1471
25 августа 2019 в 7:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий

Сотни тысяч долларов, самая высокая в Беларуси сцена и лютый движ. Как Макс Корж собрал 35 тысяч человек на «Динамо»

Такого в истории независимой Беларуси еще не случалось. Отечественный артист собирает аншлаг на стадионе «Динамо» и делает это без подключения какого-либо административного ресурса и прочих хитростей, к которым мы уже привыкли за пару десятков лет. Макс Корж привел за собой на стадион 35 тысяч человек. Как это было, читайте в нашем репортаже.



Самая высокая сцена и сотни тысяч долларов на продакшн

Стадион «Динамо» пару дней назад выглядел вот так:

Все только начиналось, и масштабы предстоящего концерта представляли только те, кто занимался монтажом всей этой красоты — примерно 200 человек, которые за пять дней должны были подготовить площадку к выступлению Коржа и его команды. Артист, к слову, побил рекорд не только по проданным билетам, но и по масштабам сцены. Впервые в Беларуси монтировали конструкцию высотой в 14 метров.

Весь стадион уже устлан специальным покрытием, которое способно выдержать нагрузку в пару тонн на 15 квадратных метров.

— На монтаж у нас есть пять дней, а в некоторые дни еще и ночные работы, — рассказывает технический директор концерта Юрий. — Вообще, здесь очень серьезный размах: это первое настолько масштабное мероприятие в Беларуси. Фестиваль — это более обобщенное мероприятие, на которое съезжается много разных артистов. Поэтому вешается звук на определенное количество зрителей, делаются развлечения, свет и экраны, насколько позволяет бюджет мероприятия. А здесь есть райдер артиста и его конкретные требования, поэтому приходится делать все иначе — не так, как позволяет бюджет, а так, как нужно артисту.

Размеры сцены серьезные. Пролет сценической конструкции от края до края составляет 50 метров, сама сцена — шириной 18 метров, ее высота — 14 метров. Здесь 450 квадратных метров светодиодных экранов, световых приборов около 500, почти 200 колонок — так много в Беларуси никогда не было: сама сцена плюс четыре башни задержки. Артист хочет, чтобы звука было достаточно в любой точке. Это очень объемный заказ: здесь кроме звука, света и экранов есть очень много спецэффектов, криопушки, пиротехника.

Специалисты говорят, что такая конструкция может стоить сотни тысяч долларов. Уже после выступления Коржа у техников будет ровно два дня, чтобы разобрать все это богатство и увезти со стадиона. Потом на «Динамо» начнут приводить в порядок газон и готовиться к сентябрьским футбольным матчам.

Гонорары Коржа и едва не провалившийся концерт в Киеве

Директор концертного агентства «Атом Интертейнмент» Андрей Алексеев прилетел в Беларусь в четверг. Это агентство помогает Максу с техническими вопросами: получение разрешения, организация рекламных кампаний, билетная программа, звук, свет, милиция. В общем, огромный объем работы, который для обывателя остается за кадром. Алексеев говорит, что начал работать с Коржом по блату и у его конкурентов просто не было шансов.

— По какому-то непонятному плану мы подготовились к работе с Максом семь лет назад, когда я взял на работу одного сотрудника. Корж отработал дворцы спорта, «Минск-Арену», а мы знали, что артист работает самостоятельно и ни с кем не разговаривает. А раз не разговаривает, то и мы ему ни разу не звонили. А перед последней «Минск-Ареной» ко мне подошел мой сотрудник и сказал, что Максим хочет поговорить. Оказалось, что этот парень и Корж из одного города и дружат с детства — недавно видел фотографию, как они в рэперских причиндалах крутили у себя на родине пластинки. Парадоксальная история, которую нарочно не придумаешь.

