«А можно на „Барахолке“ продать вратаря национальной сборной?» Что за люди собрались менять власть в белорусском футболе

16 391
06 июля 2019 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский

«А можно на „Барахолке“ продать вратаря национальной сборной?» Что за люди собрались менять власть в белорусском футболе

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский

Глубокой осенью 2006-го автобус с игроками БАТЭ двигался где-то между Солигорском и Минском. Борисов скрутился и стал зависим от итога матча в Бресте. Там игралось динамовское дерби, которое началось позже из-за ненастья. В итоге номинально более слабые южане уперлись рогом и подарили БАТЭ первое чемпионство, начавшее 13-летнюю гегемонию «желто-синих». Так уж вышло, что теперь Брест самолично на нее посягает. В клубе есть амбиции, деньги, злость и полный ростер топовых для нашего чемпионата игроков. Мы отправились на юг страны, чтобы познакомиться с людьми, которые собрались менять власть в белорусском футболе.

Пробиваются польские радиостанции, соседи бодро рекламируют шампуни против выпадения волос, пока за бортом начинается бесконечная улица Московская. В отличие от Минска, в Бресте глаза не устают от упоминаний о II Европейских играх, здесь свои важные ориентиры — 1000-летие города. Если местная команда окажется в топ-3 по итогам чемпионата, получится неплохой подарок к юбилею. Но все, естественно, думают о золоте. У Бреста были кубки, суперкубки, чуть-чуть еврокубки, третье место в первом розыгрыше чемпионата Беларуси, но лидерские амбиции не подтверждались еще ни разу.

Тренировочная база «Динамо» обозначена в навигаторе поэтически — «Стрелковый клуб Брестжилстроя». Тут находились отличные поля, даже еще когда клуб был с голой задницей. Теперь за ними следят еще внимательнее и дополняют полезными «ништяками». К примеру, достроили главное здание, где находятся раздевалки, тренерские и просмотровые комнаты. Рядом — небольшая хатка, там игроки разминаются и восстанавливаются. Между строениями — сад из молодых деревьев. Все шутят: яблони и вишни — чтобы компот варить.

Игроки собираются на тренировку. Это отдельный ритуал: братания, приветствия и эффектные появления. Лучше всего получается у африканских легионеров. Сперва начинает звучать громкая музыка. Потом появляется машина с брестскими номерами. За рулем — ганский нападающий Джоэл Фамейе. Человек, как выясняется, так освоил матерный оборот, что становится интересно, какие административные наказания предназначены в Беларуси для иностранных граждан. Но вообще, смешно.

— Скажите, пожалуйста, а кто Фамейе русскому учил? — вопрос к русскоговорящему полузащитнику Александру Нойоку.

— Я не знаю, — смеется в ответ игрок, снимая с себя всю вину. — Но он матюкается сильнее всех местных. Смех смехом, но у парня реально лучший язык из легионеров. Вот Денис Дуарте тоже старается. Все нормально.

Нойок, к слову, украинец, который провел в Беларуси три с половиной года карьеры, так что получил вид на жительство. Больше не считается легионером. Кажется адаптированным не только по документам, но и по привычкам. Когда играл в минском «Динамо», даже гонял на выходные в Вильнюс, а это чисто белорусская причуда.

Пока упомянутые Денис Дуарте и Жоэль Фамейе разделывают Нойока и Павла Савицкого в теннисбол (все сопровождается призывами не сломать еще один стол), появляется главный тренер команды чех Марцел Личка. Если продолжать тему владения языками, он в Бресте самый крутой.

— Я знаю шесть. Французский и чешский — как родные. Я достаточно долго жил во Франции, так что язык у меня разговорный. Общаюсь по-испански, потому что испанский похож на французский. Потом английский, польский, ну и русский немножко. Это сильно помогает в работе с нашей командой. Вы же сами видите, как много здесь национальностей. В итоге я почти все могу объяснить самостоятельно.

— Вы же слышали, как Фамейе говорит на русском…

— Ага, — смеется чех.


«А можно на „Барахолке“ выставить вратаря национальной сборной?» — из-за спины появляется как раз таки вратарь национальной сборной Александр Гутор. Главная команда страны только-только отыграла матчи с немцами и североирландцами. В обоих матчах сдулась. Гутор за пару игр пропустил четыре мяча. Вот и ходит грустненький.

