Врубай на полную! Лучшая музыка 2018 года в одном плей-листе
28 776
144
30 декабря 2018 в 8:00
Автор: Александр Чернухо
Врубай на полную! Лучшая музыка 2018 года в одном плей-листе

Еще пара дней — и никаких вам итогов года: сплошь новая жизнь, новые планы и новая музыка. А мы вспоминаем музыку 2018-го и слушаем все самое интересное и крутое. Дональд Гловер и его This Is America, совместный альбом Бейонсе и Джей-Зи, роскошный Камаси Вашингтон, специальный блок для тех, кто любит потяжелее, самые интересные записи белорусских артистов и много чего еще. Весь наш топ можно послушать одним плей-листом вот здесь, а почитать про музыкантов — чуть ниже.

Хайп года

Про Дональда Гловера в 2018-м писали много. Началось все с того, что американец в рамках одного из своих многочисленных проектов Childish Gambino выпустил самый цитируемый клип года This Is America. После этого жизнеописаний, гайдов по творчеству и других текстов вышло такое количество, что вы наверняка успели изучить хотя бы один из них. Впрочем, главное, чем выделяется Гловер на фоне пластмассового мира хип-хопа, — это остроумие, отличная игра со словом и смыслами и, собственно, музыка.



Что еще послушать?

  • The 1975. В самом конце года британская поп-группа выпустила альбом A Brief Inquiry into Online Relationships и моментально попала практически во все топы, которые к тому времени были уже практически сформированы. Шумный, цветастый альбом.
  • The Carters. Бейонсе и Джей-Зи выпустили хороший альбом и прокатились с совместным мировым туром. Примечательным вышел еще и клип на песню Apeshit, который тут же окрестили произведением искусства. Он красивый, да.
  • Travis Scott. Автотюновый хайпожор Трэвис Скотт записал яркий и примечательный альбом. Примечателен он хотя бы тем, что выгодно выделяется на фоне коллег содержательными мелодиями и внятным посылом. В общем, это действительно качественная работа.

Поп года

Каталонская артистка Розалия Вилья Тобелла выпустила в этом году образцовый альбом Malamenta, в котором самым непредсказуемым образцом сочетаются хайповые жанры вроде хип-хопа и трэпа и испанская страсть в виде фламенко. Оказывается, и так можно было: звучит запись очень приятно и красиво — без пошлости, перекосов и банальностей. Отличная работа и главный претендент на «Поп-альбом года» — короче, лучшая альтернатива Карди Би, которой в эфире стало слишком много.



Что еще послушать?

  • Empress Of. Проект латиноамериканской певицы из Лос-Анджелеса Лорели Родригез, который в октябре расхвалили все подряд. Это яркий и звучный ретропоп с едва заметным налетом квир-эстетики, действительно очень симпатичный и харизматичный альбом.
  • Blood Orange. Новый ретропоп-альбом проекта Blood Orange Negro Swan — очень лиричная работа, в которой ретроэстетика не уходит в пошлость, а выглядит вполне органичной концепцией.
  • Janelle Monáe — артистка с академическим образованием, которая однажды окунулась в лихой мир поп-музыки и осталась там. Альбом пестрит яркими дуэтами — от Брайана Уилсона из Beach Boys до Зоуи Кравиц и Фарелла Уильямса. Работу послушать стоит определенно: ярких песен здесь хватает.

Электроника года

Британский электронщик Джон Хопкинс не спешит с релизами. Прошлый альбом музыканта вышел в 2013 году и получил Mercury Prize. Новая работа Хопкинса — мрачный альбом Singularity, который он прокомментировал вот так: «Сингулярность начинается и заканчивается вместе со Вселенной, которая расширяется в бесконечно малой точке». Лонгплей по итогам года получил отличные отзывы: на сайте Metacritic у него 84 балла из 100 от критиков и 8,1 из 10 от пользователей.



Что еще послушать?

