История. Усаживайтесь поудобнее. В начале века на баланс госпредприятия «Белаэронавигация», которое заведует всем движением по отечественному небу, упали областные аэропорты. Весьма грустное и обременительное зрелище на тот момент. Вместе с аэропортами достались их ощутимые долги, которые пришлось закрывать. В итоге за последние 10 лет в развитие аэропортов вложено около $70 млн, все привели в соответствие международным требованиям и даже переоборудовали «взлетки». Последнюю планируют открыть в Гродно в 2020-м. Просто директор очень настаивал, чтобы по завершении реконструкции там спокойно мог приземлиться Boeing-747. А если в вашем порту садится подобного рода громадина, значит, сядут почти все остальные. То есть регион автоматически открывается миру.
Именно в Гродно, согласно республиканской концепции развития областных аэропортов, планируется сделать отечественную базу лоукостов. Подобного рода перевозчики — это, надо думать, основной источник роста наших воздушных портов. «Белавиа» нарастила и продолжает наращивать пассажиропоток, хотя самолетов у нее пока небогато. И одному богу пока известно, что будет с забракованными «максами», взятыми в лизинг нацперевозчиком.
В общем, под такую музыку решили поинтересоваться гродненским аэропортом у знающих людей.
Первый знающий человек — Иван Герловский, замгендира «Белаэронавигации» по экономическим вопросам и идеологической работе. Говорит, раньше слово «лоукосты» никто даже не произносил. Но молодые руководители департамента по авиации пытаются менять ситуацию.
— Общались с литовцами, которые занимались оформлением лоукостов в своей стране. Контактировали с литовцем же Александром Ланецким — он занимается привлечением подобных компаний на государственном уровне. При участии этого человека Ryanair открылся в Украине.
Мы не раз были в Литве, очень понравился их менеджмент. Были в Каунасе. Нас завели на вышку, когда как раз приехал автобус из Минска — 40 человек белорусов прямо под рейс.
— Ваших пассажиров.
— Ты смеешься, а я плачу. В общем, при нас этот самолет прилетел, за 30 минут загрузился и улетел. История-то какая, соседи (Украина, Литва и Польша) забирают у нас от 300 тыс. до 600 тыс. человек ежегодно. От этого теряют не только национальный аэропорт и «Белавиа», от этого теряют все!
«Нам нужны лоукосты, чтобы сократить количество людей, пользующихся аэропортами сопредельных государств»
Теперь к тому, как эту проблему собираются решать в Беларуси. Все началось 26 ноября 2017 года, когда президент посещал Брест и Брестскую область. В итоге родилось поручение по загрузке областных аэропортов.
— После этого все сдвинулось с места. С департаментом провели в Гродно выездное совещание. Там присутствовали главные по транспорту всех областей. Выступил упомянутый мной Ланецкий со своими партнерами, рассказали они про лоукосты. Все засыпали выступавших вопросами.
— А Ланецкого пригласили вы?
— Да. Мы подписали договор о сотрудничестве. Пока человек работает на энтузиазме. Но это не суть. Вопрос следующий. Все области поддерживают идею лоукостов. Но есть законодательство, согласно которому приход подобных компаний должен быть согласован с департаментом по авиации. Понимание есть. И я считаю, если не будет лоукост-компаний, больше к нам никто не полетит.
— Почему?
— Потому что речь идет об областных аэропортах. Там сейчас работают только чартерные программы «Белавиа»: Турция, Египет, Болгария, Черногория, Тунис. Рост пассажиропотока завидный. К началу нынешнего года он составлял 400%, если не больше. Но есть другой показатель. Знаешь, какая загрузка областных аэропортов?
— Нет.
— Областные аэропорты загружены на 7—10% своих мощностей. Представляешь, какие возможности есть у страны? Нам нужны лоукосты, чтобы сократить количество людей, пользующихся аэропортами сопредельных государств. Я говорю коллегам: «Чем мы рискуем? Если лоукост перевезет за год пусть 50 тыс. человек, никакого вреда „Белавиа“ не случится, а государство заработает».
