«И тут он говорит: у мужчин мозг тяжелее женского, значит, они умнее». Молодые Столинщины о проблемах деревни, законе о домашнем насилии и смертной казни

17 октября 2019 в 8:00
Автор: Татьяна Ошуркевич. Фото: Анна Иванова

«И тут он говорит: у мужчин мозг тяжелее женского, значит, они умнее». Молодые Столинщины о проблемах деревни, законе о домашнем насилии и смертной казни

Автор: Татьяна Ошуркевич. Фото: Анна Иванова

«А если подростку наркотики просто подбросили? Можно его не сажать, а сначала поговорить», — объясняет нам Женя. За его спиной бодро бежит выпущенная кем-то свинья, слева демократично спорят гуси, а прохожие бабушки заглядывают в камеру: «Вы пра нашага хлопца здымаеце?» Мы в деревне Теребличи южного Полесья. Школа, спортивная площадка и сельский клуб — вот и все ее молодежные места. Здесь живет 14-летний Женя, который сам учится программировать. «Да, мы сидим в технике или учимся — а чем еще здесь можно заниматься?» — отвечает парень на все претензии родителей. Это разговор о поколении, которое «не имеет своего мнения, постоянно сидит в интернете и не знает, как правильно жить». Зато эти ребята могут рассказать про эйджизм от родителей, сексизм от учителей и игнорирование личного «я». Другое дело, что спрашивают их об этом нечасто. Материал Onliner — о молодежи в регионах, которая скоро возьмет страну в свои руки.

Теребличи. Женя

Это деревня в Столинском районе, в которой молодежь развлекается только тем, что гуляет по улице. Об этом нам рассказывает Женя, когда мы встречаемся в школьной библиотеке. Впрочем, об отдыхе в его случае речи особо не идет: каникул он, кажется, ждет для того, чтобы прокачаться в программировании. И коротко объясняет почему: это интересно, в целом прибыльно и перспективно. А вообще, парень показывает на своем примере, что, даже живя в месте, которое не развивается, можно много знать о жизни за его пределами и уверенно расти в своем увлечении. Мы поговорили с Женей об отношениях с родителями, эйджизме и статье 328.

Женя скромно сидит возле школьного компьютера и почти не поднимает глаз. Учителя парня говорят, он к вниманию не привык, а потому рассказывать особо ничего не станет. Но скоро окажется, что Женю недооценили: он понимает гораздо больше того, о чем его спрашивают, просто не о всем считает нужным говорить.

— Ты живешь в маленькой деревне, в которой о программировании почти не слышали. Как оно тебя нашло?

— Моя сестра уехала в Голландию, привезла набор Mindstorms, можно было собрать своего робота. Потом я решил заняться олимпиадным программированием. Съездил в Столин, занял место, пару баллов мне не хватило, чтобы пройти на область. Ну и меня это задело, я решил позаниматься еще. В 8-м классе я взял уже вторую степень в области, готовлюсь и сейчас. Я всегда выбираю то, что мне интересно, но не особо понятно: придумываю, как можно с этим работать. Летом тоже занимаюсь: дорабатываю старое, ищу новое. Ну и поступать собираюсь на программиста. На какую специальность, точно пока не знаю. Время подумать есть: я после 9-го класса не собираюсь уходить.

— Кстати, недавно предложили ввести всеобщее среднее образование. Твое мнение?

— Не думаю, что это хорошо. Когда у тебя отметки не очень, проще уйти, чем просиживать штаны до 11-го класса. Так ты уже будешь иметь профессию и специальность, сможешь работать. Если человек понимает, что в 10-м и 11-м классах ему ловить нечего, то за эти два года он мог бы уже приобрести профессию и работать.

— А что думаешь насчет распределения после окончания вуза — это нужно?