  • DJ Koze. Еще один отличный релиз этого года, который находится на верхушках всех топов. Это третий полноформатный альбом немца, который он записал после паузы в пять лет. Записал и всех порвал.
  • Aisha Devi. Айша Деви записала концептуальный альбом и задалась вопросом: а как звучит тело? В ее понимании — примерно вот так: классная и нескучная работа.
  • Objekt. Экспериментальная музыка со сложной структурой предназначена не для танцполов. Cocoon Crush сделан для внимательного прослушивания: здесь нужно чувствовать детали, нюансы и звуки, пытаться расслушать в деталях новые подробности и настроения.

Рок года

У британских панков Idles сложный период: концерты при полном солдауте по всему миру. Во многом это результат работы над альбомом Joy as an Act of Resistance — сборником левацких лозунгов, упакованным в отличную музыкальную обертку. Слушается этот альбом — неровный, шероховатый, но очень симпатичный — на одном дыхании, будто его записал дружище из соседнего подъезда, который репетирует со своей бандой по вторникам и четвергам после смены на заводе.



Что еще послушать?

  • Shame. Группа из Южного Лондона, которая играет постпанк. Кажется, мы слышали все это уже очень много раз, но конкретно этот альбом звучит достаточно свежо. Подойдет не только ценителям жанра.
  • Frigs. Если вы любите нью-йоркскую экспериментальную сцену конца восьмидесятых, то зайдет однозначно. Особенно рекомендуется всем, кому чего-то не хватает в Sonic Youth: здесь четко соблюдена эстетика диссонирующих гитар, но в то же время больше надрыва, который можно с большей долей вероятности найти у ранней PJ Harvey.
  • Mitski. На этой записи американка японского происхождения Mitski, кажется, резко сменила вектор развития — и не прогадала. Получилась очень точная, красивая и местами нежная запись.

Метал года

Американские экспериментальщики Daughters молчали долгих восемь лет, а в этом году неожиданно вернулись с четвертым полноформатным альбомом. Тягучая, шумная музыка, торжественно-мрачные мелодекламации и сюжеты песен, выстроенные на антитезе «пастух — стадо». Слушать это неподготовленному человеку достаточно тяжело, но если совершить усилие над собой, то You Won’t Get What You Want может серьезно зацепить: ожидание было ненапрасным.



Что еще послушать?

  • Deafheaven. Пожалуй, лучшее, что случилось в этом году со странным жанром blackgaze, объединяющим блэк-метал и шугейзинг: спокойная, мечтательная музыка вдруг взрывается характерными гитарами и скримингом вокалиста. Альбом, который получил высокие оценки не только от ценителей жанра.
  • Zeal & Ardor. Еще один очень эклектичный проект, в котором намешан корневой блюз и блэк-метал. В общем, мрака и темноты здесь хватает, но при этом звучит все очень органично, красиво и интересно.
  • Pig Destroyer. Ветераны грайндкора выпустили очередной полноформатный альбом и вдруг оказались во всех рейтингах и топах. Мощное рубилово, которое придумано и сыграно с умом.

Эксперименты года

Анна фон Хаусвольф экспериментирует с различными жанрами уже достаточно давно. Правда, до сих пор имя ее не то чтобы на слуху. С другой стороны, про шведскую артистку хорошо известно в кругах меломанов. В этом году она записала шедевральный альбом Dead Magic — настолько эклектичный, чтобы все теги к нему казались неуместными. Он превосходно выстроен композиционно, отлично саранжирован и сыгран, а Анна своим голосом вытворяет такие вещи, что аж мурашки по телу бегут. Это запись, которую интересно слушать от начала до конца.



Что еще послушать?

  • Maarja Nuut & Ruum. Этот альбом записали два человека в домашней студии, но звучит он так, будто трудилась над записью целая команда специалистов, а мрачноватый фольклор из Таллинна будто бы и был предназначен для техно-аккомпанемента.
  • serpentwithfeet. Вокруг персоны этого парня кружится сразу несколько тегов, самые очевидные из которых — Джеймс Блейк и Фрэнк Оушен. Это оригинальная и предельно нешаблонная работа для уставших от клише и стрекочущей перкуссии слушателей.
  • Young Fathers. В марте вышел третий полноформатный альбом шотландской экспериментальной группы Young Fathers, который вызвал массовый приступ восторга у критиков. На самом деле здесь есть чему порадоваться: звучит он действительно круто, а под добрую половину песен хочется совершать обильные телодвижения.