Мы никогда не лезем к артистам, если человек не хочет с нами сотрудничать. Но мы встретились с Максимом после «Минск-Арены», поговорили и попробовали работать. Предложили ему увеличить объемы площадок в России, у него получилось. В данном проекте нас просто нанял артист на выполнение организационных функций и помощи ему в зарабатывании денег. Это не значит, что мы его покупаем и платим ему гонорар: мы просто работаем как менеджеры и делаем вещи, которые умеем.

По сути, Корж проделал путь от небольших минских клубов до концертов на стадионах за семь лет. Первым был киевский «Динамо», на который было продано 26 тысяч билетов. Правда, на выступлении были свои нюансы.

— Концерт в Украине закончился в 23:30 — в Беларуси это невозможно. Были сложности с запуском программы: 20 минут мы висели на волоске от несостоявшегося концерта. Я не знаю, что там у них произошло, но музыка не запускалась. Все были напряженные, ну а потом мы еще долго ругались в процессе, потому что по белорусской традиции предпочитаем заканчивать вовремя. В плане движа там все было хорошо, и людям нравилось то, что творилось.

Никто в Беларуси не продавал на один сольный концерт большее количество билетов. Ни белорусский артист, ни зарубежный. По словам Андрея, ближе всего к этому уровню группа «Ленинград», которая отыграла два аншлаговых концерта в «Минск-Арене» за полгода. Алексеев говорит, что гонорары Коржа сопоставимы с гонорарами «Ленинграда».

— Билетов в продаже нет уже полтора месяца. Если бы немножко больше было входов и выходов на саму чашу площадки, то, по моему мнению, на концерте в этом году было бы 50 тысяч человек. К сожалению, это невозможно, потому что есть ограничения площадки по безопасности. Билеты были проданы сразу, чтобы люди в следующий раз позаботились об их покупке заранее.

Это очень сложный концерт, потому что ребята учатся. Им еще предстоит формировать команду, но с точки зрения звука и света это один из самых больших бюджетов по продакшену: фестивали, например, столько не тратят. В продакшн вложено 200—250 тысяч долларов — это довольно серьезная сумма. Если бы это были Metallica или Rammstein, расходы были бы больше, но вообще качать должно везде.

Накануне: движ на Зыбицкой и парни из Барановичей

Позавчера Зыбицкая гудела так мощно, как никогда. Здесь собралась тусовка Коржа: люди приехали из других городов и стран и заряжались накануне концерта песнями артиста. Подробности этой лихой тусовки чуть позже появились в Instagram Макса.

Все происходящее очень напоминает футбольный матч, да и Корж создал вокруг себя комьюнити, очень похожее на спортивно-фанатское. У этих ребят есть свой мерч, свои флаги, речовки и мощный движ (так они это и называют).

Накануне концерта Минск обильно обсуждал мероприятие и готовился к нему в традиционной манере. Кто-то проводил перекличку и описывал, какой Макс молодец и как жарко будет на концерте. Кто-то искал хоть какие-то варианты купить билеты, рыская в интернете и возле стадиона. У перекупщиков билеты стоили $50 и улетали мгновенно.

В соцсетях активничал обаятельный пушистый зверек — белорусский хейтер, — который разбирал по тактам все творчество Коржа и указывал на все неверные бемоли и диезы. Но даже хейтер (редкий, краснокнижный случай) признавал, что, в общем-то, Макс — молодец, раз уж смог собрать на стадионе такое количество публики.


Еще за несколько часов до концерта в городе снова начался движ. Фанаты Коржа обосновались на Октябрьской и весело угорали там, разминаясь перед диким слэмом. Стадион «Динамо» был весело укутан людьми в форме, турникетами и пропускными пунктами. В 16:00 начали запускать внутрь, и народ бодро хлынул ждать своего кумира на укрытом газоне.

— Мы в первый раз на Коржа, — парни из Барановичей оглядываются в поисках места, чтобы пропустить по пиву перед концертом. — Говорят, у него весело. Пойдем сейчас подготовимся и к сцене.

