Модернизацию железнодорожного пути для организации скоростного сообщения Вильнюс — Минск планируется завершить к 2015 году. Об этом сегодня на VIII Международном белорусско-литовском форуме и III Международном белорусско-финляндском форуме в Гродно сообщил первый заместитель генерального директора АО «Литовские железные дороги» Альбертас Шименас.
Международный проект по организации скоростного железнодорожного пассажирского сообщения Вильнюс — Минск стартовал в 2010 году. Была создана совместная белорусско-литовская рабочая группа, проект получил поддержку правительства. Его цель — обеспечить комфортное и быстрое пассажирское сообщение между городами — сократить время пути с 4 часов 30 минут до 2 часов с использованием комфортного и экологически чистого транспорта.
Летом прошлого года завершен первый этап проекта, во время которого благодаря только организационным мерам с помощью пограничных, таможенных и других служб контроля время следования поезда сокращено до 3 часов. В результате пассажиропоток удвоился. Сегодня по маршруту в будни он составляет около 300 человек и до 500 в выходные.
На следующих этапах внедряются новые формы контроля на границе и закупаются новые подвижные составы. С литовской стороны внедряется новая контрольная система — контрольные процедуры будут осуществляться непосредственно на вокзале по принципу аэропортов. Выделены средства по проекту на закупку новых подвижных составов, первый из которых поступит в 2013 году. Благодаря этому в 2013 году удастся сократить время следования по маршруту еще на 30 минут. С белорусской стороны пограничный и другие виды контроля будут проводиться либо на вокзале, либо непосредственно в пути.
В рамках проекта предусмотрена электрификация железнодорожной линии от Молодечно до Вильнюса. На сегодня по проекту проведения электрификации определен генподрядчик, начинается строительство. Модернизацию участка планируется завершить полностью к 2015 году.
Реализация данного проекта позволит сократить время преодоления пути от Минска до Вильнюса до 2 часов, что будет удобно для граждан, упростит деловые поездки и в конечном итоге послужит развитию экономического сотрудничества, подчеркнул Шименас. Еще один эффект — уменьшение очередей в автодорожных пунктах пропуска на границе за счет тех, кто выбирает более скоростное сообщение.
По словам Альбертаса Шименаса, литовская сторона также намерена предложить Беларуси организацию по данному маршруту контейнерных перевозок, для чего должен быть рассмотрен вопрос о создании совместной рабочей группы.