18 556
29 августа 2019 в 11:10
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: olympic.org, Влад Борисевич

Еще одна легенда белорусского спорта уходит. Екатерина Карстен объявила об окончании карьеры

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: olympic.org, Влад Борисевич

27-го числа появилась новость об отсутствии Карстен на чемпионате мира в австрийском Линце. Мол, травма, не может. После НОК стал трубить сбор на пресс-конференцию Екатерины. Чемпионат мира длится до 1 сентября. 29 августа заявляется пресс-конференция. Ясно, что повод для сходки должен быть большим. Совсем недавно в этом зале о завершении карьеры заявила пловчиха Александра Герасименя, год тому здесь же со спортом распрощалась биатлонистка Дарья Домрачева. В общем, всем стало ясно, что очередная великая белорусская спортсменка собирается заявить об уходе.

Чемпионат мира пусть и ключевое соревнование для получения лицензий на Олимпиаду (она пройдет в следующем году в Токио), однако кроме него есть еще две возможности попасть на Игры. По паре лицензий гребцы разыграют на континентальной регате в итальянской Варесе (27—29 апреля) и на финальной — в швейцарском Люцерне (17—19 мая).

Екатерина вполне могла отобраться там. Потому как в свои 47 чувствует себя в порядке. Судя по результатам, большом порядке.

— Чувствую себя довольно хорошо и достаточно сильной. Я тренируюсь рядом с молодыми спортсменами и получаю от них заряд бодрости. Живу в таком ритме уже 30 лет, и для меня это нормально — рано просыпаться и идти на тренировку,заявила белоруска сайту МОК в декабре прошлого года.

18 июля нынешнего года Карстен подтвердила свои слова победой в чемпионате Беларуси, который проходил в солнечном Бресте. Екатерина победила в лодке-одиночке, выиграв заезд у Анны Волохович из Минска (второе место) и брестчанки Александры Кирикович (третье). Ближайшие соперницы моложе почти на 30 лет. Карстен обыграла их с запасом на дистанции в 2000 метров, привезя серебряной медалистке около 25 секунд, бронзовой — более 30.

Двукратная олимпийская чемпионка планировала отобраться на свои восьмые Игры в составе одного из белорусских экипажей. Но теперь уже не планирует.

Она родилась в деревне Осечено Крупского района Минской области. Тогда носила фамилию Ходотович (сменила ее после замужества с немцем Вильфридом Карстеном). Шестой ребенок в семье, послушная и скромная. Ходила в школу за 15 км, помогала родителям по хозяйству, играла с соседскими мальчишками в футбол и хоккей. В общем, росла крепкой.

Вспоминает, что жить с большим хозяйством было непросто. Пасла коров, сушила сено, носила воду, копала, полола, заготавливала дрова. Карстен нравилось орудовать топором, правда, за это ее гонял отец. Агрофитнес, который для городских нагрузка, а для деревенских часть жизни, заложил большую базу физических сил Екатерины.

В 1987 году ее хотели видеть и в легкой атлетике, и в гребле. В школу приехали минские тренеры. Учитель физкультуры Леонид Силицкий посоветовал обратить внимание на рослую девушку. 1 сентября Ходотович предстояло пройти контрольное тестирование по легкой атлетике, а через десять дней — по гребле. Но Анатолий Квятковский, тренер по академической гребле, о которой ребенок раньше ничего не слышал, оказался убедителен и уговорил девочку не показывать хороших результатов на легкоатлетических тестах.

Однако в гребле все случилось не сразу. Первый сбор проходил в Лиде. Девочку посадили в лодку-одиночку. Она так неумело махала веслами, что несколько раз перевернулась. Тогда ее попробовали в лодке-восьмерке. Карстен после рассказывала, что слышала слова тренеров, мол, из этой ничего не получится, и завелась по полной программе.