‌Все подступы к сцене заняты еще задолго до концерта: люди еще до обеда занимали места в очереди, чтобы первыми проникнуть на «Динамо» и потом пытаться дотянуться до Макса руками. Вокруг стадиона много людей в форме, которые призывают всех сдать рюкзаки в камеры хранения — внутрь не пускают даже с пустыми сумками. Скоро все начнется.

Движ

‌Танцпол гудит задолго до начала концерта. Корж собрал вокруг себя высокоорганизованную тусовку, которая готова бежать, ехать, лететь за ним в чужой город, в другую страну, да даже на другой континент. Здесь хвастаются количеством выездов, весело фотографируются с флагами на память и держатся строго группами: костромской движ, сибирский движ, флаги Грузии, Израиля, Эстонии... Говорят, только из Украины приехало пять автобусов с публикой.

‌— У меня уже 19 выездов, — хвастается нам девочка и начинает загибать пальцы. — Да, в Минске я впервые, но самый крупный концерт Макса пропустить не могла. Мне нравится его искренность, и надеюсь, что этот концерт будет очень крутым.

‌Движ начинается еще до выступления: ребята устраивают организованные танцы, крутят брейк, бомбят граффити, фотографируются и обсуждают Минск. Про город, в котором живет Корж, все говорят только хорошо.

‌— Мы сегодня приехали из Москвы, — рассказывают две подружки. У одной первый выезд, у другой — третий, но в Минске обе впервые: — У вас классно, отличная архитектура. И дешево! Ну, кроме жилья — жилье дорогое, 110 долларов за три дня.

‌Говорят, концерт Коржа серьезно взбудоражил минское направление на каучсерфинге и AirBnB — сюда, кажется, съехались люди из всего СНГ: Украина, Грузия, Казахстан, самые удаленные уголки России — все обнимаются и веселятся. Все эти ребята приехали засвидетельствовать, по сути, исторический момент. В Беларуси так не болеют даже за любимый клуб и самых крепких спортсменов — сегодняшний стадион может перекричать кого угодно и как угодно. «Уфа-Оренбург», — скандируют крепкие пацаны и устраивают игры в «Козла».

Макс выйдет на сцену лишь через пару часов. Примерно в это же время перестанет работать связь, и все посты и фотографии в Instagram получат статус отложенных.

‌Парни и девчонки в олимпийках, которые будто достались им по наследству от старших братьев и сестер, трогательные надписи на майках вроде «Молодость все прощает» или «Своих не забывать» — описать возраст и настроение этих ребят можно парой предложений, но лучше за них просто порадоваться. Они не стоят на танцполе, уткнувшись носом в телефон, они не скучают в ожидании артиста. Они бегают со счастливыми лицами по всему периметру стадиона и излучают столько энергии, что хватит на новогоднюю иллюминацию во всем городе.

‌За час до начала концерта на островок между фан-зоной и танцполом выходит духовой кавер-бэнд «ХПЧ», который заводит публику спортивными стандартами вроде We will rock you и Seven nation army. Стадион отзывается многотысячным хором, люди готовы к большому движу.

‌Концерт

‌Концерт начинается в половину девятого. На экране появляются девушки в национальных костюмах, звучат народные песни. Во всю эту пасторальную романтику врывается закадровый голос Коржа: «Где я только ни бывал, но почему-то всегда возвращался назад. Мои силы, моя семья, моя земля...»

‌Грушевка, вокзал, стадион «Динамо» проплывают перед зрителями на огромных экранах, и вот уже вполне реальный и осязаемый Макс кричит в микрофон: «‌Минск, вы готовы?» Многотысячная толпа взрывается экстатическим «Да»! Танцпол не смущает даже ужасный поначалу звук, который превращает в кашу все то, что должно быть песнями Коржа. Малые максимально заряжены, и лихие танцы начинаются с первых секунд концерта.

