635
14 июля 2019 в 8:00
Источник: Лора Нагапетян. Фото: Марина Серебрякова

От $250 до $500 за коробку с готовым гардеробом. Минчане создали сервис, основанный на работе стилиста и нейросети

Идея такая: человек заполняет анкету, а стилист удаленно подбирает ему пять вещей, сочетающихся между собой, и аккуратно складывает в коробочку. Что внутри — узнаешь, когда откроешь. Это один из вариантов решения проблемы, когда в гардеробе ворох вещей, а комбинировать их не получается. В стартапе сочетаются и мода, и логистика, и нейросети. Onliner поговорил с создателями сервиса Oybox, которые грозятся выйти на международный рынок.

Стилист онлайн и капсульный гардероб

Анастасия Славута — автор, co-founder и CEO проекта. Девушка вспоминает:

— Я давно работаю стилистом и всегда думала о людях, которые не хотят тратить два часа на походы по магазинам и общаться со стилистом, тем самым пуская в свою жизнь нового человека. Появилась идея совместить онлайн-шопинг и потребности таких вот закрытых клиентов.

Анастасия Зайцева — co-founder и CMO проекта. В зоне ее ответственности — позиционирование и развитие:

— Я работала в нескольких крупных IT-компаниях, недавно перешла в стартапы. Интересуюсь всем, что связано с искусственным интеллектом. Сотрудничала с Кириллом в его проекте Oyper, и когда Настя рассказала о своей идее, я подумала, что она может быть интересна Кириллу.

Кирилл Сидорчук — co-founder Oybox и COO Oyper. Внедрил в модный проект свою собственную технологию, делающую подбор вещей простым и удобным. Так звенья цепи сошлись, и через полгода молодые люди презентовали новый сервис.

О чем вообще речь? Oybox — сервис по заказу коробок с одеждой, куда входит пять предметов гардероба, подобранных стилистом и сочетающихся в шести полноценных образах.

Анастасия Зайцева говорит, что процесс создания был довольно прост:

— Разработали концепцию, написали бизнес-план. Пришлось потратиться на качественную фотосессию. Проработали сайт: задачей было сделать все максимально четким и прозрачным, так как услуга новая для белорусов. Нужно было объяснить, что коробка доставляется домой, вещи можно спокойно примерять, комбинировать. Параллельно договаривались с поставщиками одежды, сейчас наш генеральный партнер — Lamoda. Мы получаем заказанные вещи, упаковываем, стилист пишет гайд по тому, как эти вещи использовать, и доставляем заказ клиенту.

Подбор одежды: «сотрудничество» нейросети и стилиста

Формирование заказа простое: оставляешь заявку на сайте, получаешь анкету, заполняешь ее, вносишь предоплату и ждешь. Анкета — это основной источник информации для стилиста. Она содержит вопросы о стиле, цветовых предпочтениях, размерах, любимых брендах, картинки с одеждой, из которых надо выбрать самые симпатичные, и так далее. Кирилл рассказывает:

— В анкете более тридцати вопросов: как текстовая информация, так и визуальная. Наша нейросеть (называется Style DNA. — Прим. Onliner) умеет собирать все ответы на вопросы и сужать выборку каталога, который сейчас включает более миллиона позиций, до сотни товаров, которые подойдут и понравятся пользователю. Из ста предметов стилист выбирает пять.

Технология также умеет распознавать на фотографиях предметы одежды и находить в каталоге похожие.

Например, если стилист знает, что определенному клиенту подойдут зауженные светлые джинсы, он может воспользоваться нейросетью, которая найдет в каталоге все похожие товары.

Это разработка компании Oyper, которая продается на американском и европейском рынках. Она пользуется спросом у различных бизнесов: интернет-магазинов одежды, стриминговых сервисов, онлайн-кинотеатров. На белорусском рынке разработка не использовалась, но идея Анастасии нам понравилась, так что было решено интегрироваться.

После того как нейросеть сделала свое дело, анкету анализирует стилист, изучает человека и из суженного каталога выбирает наиболее подходящие вещи.