Раньше гродненский аэропорт располагался в деревне Королино, невдалеке от озера Юбилейное. Ну то есть рядышком. Сейчас там базируются МЧС и гродненский аэроклуб. Новый аэропорт ввели в эксплуатацию в 1984-м. Годом ранее состоялся технический рейс.
Анатолий Купрашевич начинал карьеру в Королино. Руководил полетами. Сам из Гродно. Окончил летное училище в Риге. Распределение отправляло во Внуково. Парень не захотел и отправился домой. Окончил академию гражданской авиации в Ленинграде для топ-менеджмента СССР. Теперь директорствует в аэропорту. Официально это зовется гродненским филиалом «Белаэронавигации».
Слева от трассы виднеется огромная заброшка, в которой советские архитекторы хотели разместить терминал аэропорта. Проект предполагал даже телескопические трапы. Но сперва закончился Советский Союз, а потом и стройка. Заброшка находится на балансе облисполкома. Говорят, ее предлагают за 1 базовую, но никому не надо.
Нынешнее здание — изначально техническое. Никто его и близко не планировал делать аэровокзалом. Но жизнь распорядилась иначе. Теперь на первом этаже налажена вся инфраструктура для вылета-прилета. Под рейсы работает кафе. Директор ратует за расширение накопителей. Минское начальство его поддерживает. По идее на новых площадях можно будет разместить Duty Free, которых пока нет ни в одном региональном аэропорту. Хотя с учетом роста пассажиропотока давно пора. На сентябрь он составляет 210% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— Смотрите, лоукост-компания всегда стремится сократить расходы. Предполагается, что аэропорт должен самостоятельно заработать те деньги, которые ему недодал лоукостер. На чем? Рестораны, «дьютики», аренда площадей, гостиница, парковка, да даже спа. То есть аэропорт, который сотрудничает с лоукостами, сам думает, как заработать, — дает расклад директор. — Сегодня для нас это не является какой-либо проблемой. Аэропорту выгоден сам факт появления лоукостов. За аэронавигацию они в любом случае заплатят, за топливо рассчитаются!
«Мы в областных аэропортах можем продавать услуги даже по себестоимости. Все равно стоим незагруженные»
Что касается скорости обслуживания (основное требование лоукостов), мы изучили опыт литовских и польских аэропортов. Стоянка в среднем занимает 30 минут. У Ryanair иногда даже доходит до 25. Мы проводили тестовые испытания и вкладываемся в это время.
— Как проводили?
— Допустим, задержка чартера из-за погоды. Когда он приходит, включаем максимальные скорости и все делаем качественно за время, требуемое лоукост-компаниями. Не критичные показатели. Справимся.
Про деньги, которых всем очень хочется. Сделали предположение, в «Белаэронавигации» нас никто не исправлял. Полное обслуживание одного самолета без топлива стоит в гродненском аэропорту порядка $5000. Это примерно 15—16 видов наземных услуг. Лоукосты выбрасывают из этого перечня очень много пунктов, максимально снижая цену. Это если иностранный самолет, для белорусов совсем другие цены. Коммерческая тайна. Но, говорят, скидка просто атомная.
В «Белаэронавигации» все прекрасно понимают, что снять с лоукост-компаний заявленную пятерку точно не получится. Беседуем по этому поводу с главой гродненского филиала.
— Момент по цене. У вас обслуживание стоит в районе $5000.
— Без заправки.
— А с заправкой?
— В зависимости от количества топлива. Любой договор с любой компанией — это коммерческая тайна. Есть официальные данные, которые прописаны во всех мировых аэронавигационных сборниках. Но если я захочу летать в Гродно, то первым делом отправлюсь в Минск (в департамент по авиации), там получу разрешение на полеты, потом пойду в «Белаэронавигацию» (и там в главном офисе заключу соглашение). Какие там будут итоговые цифры — результат переговоров сторон.
— То есть они могут быть меньше вашей стандартной пятерки?
— Конечно! Это мировая практика. Достижение цели зависит от нашей гибкости. И я двумя руками за максимум уступок для авиакомпаний. По-другому мы их не заманим, не привлечем к себе. Аналитики лоукостеров работают по Беларуси. Разные компании шлют запросы.