— Привет, друзья мои, — начинает интерактив Максим. Он, как всегда, будет говорить много: — Не могу сказать, что я вас давно не видел. Я вас вижу каждый день, потому что здесь живу. Сколько раз проходил здесь рядом, но никогда такого не видел. Может, вам водички после вчерашнего? Силы остались?

Сил у публики полно. Старичок «Динамо» вряд ли слышал такие мощные кричалки и поддержку хоть на одном футбольном матче. Ребята рвут глотки, хлопают в ладоши и стучат ногами по покрытию — так точно не болеют за сборную Беларуси по футболу даже в самые драматичные моменты ее существования.

Корж рассказывает о том, как писал свои песни в Минске. Проводит урок географии для тех, кто приехал сюда впервые.

— ‌Прекрасным летним днем я сидел на лавочке и писал песню «Сука, где твоя любовь». И вот сука ушла, а любовь осталась, — рассказывает артист и срывает аплодисменты. Криопушки бьют в небо, малые расчищают место для слэма на танцполе, и стадион «Динамо» уходит в отрыв.

— Он такой искренний, он поет про нас, — признаются в любви Коржу ребята, когда мы спрашиваем у них про артиста. Других пояснений не нужно. Белорусский исполнитель демонстрирует образцовую работу с публикой: рядовой зритель видит перед собой простого парня из Грушевки, у которого все получилось. Нерядовой четко знает, зачем он здесь и что будет делать в следующую секунду. Пацаны с горящими глазами, в фанатских майках и олимпийках, крепкими ручищами рисуют в воздухе круг и в следующую секунду уже летят навстречу друг другу.

— ‌У меня был важный день, и мне нужно было заснуть, — откровенничает со сцены Корж. — И вы не представляете, как это было сложно, когда знаешь, что весь город тусит. Но я заснул и спал долго, поэтому просто так вы от меня не уйдете.

Друг за другом звучат боевики Максима про выброс эндорфина, повзрослевшего малого, слово пацана, жизнь в кайф, легкие, в которых тает дым, — стадион тянет все эти песни многотысячным хором, зажигает фонарики в телефонах на медлячках и соревнуется в кричалках, когда артист просит. Он полностью контролирует публику и играючи дирижирует ей.

— ‌Ни на одном концерте в мире нет столько людей, которых я знаю в лицо, — улыбается Корж. — Простите, что не так часто с вами пересекаюсь, мне бы маму с папой увидеть. Кстати, мама и папа здесь. Мама и папа, привет!

Наблюдать за происходящим с верхнего яруса — особенное удовольствие. С высоты танцпол кажется единым организмом, на котором закручиваются воронки слэма, толпа в едином порыве машет майками, толстовками и олимпийками, а оголтелые фаны в особо эмоциональный момент концерта, когда Макс заводит песню «Контрольный», зажигают каким-то чудом пронесенные на стадион фаеры, и «Динамо» горит разноцветными огнями так, как не горел никогда.

После 23:00 концерт не заканчивается. Корж берет в руки гитару и продолжает выступление уже в акустическом варианте. Стадион поет с ним (а иногда и вместо него) «Мотылька», «Небо поможет нам», а Максим продолжает откровенничать.

— ‌Учитывая, что следующий концерт в этом прекрасном городе будет не через год и не через два, я бы хотел побыть с вами чуть побольше.

Малые не против. Они готовы слушать Коржа до утра.


— Максим — простой и хороший парень, — еще до концерта говорит нам Андрей Алексеев. — Неважно, насколько он популярен, но он остается на земле — это для большого артиста очень важно. Есть испытание деньгами и есть испытание славой: некоторые вещи его еще ожидают впереди, но я уверен, что он умеет справляться с неправильными состояниями. По моему мнению, через десять лет Максим будет очень большим артистом и побьет рекорды многих звезд, которые сейчас работают на территории СНГ.

‌На следующих выходных Корж отправится в Россию. У него снова аншлаг — теперь на московском «Динамо».

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий