05 ноября 2019 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский

«Говорили: „Да кто в Березе будет пить кофе за 3 рубля?“». Парень вернулся домой из столицы и открыл стильную кофейню

Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский

За свои 26 лет Александр успел получить диплом экономиста, отслужить в армии конвоиром и довольно долго проработать барменом в Барановичах, а потом и в Минске. У него были хорошие чаевые, «свои» гости, перспективы и все остальные блага столичной жизни. Но в начале этого года Саша решил вернуться в родной город, чтобы делать там бизнес. Говорит, еще ни разу не пожалел.

Кофейня «Район» находится недалеко от центральной площади Березы и выбивается из всего набора заведений городка: ни тебе привычной оглушающей музыки, ни ресторанных скатертей, ни штор «с ламбрекенами». Белые стены, коньки, свитер и гитара на полке, фотозона с ковром, желтый диван и проигрыватель с пластинками (есть даже «стендапы» молодого Петросяна на виниле) — такой интерьер для многих консервативных жителей города довольно непривычен. Как и меню, в котором есть только кофе и пару десертов.

Александр открыл кофейню в марте. Пока работает один. Сам варит кофе, делает заказы, ведет бухгалтерию, убирается. «Я и менеджер, и уборщик, и официант», — смеется он. До открытия своего дела Саша учился в БарГУ на экономиста, потом служил во внутренних войсках конвоиром, затем два года отработал барменом в Барановичах и в конце концов рванул в Минск.

— Минский общепит меня разочаровал. Там тебя как сотрудника не ценят от слова «совсем», потому что на такого, как ты, найдут еще пять таких же, — говорит он. — Платили вроде бы хорошо, в Минске с чаевыми было неплохо. Но в Барановичах я зарабатывал больше даже с чаевыми. У меня был хороший поток своих постоянных гостей, которые ходили именно ко мне. Но в какой-то момент я понял, что мне ужасно надоело работать в общепите, что уже нужно решать: либо уходить на свои хлеба, либо менять сферу деятельности.

На протяжении двух лет до этого Саша уже вынашивал план открытия своей кофейни. Обсуждал эту идею на посиделках с друзьями, просчитывал себестоимость чашки кофе, аренду, примерные суммы для старта, вникал в нюансы варки, сорта и так далее.

— У меня были сбережения, которые я скопил на чаевых, поэтому решил рискнуть. На самом деле мне даже было не важно, получится у меня или нет, просто я уже не мог работать на прежнем месте, — объясняет он.

«Почему назвал „Район“? Нужно было что-то звучное и необычное»

Сначала парень обзвонил кофейные франшизы и узнал условия. Но то, что предлагали они, ему не подошло. В итоге решил открываться сам.

— Как раз выяснилось, что в центре Березы есть свободное помещение. Тут раньше был магазин игрушек, а потом он закрылся. Меня это заинтересовало, — объясняет Саша. — Береза — хорошо развитый город с крупными градообразующими предприятиями, рядом еще один город — Белоозерск. В городе есть работа, а значит, у людей есть деньги.

Перед тем как принять решение, парень изучил местный рынок. Он обошел все кафе и рестораны Березы, чтобы узнать, есть ли у них хотя бы кофемашина, не говоря уже о профессиональном аппарате для варки кофе. Выяснилось, что везде есть только кофейные автоматы и профессионально никто в городе кофе не варит. Ниша была свободна. Все обстоятельства складывались так, что Саша решил вернуться домой. Родители, конечно, обрадовались. Предприниматель зарегистрировался в исполкоме, оформил договор аренды и взялся за ремонт. Строительные работы делал с помощниками, а вот интерьер продумывал сам.

— Диван — старый советский, я его просто перетянул. Коньки и гитара — сестры, свитер — отца, книги — дедушки с бабушкой, приемник — тоже их, — говорит Саша. — Проигрыватель принес один из клиентов, он его просто выбросить собирался. Ковер на стене, возможность печатать фото из Instagram, настолки, пластинки — все это собиралось потихоньку.

Много советских вещей? Я знаю, что у моего поколения такие вещи вызывают эмоции. Ко мне первые три месяца люди заходили и восклицали: «О, у меня такие часы висели, точно такой ковер!» И сразу человек к тебе расположен, эмоции положительные, а это важно. Сейчас людям не нужны пафосные заведения. Все хотят, чтобы было просто и понятно.

Почему «Район»? Нужно было что-то звучное и необычное. Сейчас модные места имеют хайповые и индустриальные названия: «Дэпо», «Лавка», «Песочница» и так далее. Сейчас в тренде «макскоржевская» тема.

Саша говорит, что старт ему обошелся в сумму гораздо меньшую, чем если бы он открывался в Минске: на всё про всё ушло до $10 тыс. в эквиваленте. При этом в рекламу он денег не вкладывал.