Если бы в стране действовал режим открытого неба, вести бизнес было бы проще. Европа им пользуется. А у нас должен быть паритет по ценам, рейсам и прочим делам.
Герловский, в свою очередь, отмечает, что лоукосты готовы к сотрудничеству с любым аэропортом страны, но ставят условие по вылету из Национального. Допустим, три рейса из областей и один из столицы. Правда, в Национальном аэропорту Минск о желании сотрудничать с лоукостами никто пока не говорил.
— Мы в областных аэропортах можем продавать услуги даже по себестоимости. Все равно стоим незагруженные, — отмечает Герловский.
— То есть вы в Национальный аэропорт упираетесь?
— Мы ни в кого не упираемся, я вам про области рассказываю и требования лоукост-компаний. В общем, думают они. А главный вопрос для таких перевозчиков — политика открытого неба. Грубо говоря, это значит «когда захотел, тогда прилетел». А у нас работает разрешительная система. Сперва подписывается соглашение о регулярности авиасообщения, нашими властями выдается соответствующее разрешение. Иностранцы порой говорят, мол, когда будет открытое небо, тогда и рассмотрим ваш вариант.
«Некоторые мои коллеги говорят, что лоукосты нанесут ущерб нашей экономике. Но кто-нибудь считал этот ущерб?»
Но мне кажется, что они все равно к нам придут. Беларусь — выгодная точка. Брест, Гродно — им очень интересны приграничные аэропорты. Приезжали как-то китайцы, интересовались Могилевом и Гродно. У них цели очень конкретные. Для меня, как представителя «Белаэронавигации», главное — разрешение от департамента по авиации. Если оно есть, мы договариваемся с перевозчиком об условиях, и все. Поверь, договоримся, не волнуйся. Ценовая политика областных аэропортов устраивает лоукост-компании.
В «Белаэронавигации» отмечают, что проявляли инициативу самостоятельно. Письма уходили в Ryanair, Wizz Air, easyJet, airBaltic. Была еще тема по российской «Победе». Белорусские тарифы их устроили, но перевозчик не договорился с Национальным аэропортом.
Еще несколько лет назад Ryanair и Wizz Air облетали нашу территорию, хотя обеим компаниям логистически это было невыгодно. Теперь отношения потеплели. В месяц через страну пролетают 180—300 рейсов этих перевозчиков. Все это доход государства.
— Контакт есть. Переговоры идут в дружеском ключе. Мы предоставляем все цены, отвечаем на все вопросы. Лоукост-компании изучают наше предложение. Говорить будет сложно. Там потребуется заключать трехстороннее соглашение. Потому что Ryanair зарегистрирован в одной стране, самолеты их — в другой. Это работа авиационных властей, — отмечает Герловский.
Директор гродненского аэропорта, в свою очередь, упоминает власти местные:
— Исполнительная власть очень заинтересована в этом. Губернатор владеет всей информацией до тонкостей. Все его замы неоднократно здесь были и все знают. Люди в теме. Мэр города — тоже. Еще года два назад он пришел ко мне с вопросом по лоукостам. Я разложил ему всю экономику. Глава города сказал, что круто. Это не процесс, который предполагает внутреннюю борьбу. Вся область заинтересована в международном авиасообщении.
Купрашевич иллюстрирует масштаб проведенной работы списком встреч, переписок и переговоров с компаниями и авиационными властями различных стран.
В пользу лоукостов свидетельствует интерес к белорусским аэропортам соседей из России. Их процент среди пассажиров в Могилеве и Витебске достигает 20—30. К слову, региональные вылеты советуют и минчанам. Говорят, по некоторым направлениям можно сэкономить до $150.
Нынешняя полоса гродненского аэропорта не позволяет принимать самолеты вроде Boeing 737-800 на 189 пассажиров. Чем больше человек в салоне, тем дешевле билет. В настоящее время в Гродно могут приземлиться только 737-300 и 737-500 на 126 и 146 пассажиров соответственно. Экономическая разница в доходе компании с учетом каждой классификации составляет примерно $10 тыс.