Джаз года

Макайя Маккрейвен родился в Париже, но бо́льшую часть сознательной жизни провел в Чикаго, где и выпустил свой дебютный альбом In the Moment — сейчас такую музыку принято называть дословно «джаз-встретился-с-хип-хопом». Дальше были импровизации и сессии во многих предназначенных и не очень предназначенных для этого местах с друзьями и друзьями друзей. В итоге получилась вот эта запись на 22 композиции — сборник красивейших, утонченных импровизаций, сыгранных там, где джаз уж точно умеют делать как надо.



Что еще послушать?

  • Kamasi Washington. Самый хайповый джазмен современности выпустил очередной полноформатный альбом. Это отличная пластинка, записанная сумасшедшими профессионалами. Просто закройте глаза и представьте, что вытворяют эти люди!
  • Noname. Формально это можно назвать рэпом, но джаза (как в музыке, так и в текстах Фатимы) здесь гораздо больше. Остросоциальные, остроумные композиции с лаунжевым, но не фоновым музыкальным бэкграундом составляют очень симпатичную и крепкую запись, которую уже высоко оценили многие специализированные издания.
  • Szun Waves. Интернациональное англо-австралийское трио в последний день августа опубликовало на своей страничке в Bandcamp новый альбом New Hymn to Freedom. Это воздушный и психоделичный импровизационный джаз, после которого не остается тяжести в голове.

А что у нас?

В этом году полноформатный альбом выпустила отечественная постпанк-группа Dlina Volny. В этой музыке можно расслушать с десяток коллективов, которыми вдохновлялись музыканты, но сделано все тонко, с умом и без перегибов. То есть обвинить группу в эпигонстве нельзя, а материал альбома действительно цепляет, несмотря на неточные кое-где интонации. Для дебютной работы это очень круто.



Змитер Войтюшкевич выпустил этой осенью второй альбом на стихи Владимира Маяковского под названием «Люблю». Если первый альбом на стихи советского поэта был немного сыроватым, то здесь ощущается, что у Войтюшкевича было много сил и времени для работы. Получился прекрасно исполненный и саранжированный альбом, на котором стихи Маяковского заиграли новыми красками и иначе, чем мы себе представляли. Здесь нет революций, но есть много тепла, романтики и красоты.



Недавно самый хайповый белорусский артист года Тима Белорусских выпустил первый клип сразу на две песни. У него вообще все не как у людей: сыроватые и незатейливые поп-песенки попадают в максимально широкую аудиторию и неожиданно производят эффект «ласковогомая», а сам парень ведет себя в это время так, будто и не был готов ко всему этому и хочет поскорее уйти домой с вечеринки. Время покажет, как Тима поведет себя на длинной дистанции, но начало карьеры у него невероятное.



В начале октября новая белорусская группа Panska Moc представила дебютный мини-альбом. Материал в нем получился слишком неровным, но внимание можно обратить хотя бы на сингл «Улыбка». Это очень симпатичная песня, написанная под явным влиянием брит-попа начала девяностых и украшенная шумовыми эффектами. Композиция получилась очень харизматичная: припев моментально заедает в голове — уже после первого прослушивания начинаешь насвистывать простую и наивную музыкальную фразу.



В этом году лейбл Ивана Дорна Masterskaya выпустил дебютный мини-альбом белорусской группы «Союз», состоящей из музыкантов опытных и склонных ко всякого рода экспериментам. Этот — будто саундтрек к неснятому советскому кино, в котором намешаны джаз, эстрада, краут-рок и, самое главное, предельная осмысленность всех этих традиций. В общем, очень тихая, красивая и добрая запись для медленных прогулок, медитаций и фантомной ностальгии по непрожитой эпохе.



полочная, чувствительность 88 дБ
напольная, 4-полосная, общая мощность 400 Вт, чувствительность 92 дБ
напольная, 3-полосная, общая мощность 500 Вт, чувствительность 90 дБ

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Александр Чернухо