Стоимость бокса: от стандарта до премиума

Предлагается три варианта бокса: за 499, 699 и 999 рублей. С первым тарифом все более-менее понятно: его можно осилить, отложив часть из двух средних зарплат по стране. А вот остальные суммы звучат накладненько.

— Мы продумывали ценовую политику, — объясняет Анастасия Зайцева. — 500 рублей — это пять вещей. Получается, каждая вещь стоит 100 рублей. Но хороший пиджак или брюки, например, в Mango стоят больше 100 рублей. Дизайнерские вещи обойдутся еще дороже. Несмотря на это, все эти бренды успешно существуют на рынке. 

Когда я захожу в «Замок» и вижу, что New Balance стоят 500 рублей, у меня возникает вопрос: как среднестатистический белорус с зарплатой в 500 рублей может себе позволить такие кроссовки? Но они покупаются, и бизнес растет.

В боксе за 499 рублей будут вещи из масс-маркета, за 699 — из масс-маркета, от белорусских дизайнеров и что-то из премиум-класса, за 999 рублей — таких брендов, как Guess, Calvin Klein. 

В сезон скидок в боксы могут попасть вещи, которые без скидок в него бы не попали. Сами бренды сегодня стерли границы цен: в Mango может висеть платье из натуральных тканей за 500 рублей. В Zara что-то продается за 20 евро, что-то — за 200. В самый дешевый бокс можем положить и майку от белорусского дизайнера, которая «влезает» в стоимость.

— Нужно понимать, что, заплатив такие деньги, ты решаешь огромный вопрос со своим гардеробом, — добавляет стилист Анастасия Славута. — Ты носишь эти вещи, и тебе не нужно докупать что-то еще.

У меня много знакомых стилистов, которые перегружены работой. Примерки занимают в среднем 2—3 часа. Услуга стилиста стоит в среднем 100 рублей в час.

Походил несколько часов — положил в карман стилисту 200 рублей. У нас же готовая коробка стоит 499 рублей, причем она включает в себя уже и одежду, и работу стилиста.

Что в коробке и как это все сочетать?

В боксе может оказаться что угодно. Девушки демонстрируют один из вариантов: брюки, юбка, жакет, майка, платье. Цвета, стиль и фактуры позволяют сочетать их в разных вариациях.

У здравомыслящего человека сразу возникнет вопрос: где гарантия, что вещи понравятся?

— Мы планируем избегать эффекта «Модного приговора», когда человека переодевают в совершенно новый стиль, — говорит стилист. — Как показывает статистика, люди потом не носят эти вещи. Я стараюсь угодить клиенту, вписав новые вещи в его привычный гардероб. 

А еще мне кажется, к нам в принципе будут обращаться люди, готовые на эксперименты. Когда ты выбираешь услугу, ты принимаешь ее правила.

На примерку выделяется пять дней. Заказчик может вернуть обратно всю коробку, но не отдельные вещи. Размер вещи можно поменять на другой.

— Если бы была возможность отказаться от какой-нибудь из пяти вещей, то в таком случае пропала бы сама идея капсульного гардероба. Он, кстати, решает и проблему экологичности. Комбинируя пять вещей, человек постоянно выглядит по-новому, и ему не надо покупать 53 тряпки.

По результатам одного исследования среднестатистическая женщина носит только 30% из имеющихся вещей.

Наша цель — чтобы каждый следующий заказанный бокс подходил к предыдущему, а первый бокс подходил к вещам, которые уже есть у человека.

Пока доступны только женские образы, но скоро будут одевать и мужчин:

— Так как мы стартап, то должны быть гибкими. Девушки сообщают нам о том, что если женский пол любит ходить по магазинам и трогать вещи руками, то мужчины этого делать не любят. Мы решили оперативно запускать в том числе мужские коробки, а также сертификаты, чтобы девушки могли дарить их своим молодым людям.

Популярность боксов и эффект сюрприза 

Идея с боксами-сюрпризами не нова. Сегодня в них продается что угодно: от еды до косметики.