— Скорее всего, это сделано потому, что не хватает специалистов в деревнях, все хотят в город. Но если зарплата здесь будет плюс-минус такая, как там, может, это и не так страшно. Насчет заставлять — это нехорошо. Не должно быть так: вот работа — работай. Нужно давать человеку выбор, при этом изменив условия в деревне: можешь или оставаться, или поезжать сюда. Я размышлял, что можно сделать, чтобы привлечь больше молодых специалистов: хотя бы создать какие-то льготы, если ты покупаешь дом в сельской местности.

Посмотреть эту публикацию в InstagramЭто распред, детка) #onliner #belarus #teens #беларусь #школа
Публикация от oni_ne_takie (@oni_ne_takie)

— А твоя деревня вообще приспособлена для молодежи?

— Нет! Из молодежных мест у нас школа, площадка, библиотека и клуб, — говорит Женя, когда мы выходим из школы и идем гулять по деревне. — Я ходил в него, когда сдавал книжки: в одном здании с ним находится библиотека. А так у нас никто не танцует. Все приходят постоять, поболтать о глобальных, локальных проблемах. Иногда о политике начинают говорить. Но политика — это дело такое: трудно отличить, кто прав, а кто нет. В целом школьников интересует, что происходит в мире, — есть же интернет и соцсети.

В деревне ты окружен максимум своим классом, и большинство занимаются одним и тем же. Получается так: либо ты с ними, либо ты без них. Вряд ли бы я нашел здесь много людей, с которыми смог бы обсудить свои интересы. В том же в Столине гораздо больше близких мне ребят: это видно даже на олимпиадах. Если школьник из деревни что-то набирает на них, это уже событие. А если это будет человек из города, то неудивительно: у людей там намного больше возможностей.

Посмотреть эту публикацию в InstagramТеребличи - это как-то так. #onliner #teens #belarus #stolin #animals
Публикация от oni_ne_takie (@oni_ne_takie)

И у нас нужно создать среду, чтобы дети чем-то интересовались. Можно организовать кружки и ввести льготы для учителя, чтобы было выгодно и тем, кто это делает, и тем, кто этим хочет заниматься. А если кому-то интересно прогуляться — пусть будет парк, он туда сходит, или кафе — вот хорошая идея.

— Вот ты программист, а бывают проблемы с родителями типа «Не сиди так много в технике»?

— У нас по этому поводу расхождений нет. Конечно, моему отцу хотелось бы, чтобы я и с друзьями гулял… Но скажу по правде: если тебе некуда идти в таком месте, то чем остается заниматься?

Идеально, когда родители в раннем возрасте учат ребенка обращаться с телефоном, а не просто бросают игрушку: на, сиди. Каждый же использует эту возможность по-разному: кто-то видит в ней развлечение, кто-то — информацию. Если объяснять ребенку, что это не только игры и мультики, а что-то большее, оно даст результат.

— Говорят, что родители уже не авторитет для подростков. Почему так происходит?

— Это не моя история. Я всегда слушаю отца. Просто нужно, чтобы родители доверяли ребенку, и наоборот. У подростка может быть какая-то проблема, и тогда должна быть взаимосвязь, чтобы он не боялся рассказать взрослому — знать, что его поймут, услышат и помогут. Да, у ребенка меньше опыта, но мне кажется, что даже шестилетний может говорить что-то умное.

— Давай тогда поговорим о серьезном. Ты слышал о статье 328 и смертной казни?

— Читал статистику. Что делать, если у 14-летнего находят грамм марихуаны? Ему могли это подсунуть. Думаю, имеет смысл определить, может, этот парень вообще не в теме: спросить у учителей, окружающих. Сначала можно провести профилактическую беседу — просто поговорить с человеком, а потом уже сажать.
Посмотреть эту публикацию в InstagramКороче, в Теребличах считают, что смертная казнь вообще не норм. Ну или только Женя) #onliner #онлайнер #belarus #беларусь #teens
Публикация от oni_ne_takie (@oni_ne_takie)

Что касается смертной казни, это высшее наказание. Никто не имеет права отбирать у вас жизнь. Вдруг человек хотел исправиться, но его лишают этой возможности? Вот если не хотел, тогда нужно просто увеличивать срок, но смертная казнь — это не выход.