Как итог — две победы на Олимпиадах. На Играх 1996 года в Атланте Екатерина выступала уже в одиночном разряде. В полуфинале попала в один заезд с главной фавориткой Олимпиады канадкой Силкен Лауман. Перед заездом Анатолий Квятковский предложил спортсменке схитрить, показав сопернице, что она устала, а на финише резко ускориться. План оправдался — Карстен завоевала первую золотую медаль Беларуси за время суверенитета.

Начиная с 1996 года белоруска 16 лет не сходила с пьедестала на топ-турнирах самого высокого уровня — чемпионатов мира и Олимпийских игр. Сделала паузу только в 1998-м, когда родилась ее дочь. Второе олимпийское золото Карстен привезла из Сиднея в 2000-м.

В нынешнем году Екатерина спокойно готовилась ко всем стартам в Бресте. Была там без семьи. Семья в Германии. Дочь работает с футбольным клубом «Байер», готовит проспекты, буклеты к матчам, а муж больной, невыездной (сердце, легкие, трудно дышать, ходить — Вильфрид не покидает квартиру).

Карстен несколько раз предлагали сменить гражданство, она отказывалась.

— Наверное, я патриот своей страны, хоть и живу, конечно, в Германии. Может, и тяжело назвать меня патриотом,говорила спортсменка в интервью СТВ. — Когда я вышла замуж за немца, он говорил, что лучше, если ребенок будет жить в Германии, там лучше условия для образования, и я согласилась с ним. Но, конечно, мне тяжело было уезжать из Беларуси, и когда мне предложили жить там, а тренироваться и выступать за Беларусь, я, конечно, была очень довольна.

Карстен не так давно заявляла, что даже не представляет, чем будет заниматься после спорта. От этих мыслей у нее голова раскалывается. Всю сознательную жизнь в спорте. Это определяло жизнь. Для тренерства, говорит, не хватает жесткости. Но хочется верить, все устаканится. Белорусский спорт лишился безусловной величины. Это очень торжественно и немножечко грустно.

Екатерина появилась в зале примерно в 11:05. Скромно поздоровалась.

— Хочу объявить о завершении своей спортивной карьеры и в связи с этим поблагодарить всех, кто мне помогал.

Чемпионка поблагодарила тренеров, партнеров, коллег, близких, болельщиков, журналистов. Говорила тяжело, смущалась, долго подбирала слова. После ей помогли вопросами.

— У меня сломано десятое ребро. Накануне чемпионата мира все это случилось. Пришлось не ехать. Там бы я могла выиграть лицензию на Игры. Ребро заживает долго. Требуется реабилитация. Потому решила завершить карьеру.

— Какие планы?

— Мне помогает федерация. Ищут подходящую работу, но не тренером.

— Значит ли это, что вы с семьей переедете в РБ?

— Скорее всего, буду одна здесь. Сейчас поеду в Германию, стану там с семьей обсуждать, но, скорее всего, вернусь в Беларусь.

— Почему все-таки Беларусь, а не Германия?

— Немецкий хорошо я так и не выучила. Мне тяжело, пусть и жила там долго, я просто делом своим занималась, общалась только с семьей. Поэтому мне тяжело найти работу в Германии. А тренером я не хочу. Для другой занятости нужно знать язык. Потому и Беларусь. 

— Будут еще старты, на которых разыграют лицензии в Токио. Не было мысли дождаться?

— Перед Лондоном у меня уже была такая травма. В Лондоне случился рецидив. Поэтому… Годы идут, я боялась, что может стать хуже. Оттого подумала, может быть, лучше закончить.

Екатерина отметила, что Игры в Лондоне — одно из самых неприятных воспоминаний карьеры. Но в Лондоне был боковой ветер и сильная боль (еще более сильная, чем при переломе) вновь возникла. Было обидно.

— Тогда это не вызвало особого шума. Возможно, люди даже не поверили мне по поводу травмы, а подумали, что я просто плохо выступила.

Аудитория поблагодарила легенду аплодисментами. Та скромно кивнула в ответ.

эластичная нагрузка, масса пользователя до 120 кг, 4 уровня нагрузки

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!