Полосой занимаются россияне из конторы «ЛенАэроПроект». Директор аэропорта настаивал на удлинении до 3000 метров (сейчас 2560). Минимальная ширина для посадки Boeing 747 — 45 метров. В Гродно пока 42.
Проектное решение по полосе будет представлено в НТС (научно-технический совет) департамента по авиации на согласование. Гродненский аэропорт, несмотря не ремонт, закрываться не будет.
— Нам надо, чтобы к нам больше летали, — настаивает Герловский.
— И во что вы упираетесь?
— Чтобы аэропорты не простаивали, мы готовы на любую форму сотрудничества, но есть процедуры, не зависящие от «Белаэронавигации» Разрешениями и согласованиями на уровне государств занимается департамент по авиации. Но там есть понимание. Некоторые мои коллеги говорят, что лоукосты нанесут ущерб нашей экономике. Но кто-нибудь считал этот ущерб?
— А есть конфликт с «Белавиа» по этому вопросу?
— Нет, у нас договорные отношения, мы благодарны, что они летают из областей. Это поддержка для аэропортов.
В других странах многие рейсы дотируются местными и другими властями. В своем летнем интервью руководитель департамента по авиации Артем Сикорский заявил, что Беларусь не пойдет на такой шаг.
Глава гродненского аэропорта распространяется на эту тему.
— Мы встречались с польской стороной. Для начала нам не обязательно летать в Варшаву. Катовице, Гданьск, Краков. Не обязательно начинать с Boeing на 189 мест. Можно использовать Embraer, CRJ.
— Но это дороже?
— Но есть обоюдная заинтересованность. Плюс существуют компенсационные моменты.
— От кого, если Беларусь на них не готова?
— Законодательно ни мэр, ни губернатор не могут субсидировать рейс. Но если смотреть в завтрашний день, мы к этому придем. Есть же интересы региона и государства в целом.
— Когда это случится? Вы же понимаете, что законопроекты не рассматриваются за день.
— Понимаю. Но я вижу ситуацию, я вижу большую заинтересованность региона.
— Какую перспективу по субсидированию вы рисуете?
— Я не законодатель. Говорю как авиационный менеджер. И думаю, понимание должно быть на уровне правительства. Вопрос в загрузке. Да, мы не можем позволить себе пустых самолетов. Но если сюда придут дополнительные авиакомпании, мы получим вклад в развитие экономики.
Супер, что наши областные и городские власти это понимают. Это нужно в первую очередь региону. Это мобильность бизнеса, это движение людей. Тем более мы безвизовый аэропорт. Есть предложение, чтобы точка входа и выхода безвизового туриста могла измениться. Условно прилетел человек в Минск, а улетел из Гродно. А то ему надо возвращаться в столицу. Были такие случаи в нашем аэропорту. Он англичанин, она белоруска. Купили тур с вылетом из Гродно. Ей можно, ему нет. Потому что прибыл в Минск. Мы уже представили свое предложение по расширению прилета-вылета.
Такое чувство, если бы судьбу лоукостов в Беларуси решали в «Белаэронавигации», они бы давно летали в Гродно и другие облцентры. При этом все понимают: надо идти на максимальные услуги, чтобы начались полеты.
— Это будет большая польза для региона, — отмечает Купрашевич. — Смотрите, в Польше 16 международных аэропортов, половина обслуживают больше миллиона пассажиров. Остальные — у кого один рейс в день, у кого два. Да, у соседей много людей, которые работают в Европе. Это формирует пассажиропоток. У нас его нет. Но может появиться, если будет вестись рекламная работа. Надо понимать, что сегодня в Европе не так уж сильно продвигают Беларусь. Вы выходите во Франкфурте, а там баннер 20 на 50 Welcome to Georgia. Да, это деньги. Но привлечение лоукоста позволит, кроме прочего, рекламировать страну. Представители компании в любом случае будут заинтересованы в продвижении направления. Плюс это возможности и для белорусских авиакомпаний.
— Одной. Мы все понимаем. Так когда?
— Хотелось бы быстрее. При наличии договоренностей на уровне государств требуется минимум полгода для технической организации рейса.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by