Сборникам (в «Динамо» их в достатке) дают работу по обособленному плану. Они не участвуют в общекомандной работе, на которую Личка дает установку.

— Сборники! Мне кажется, вы психологически оклемались.

— Да мы уже привыкли, — отвечают игроки «националки». Кстати, за время тренировки стало известно, что в главной команде Беларуси сменился тренер.

В Бресте главные также сменялись довольно часто. Но Личка пока не дает поводов усомниться в нем. Чех приехал в Брест весной 2018-го, чтобы ассистировать соотечественнику Радославу Латалу. Затем занимался тем же самым в штабе одиозного Алексея Шпилевского. Потом начал работать самостоятельно.

— Я здесь уже второй год. Естественно, вижу движение команды — и это прогресс. Я доволен. Мы становимся более конкурентоспособными. И я вижу точки роста, это радует. Знаете, когда я приехал сюда в прошлом году и вошел в тренерский штаб Латала, нам не удалось добиться успеха. Нормальная тема. Новый чемпионат, новая страна, новая ментальность — все чуть-чуть другое. Благо подстроился.

А еще я коммуникабельный парень. Ребята, кажется, чувствуют себя со мной комфортно. Я слушаю и слышу их, они прислушиваются ко мне. Я очень открыт и готов идти на компромисс, чтобы сделать всех немного счастливее — и их, и меня как тренера.

— То есть вы не босс, а больше старший товарищ?

— Я не босс. Да, я понимаю, что являюсь главным тренером и беру на себя ответственность за целую команду, болельщики которой ждут прорыва. Но, кроме меня, есть много людей, работающих на благо «Динамо» и помогающих мне. Я говорю о командной деятельности. И сейчас мы все понимаем, чего хотим и к чему стремимся — и игроки, и тренеры, и администраторы, и медики, и все-все-все.

При этом я прекрасно понимаю, что работаю в футболе. Футбол — это когда сегодня у тебя все топ, а через три недели все поменялось. Потому как положение в таблице зависит не только от тебя. Мы все должны держать в голове возможность резких перемен в короткий срок.


Команда играет в ручной мяч на ограниченном пространстве. Забивать можно только головой. Сиреневые против зеленых. За сиреневых играют лидеры команды — Артем Владимирович Милевский (обращаются исключительно по имени-отчеству) и тот же Нойок, который постоянно говорит легионерам: «Давай, defense!» А потом добавляет для русскоязычных: «Ребята, назад, назад, Лариса Долина, погода в доме!»

Возможно, это самый энергичный человек в чемпионате Беларуси. Случись он в нашей жизни раньше, наверное, можно было бы обойтись без строительства Островецкой АЭС.

— Я просто каждый день жизни радуюсь, — говорит о своих жизненных ориентирах опорник. — Тренировка — это праздник. На базе постоянное движение, приезжаешь пораньше, с ребятами общаешься, мы все обсуждаем. Потом идем на поле — обязательно с позитивом. Я в этом смысле немножко эмоциональный. «Динамо» — команда очень разная и по национальностям, и по характерам. Мы и в прошлом году неплохо играли, но немного не хватало атмосферы. Ты не знаешь, как человек привык бежать, как он любит открываться, как разговаривает, как думает. Но в этом году остались практически все лидеры. Точечно усилились. Теперь мы лучше чувствуем друг друга. Результат налицо.

Допустим, Артем Владимирович отмечал, что Дес Лаптев подъехал, создает атмосферу. Денис у нас такой — парень, который никогда не обманывает, не юлит, всегда все говорит в лицо. Очень народный. Всем пихает. Но мы нормально к этому относимся. Это искренность. Вот он заметил вчера что-то в твоих действиях, промолчал, подумал до сегодня, а ты снова что-то не так сделал — ну он и высказал тебе все, припомнив вчерашние «косяки». Не злопамятный — справедливопамятный. Хороший хлопец.


Милая история. 2009 год. Шел матч 1/8 финала Кубка УЕФА между донецким «Шахтером» и киевским «Динамо», когда Нойок увидел Милевского в непосредственной близости. Первый тогда учился в донецком интернате и подавал мячи, второй уже делал вещи в составе киевлян. Теперь ребята делят одну квартиру в Бресте.

