и это отражено в акте проверки. И наказывают нас не за отсутствие документов. Нас фактически наказывают за то, что поставщик (импортер) сделал «левые» испытания, на их основании получил вполне легальный сертификат и далее продает эту продукцию нам. А мы — потребителю. А потребитель может пострадать! Все так и есть, все верно, такая «левая» продукция пусть и с легальным сертификатом должна быть изъята из реализации. Но чья вина в том, что потребитель купил некачественную продукцию?

Мы действовали законно, осмотрительно и разумно: закупили продукцию, не включенную в перечень запрещенной, закупили у белорусского импортера с белорусским сертификатом. А Госстандарт пишет в акте, что мы не «использовали все возможности для проверки качества при приемке товаров». Это как? Купив одно зарядное устройство за 20 рублей, я, даже имея на руках копию сертификата, должен заказать испытания за 500 рублей, испытать разрушающим методом, а в итоге — получить на руки заключение лаборатории, что устройство подходящее (или нет) ,и убыток в 480 рублей! Какой-то так себе бизнес получается...

Вина состоит в невыполнении предписаний законодательства. В данном случае — требований ТР ТС по электробезопасности. Но если открыть этот стандарт, то мы увидим только обязанности производителя и импортера по обеспечению выпуска качественной продукции и проверке качества импортируемой. Мы как розничный продавец не в состоянии выполнять требования этого стандарта, да и в принципе не можем этого делать. Мы покупаем и перепродаем уже проверенную продукцию с сертификатами импортера, маленькие партии, которых даже недостаточно для проведения сертификации.