— Перед открытием мы пустили слух в группе «Подслушано Береза». Ох, там была куча комментариев, советов, обсуждений, — смеется парень. — Также мы завели свой аккаунт в Instagram. Я понимал, что наша целевая аудитория — это люди 15—30 лет, которые как раз и сидят в этой социальной сети, так как VK сейчас упал.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Кофейня « Р А Й О Н » (@rayon_coffee)

В день открытия мы работали без вывески, и все равно был хороший поток людей. Это все публика из Instagram. Кстати, сейчас у нас 1800 подписчиков — это очень хорошие показатели для 30-тысячного городка. Причем это вся живая и активная аудитория. То есть мы сделали упор на соцсети и не прогадали.

«Береза — довольно дорогой город, тут однокомнатную квартиру сдают за $100»

Первое время клиенты присматривались к меню и заказывали стандартные эспрессо, американо и капучино. Саше пришлось чуть ли не несколько месяцев объяснять покупателям, что такое раф и флэт уайт, и просто уговаривать попробовать их.

— Сейчас уже заходит, люди распробовали и активно покупают. Очень ходовой сейчас халвичный латте — полюбился клиентам, — объясняет предприниматель и попутно варит кофе. — У меня зерна белорусской обжарки, это не стопроцентная арабика. Люди иногда просят именно ее, но я думаю, что они привыкнут к этому вкусу. Летом был безалкогольный мохито с лаймом, мятой, содовой и льдом, а также айс-латте, эспрессо-тоник, бамбл кофе и несколько лимонадов на натуральных сиропах, которые готовил сам (малиновый, облепиховый, имбирный и т. д.). 

Я вообще все стараюсь делать ровно по классическим рецептурам. Нет ничего лучше классики. Это правило, на мой взгляд, действует как в коктейлях, так и в кофе. Круассаны мне доставляет одна из минских фирм, это полуфабрикаты шоковой заморозки, я их уже здесь сам выпекаю. Были еще сэндвичи, которые я сам готовил, но пока временно отказался от них. У меня есть еще один зал — как только его отремонтируем, там, возможно, вернемся к сэндвичам.

Также изначально горожане не совсем понимали, как может быть так, что в кофейне продаются только кофе да пару десертов — и больше ничего. Предприниматель говорит, что пришлось приучать клиентов к тому, что можно просто взять кофе и общаться, играть в настолки и приятно проводить время.

— Традиция тусоваться, пить кофе, играть в настолки уже потихоньку возникает, — рассказывает предприниматель. — Есть ребята, которые приходят играть через вечер, есть те, кто каждый день заходит за кофе. Таких людей уже достаточно много. Для многих на выходные не зайти на «Район» — это как-то даже не нормально.

Ценник у парня стартует от 2,5 рубля. В среднем же кофе стоит 3—4 рубля. Почти как в Минске. Саша объясняет: ориентировался на Барановичи и Брест.

— Береза по ценам сопоставима с этими городами. Тут однокомнатную квартиру сдают за $100 — и в Барановичах тоже за $100, — говорит он. — Хотя в Барановичах 200 тыс. населения, а здесь — 30 тыс. Береза — довольно дорогой город. Видимо, это пережитки военной авиабазы, которая раньше дислоцировалась здесь.

«Кофейня окупилась за полгода»

Несмотря на, казалось бы, столичные цены, в среднем «Район» каждый день продает по 60 чашек кофе. Предприниматель объясняет такой спрос тем, что старается держать высокую планку в плане качества.

— Просто людям нужно предложить хороший продукт — и они будут покупать его. Я готовлю как себе. У меня всегда было такое отношение к работе. Не могу схалтурить, мне важно, чтобы люди заценили и потом вернулись, — объясняет Саша. — Когда приходят гости из Москвы, Минска, Бреста и других городов, то говорят: «Все круто». Недавно был момент на осенней ярмарке. Мужчина заходит — и такой: «Ну давайте, порадуйте меня вкусным кофе». Попутно мы разговорились, он рассказывал про кофейную культуру в Украине. Оказалось, он ценитель. Я варю ему кофе и думаю про себя: как бы это узнать, понравилось ему или нет? Через час он пришел, заказал кофе еще раз и сказал, что все отлично: мол, продвигайте тему.

Предприниматель и сам не ожидал, что сможет окупиться за полгода. А ведь бизнес только развивается.

— У кого-то есть цель зарабатывать космические деньги, а у кого-то — делать свою движуху. Так вот я за свою движуху. И это работает, — рассказывает он. — Денег на жизнь мне хватает. Не баснословные заработки, но пресловутые «по пятьсот» имею. Да, перейти от работы на дядю в свое дело довольно сложно, пришлось выйти из зоны комфорта. Мне давали много советов, предостерегали. Очень часто говорили, что в Березе этот бизнес не пойдет. Скептично так добавляли: «Ну кто в Березе будет пить такой кофе и есть круассаны?» Но вот, пожалуйста, я по 60 чашек в день варю.

рожковая помповая кофеварка, 1350 Вт, корпус металл/пластик, капучинатор ручной, используемый кофе: молотый/чалды, цвет черный

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by