Артем Владимирович — уроженец столичного района Кунцевщина, чей талант в итоге достался футбольной Украине. В его карьере были эстетская паненка на чемпионате мира, похороненный «Спартак» в Лиге чемпионов, пару разбитых машин очень внушительной стоимости, несколько десятков скандалов и пародия от будущего президента Украины. После киевского «Динамо» Милевский знатно попутешествовал. А в Бресте понял, что в сердце вернулась любовь, и задержался. Теперь украинец по паспорту имеет возможность впервые стать чемпионом исторической родины.

Тем не менее над Милевским, Нойоком и прочими заслуженными людьми гордо стоит капитан команды Павел Нехайчик. Когда-то юный полузащитник завалил обалденный гол в матче с «Андерлехтом» и причастился к прорыву БАТЭ в еврокубки. Теперь помогает строительству другого мощного проекта нашего футбола.

— Капитанские обязанности как-то отягощают?

— Нормально. Мне бы, конечно, хотелось заниматься только своей работой: пришел, потренировался, можешь ехать домой. Ну да, теперь порой надо решать какие-то внутренние вопросы. Но если оно идет на благо команде, меня не очень напрягает.

Капитанство по большому счету ничего не меняет и не решает. Главное, чтобы в команде были лидеры. Артем Владимирович, Гутик, Нойок, Кислый — каждый в нужный момент может взять бремя лидерства и решить какой-то вопрос.

— Ты начинал в БАТЭ во времена становления проекта. Можно сравнить тот борисовский период с нынешним динамовским?

— Тяжело сравнить. Становление БАТЭ случилось давно. Плюс к моменту прорыва в еврокубках структура клуба уже была выстроена от и до. Мы просто сделали качественный скачок в плане футбола. А в Бресте клуб только начинает строиться. Причем развивается по всем фронтам, не только в плане футбола. Административный, тренерский штабы, маркетинг, работа с болельщиками — все сейчас прокачивается единовременно.

В белорусском футболе, считается, есть свое классико — встречи между минским «Динамо» и БАТЭ. Также есть тенденция рассуждать о снижении градуса противостояния. Оттого новым классико называют противостояние Борисова и Бреста. И оно действительно горячее. В нынешнем сезоне «Динамо» дважды обыграло БАТЭ. Нехайчик забил бывшим одноклубникам на «Борисов-Арене».

— Ты не стал скрывать радость, как это часто делают, когда забивают бывшим.

— Слушай, я прекрасно осознаю, что БАТЭ сделал для меня и что значит в моей карьере и жизни. Это родной клуб. Но прошло достаточно много времени с поры моих выступлений в Борисове. Плюс после БАТЭ я сменил много клубов и теперь целиком и полностью поддерживаю «Динамо».

Я в любом случае благодарен и ценю то, что было. Но когда ты забиваешь, эмоции либо есть, либо нет. Я когда в Оренбурге играл, забил бывшей команде из Томска. Тогда у меня не было эмоций праздновать. В первом круге в Борисове возникли. Хотя я очень тепло отношусь к клубу.


Брест — и без того тропический город, а в день нашего приезда солнце вжарило неимоверно. Личка долго гонял игроков по ограниченному участку поля меж двух ворот, меняя задания. Сперва было вяло, но чех быстро взорвался и устроил всем втык.

— Один вопрос для команды помоложе: вы сегодня хотите оперироваться или нет?! Быстро меняйте отношение к тренировке! А то я поменяю тренировку! Зеленым говорю! Мяч, пожалуйста, — предварительно ребята в зеленых манишках отжались по 20 раз под очень медленный счет чеха.

Несмотря на этот эпизод, в коллективе очень горизонтальные отношения между игроками и тренерами. Тот же Милевский обращается к Личке на «ты». Чех не заморачивается на каких-то внешних атрибутах власти и очень спокойно строит атмосферу. Со стороны Марцел выглядит крайне расслабленно: майка с отрезанными рукавами, которая обнажает татуировку а-ля Памела Андерсон, кепка с козырьком назад и очень быстрая смена сосредоточенного выражения лица на улыбку.