С прогулки мы возвращаемся снова к школе. У Жени уроки, потому мы отпускаем его учиться, прощаемся и садимся в машину. Кажется, на пути у нас тот самый город, о котором так мечтательно говорил парень. Это Столин, привет.

Столин. Маша и Вика

С девушками мы тоже договариваемся гулять по молодежным местам. Их здесь больше, чем в Теребличах: есть кинотеатр, городской парк и спортивно-развлекательный комплекс «Аквамарин» с кучей спортивных секций и очень дорогой пиццерией.

Посмотреть эту публикацию в InstagramКстати, о местах в Столине. Ничего особенного, город как город) есть старая камера, за нее лайк. Все) #onliner #онлайнер #belarus #stolin #teens
Публикация от molodye_derzkie (@molodye_derzkie)

Маша встречает нас у здания 2-й школы. Девушка учится здесь в 10-м классе и собирается поступать на факультет международных отношений на юриста. Сейчас она переживает, что может не пройти на бюджет: там слишком высокие баллы, а на платное как-то вообще не хочется. Поэтому Маша чуть-чуть грустная и задумчивая.

По пути мы встречаем 11-классницу Вику. Кажется, эта девушка повеселее: жизнь заставляет ее брать все от последних спокойных месяцев. Уже скоро у выпускницы начнется настоящая нервотрепка — все силы будут брошены на поступление в иняз. Но пока это далеко, стресса не ощущается, и мы спокойно гуляем по осеннему городу, болтая о жизни.

О школе, работе и зарплатах.

Девочки в общем своей школой довольны — говорят, им нравится, что большинство учителей на них не кричат: когда тебе не страшно, тогда хочется учиться.

— У нашего директора такая позиция, что на ребенка нельзя кричать, — начинает рассказывать Вика. — Нет запугивания и авторитарности, вы общаетесь на равных — все хорошо. Ну а что касается отметок по учебе, они не важны — не показывают, как ты приспособлен к жизни и можешь выходить из стрессовых ситуаций. Но вот насчет высшего образования я уверена: оно нужно. «Вышка» придает уверенности, как красивое нижнее белье.

Маша же в общем беспокоится о своем карьерном успехе. Говорит, хочет выступать на стороне правосудия, а потому счастливым будет считать то время, когда заслужит уважение от коллег. Правда, к работе у нее тоже есть свои требования.

— К графикам занятости я вообще отношусь скептически. Могу заниматься одним, а через две минуты — другим, потом вернуться к делу. Если мне поставят режим, я такое не выдержу. Нужно, чтобы человек вовремя приходил на работу, но его деятельность была разная, чтобы он спокойно мог отдохнуть. Главное — просто выполнить работу до установленного времени.

По зарплатам… Я смотрела средние заработки юристов в Минске — 700—900 рублей. Этого вполне достаточно, если не снимать квартиру. А вот с квартирой нужно хотя бы 1200 рублей. Вот другое дело, что в Столине люди получают недостаточно.

Вика же считает, что, если люди хотят чего-то достичь, они найдут способ это сделать даже в маленьком городе.

— Захотели бы — заработали бы, — говорит она. — Я и сама подрабатываю — в среднем получаю 80 рублей в месяц. Могу платить за репетиторство, телефон и ноутбук. Когда родители уехали на две недели, я пожила одна и поняла, что меня не очень устраивают их порядки. Мне захотелось быть самостоятельной.

— А из-за чего у молодежи чаще всего случаются ссоры с родителями?

— Многих из них волнует, как человек выглядит, — говорит Вика. — Мне кажется, эти люди несчастны. Потому что если человеку нужно о себе заявить, то он найдет способ. Тут уже стоит вопрос, как это будет: во благо себе или во вред. Думаю, лучше выражать себя через окрашивание волос и татуировки, чем через наркотики. Очереди за «айфоном» и кроссовками — оттуда же. За любыми материальными вещами кроется смысл, и, если это новое будет, они ощутят себя не такими потерянными.