— Мы сразу приняли осознанное решение, что набор одежды будет присылаться в коробке, — говорит Анастасия Зайцева. — Мы анализировали рынок. Есть куча идей с бьюти-боксами — человек не видит, что в них, но ежемесячно получает какую-то новую косметику. Мы позаимствовали этот эффект внезапности, приятного ожидания.

По такому принципу работает и компания Apple. Покупаешь макбук, берешь коробку и понимаешь, что люди заморочились и сделали цельный продукт — начиная от позиционирования на рынке и заканчивая эмоциями покупателей.

Есть еще одна причина выбора именно боксов. Уровень жизни вырос, вещи стали стоить дешевле. Уже есть и Zara, и Bershka, за которыми раньше устраивали паломничества в Литву. В какой-то момент людям все это потребление становится не очень интересным, и им хочется чего-то нового.

— В силу того, что рынок перенасыщен, люди сейчас покупают не столько товар, сколько эмоцию. Им важно получить коробку с сюрпризом.

Открывая ее, получаешь вау-эффект, радуешься, фактически устраиваешь себе день рождения.

По словам бизнесменов, в Минске подобных проектов с одеждой нет. Создавали сервис с нуля, зато грела мысль, что конкуренты не дышат в спину.

— Есть похожий американский проект, но у него другая бизнес-модель, — признается Анастасия Зайцева. — Если мы предлагаем пять вещей, комбинирующихся в «луки», то у них в боксе просто один образ для какого-либо случая. 

Самой упаковке было уделено много внимания:

— Объездили порядка 30 полиграфических студий, чтобы найти подходящую коробку. Нам хотелось, чтобы она была плотная, такая, чтобы нельзя было раздавить ногой. Чтобы она служила человеку: обувь сложить, в гардеробной применить.

Инвесторы, прибыль, планы 

Сколько было вложено в проект, партнеры не признаются. Говорят, помог инвестор из США:

— Тяжело посчитать капитал, так как мы постоянно докупаем что-то, доделываем. Но называть суммы тоже не хотелось бы.

Все стартапы обычно проходят несколько стадий получения средств, одна из них называется «три F» — friends, family and fools. Это когда на проект дают деньги только те, кто в него очень сильно верит.

У нас вышло иначе — неожиданно появился инвестор из США. Это заслуга Кирилла. Мы организовали с ним Skype call, во время которого презентовали суть проекта. Он послушал и сказал, что ему нравится. По его словам, в Америке доставка вещей в коробках — это тренд.

Он видел, как соседям завозили матрас с подушкой и маской для сна, а назывался комплект Sleepy Box. И это не говоря уже о коробочных сервисах с едой, косметикой, игрушками.

Еще один важный вопрос: а каким образом, собственно, зарабатываются деньги?

— У Oybox достаточно сложная система монетизации, — объясняет Кирилл. — Мы получаем доход от B2C-направления — от клиентов, аффилиационный доход — от покупки вещи из «лука» недели на сайте, от B2B-направления — от партнеров, магазинов, дизайнеров, предоставляющих свою одежду.

Стартап намерен выйти на международный рынок:

— У нас амбициозные планы — выйти на 100 коробок в месяц. Нам кажется, это выполнимо, так как коробочный сервис с едой в Минске развозит порядка 1000 заказов в неделю. К концу года хотим выйти на 300 коробок в месяц.

Уже сейчас нам поступили европейские заказы: из Италии, Украины, Казахстана. Есть заказ из США. Хотим откатать процесс в Беларуси, продумать новый бизнес-план, найти инвесторов и выйти на СНГ и Европу.

Здесь мы пишем о красоте, моде и fashion-событиях — OnlinerBeauty в Instagram!

женские, повседневные, верх: кожа, подкладка: текстиль
Нет в наличии
мужские/женские, повседневные, верх: текстиль, подкладка: текстиль
Нет в наличии
мужские, спортивные, верх: текстиль/сетка, подкладка: текстиль
Нет в наличии

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Лора Нагапетян. Фото: Марина Серебрякова