— Вы ощущаете какое-то давление? — вопрос тренеру по поводу нынешнего лидерства команды.

— Вы можете добиться своего лучшего результата только под давлением. Если все окей, твоя команда успокоена, то ей нельзя будет придать ускорение. И пусть мы под давлением, но в такой же ситуации находятся Борисов и Солигорск.

— Но у них есть опыт.

— Согласен. Возможно, для некоторых наших ребят давление — это что-то новое. Но в составе есть люди вроде Милевского, Нойока, Кисляка, Веретило, Нехайчика. Они играли в топовых командах и привыкли к давлению. Круто быть под ним. Мне нравится.

— Первое место — четко озвученная цель? Или никто в коллективе не говорит о чемпионстве?

— Начальство сказало идти в атаку на первое место. Окей. Все хотят быть в топе, чтобы на следующий год играть в еврокубках. И мы можем сказать, что сегодня готовы бороться за лидерство. Это приносит удовольствие. Конечно, мы движемся от матча к матчу, хотим стать первыми.

БАТЭ — классная команда. Они добились фантастических высот в Беларуси. Двенадцать чемпионских лет — крутая работа. Почему бы не свергнуть их в этом году и не изменить историю? У нас должны быть амбиции — дойти до конца. Для того же Милевского в силу возраста это может быть последнее чемпионство в игровой карьере. Человек уже много лет не побеждал в национальных первенствах. Для меня чемпионство может быть первым в тренерской карьере. Это интересные перспективы.


Игроки отрабатывают быстрые контратаки три в два, а потом проводят мини-турнир на небольшом поле. Интенсивность сумасшедшая плюс много борьбы. Даже Милевский пошел в подкат, за что получил восторженное «Хорошо, Владимирович!» от партнера. В одном из столкновений Сергею Кисляку разбивают нос. Все пытаются дозваться доктора. Потом организовываются в стройный хор: «Ди-ма, Ди-ма, Ди-ма». Доктор прибегает откуда-то со стороны Польши и латает полузащитника.

Всю тренировку в отстранении от команды работает защитник Максим Витус: человек на травме.

— Вот напиши, что Брест — такой большой город, а единственный аппарат МРТ сломался. Завтра в Минск поеду на снимок.

Атмосфера для столь разношерстного коллектива кажется топовой. Команда занимает первое место в таблице по потерянным очкам. Чувствуется запас. В целом игроки Бреста держатся скромно. Никто не декларирует чемпионских целей и не обещает рвать Борисов. Процесс пошаговый и довольно вдумчивый. Правда, Нойок уже успел пообещать, что в случае победы в чемпионате сделает себе тату.

— Набьете на груди легенду клуба — Романа Василюка?

— Возможно. А может, Брестскую крепость. Но, скорее всего, что-то связанное с клубом. Но это если выиграем. Тогда и подумаю. Вы предлагайте варианты, обязательно рассмотрю все. Но это вообще не главное. Главное, что нам хочется результата. И пока предпосылки есть, мы будем биться за свою мечту.

Занятие заканчивается, все по чуть-чуть расходятся. Говорим с Нехайчиком за жизнь в тени берез.

— Тебя трогает возможная причастность к истории? Все же БАТЭ выигрывал чемпионат последние 12 лет.

— Здесь все от настроя зависит. Кому-то тупо хочется навредить БАТЭ, а дальше хоть трава не расти, по барабану. Брестская история — это немножко другое. Здесь главное — как развивается наш клуб. Мы не смотрим на другие команды, мы сами хотим становиться лучше. Да, изучаем, что происходит в параллельной реальности, но не концентрируемся на ней. Нам же самим хорошо, когда вокруг сильные команды. И да, становиться чемпионом приятно. Я лично в предыдущий раз брал золото в 2013-м, когда возвращался в БАТЭ. Честно, заскучал.

— Паша, так какую цену ставить Гутору на «Барахолке»?

— Знаешь, как Саня Глеб любит говорить? Давайте лучше его просто подарим.

бензиновый двигатель, объём: 196 см³, мощность: 6.5 л. с.
бензиновый двигатель, объём: 212 см³, мощность: 8 л. с.
бензиновый двигатель, объём: 160 см³
Нет в наличии

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by