— Иногда родители злятся, что я могу поучить два-три предмета — и пойти погулять, потом вернуться и доучить. Они хотят, чтобы все было сделано сейчас — тогда ты можешь быть свободен, — рассказывает Маша. — Не понимают, что нам нужно переключать внимание. Да, хотя бы на гаджеты.

Я вообще с ними на какие-то личные темы не говорю. Могу обсудить с мамой, как прошел день, и все. Может, я просто не знаю, как подобрать слова, чтобы они были понятны ей. Но обычно я говорю одно — она слышит другое.

От темы отцов и детей мы переходим к важным вопросам — на очереди у нас разговор о непринятом законе о домашнем насилии и феминизме. Что слышала об этом молодежь в Столине?

— Это ненормально, что ты просто можешь заплатить и дальше кого-то бить, — комментирует Маша. — Никакие деньги не могут оправдать то, что ты поднимаешь руку на человека. Насилия быть не должно. Если это не будет в норме с детства, в обществе такое перестанут принимать за порядок вещей.

— Об этом надо говорить и делать упор на учителях, чтобы они рассказывали в младших классах: когда мальчик дергает девочку за косичку, это ненормально, — считает Вика. — А если учитель говорит что-то наоборот, он сразу опускается в моих глазах, несмотря на его авторитет.

Сегодня я доказывала учителю, что не только мужчины добились каких-то высот в науке и искусстве. От этого не хочется ходить на предметы, стремление к учебе пропадает. Человек, с которым я спорила, утверждал, что у мужчин мозг на несколько граммов тяжелее, значит, они умнее. Если ты учитель, ты половину своих учеников угнетаешь, когда говоришь: «Зачем тебе куда-то идти, ты же девочка!»
Посмотреть эту публикацию в InstagramДа, сексизм в школе - это распространенный случай. Но не нормальный. Встречались с чем-то подобным? #onliner #онлайнер #буллинг #belarus #teens #girls
Публикация от oni_ne_takie (@oni_ne_takie)

— Вы слышали что-нибудь о законе об отсрочках?

— Буквально вчера поднимали этот вопрос, — живо реагирует на вопрос Маша. — Сидели в классе, один парень сказал другому: «Не будешь служить — не мужик!» — а тот отвечает: «И что? Я не вижу в этом смысла». С годами все меньше парней хотят идти в армию. Очень многие — из-за дедовщины. Они думают, что придут, а им сразу дадут по голове.

— Вы толерантные девушки. А теперь давайте помечтаем. Представьте, что вы стали крутыми работодателями, но к вам хочет устроиться человек-гомофоб. Правда, у вас есть и сотрудник нетрадиционной ориентации, избежать конфликтов будет тяжело. Возьмете его?

Вика, кажется, не понимает вопроса: какие здесь могут быть варианты?

— Я буду рассматривать только его профессиональные качества, — говорит она. — Вне работы эти люди могут разбираться, как хотят, но на работе должны искать компромиссы.

Маша соглашается:

— Это его мнение, если оно отличается от моего, это не значит, что я не буду брать человека на работу. Если он будет уважительно относиться к окружающим и не вызывать социальных проблем, все вполне в порядке.

Под конец беседы к нашему разговору подключаются еще два фигуранта. Это местные хлопцы. Они спокойно идут рядом и слушают, о чем говорят три девушки, пока не набираются смелости спросить: «Шо это у вас за разговоры такие?» — оригинальничают с заигрыванием, но так и проходят мимо.

Мы делаем ответственным за наплыв романтических чувств полесский закат и расходимся по домам.

Посмотреть эту публикацию в InstagramНашли в Столине крутых полесских девушек) #belarus #stolin #onliner
Публикация от molodye_derzkie (@molodye_derzkie)

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by