Еще пара дней — и никаких вам итогов года: сплошь новая жизнь, новые планы и новая музыка. А мы вспоминаем музыку 2018-го и слушаем все самое интересное и крутое. Дональд Гловер и его This Is America, совместный альбом Бейонсе и Джей-Зи, роскошный Камаси Вашингтон, специальный блок для тех, кто любит потяжелее, самые интересные записи белорусских артистов и много чего еще. Весь наш топ можно послушать одним плей-листом вот здесь, а почитать про музыкантов — чуть ниже.
Про Дональда Гловера в 2018-м писали много. Началось все с того, что американец в рамках одного из своих многочисленных проектов Childish Gambino выпустил самый цитируемый клип года This Is America. После этого жизнеописаний, гайдов по творчеству и других текстов вышло такое количество, что вы наверняка успели изучить хотя бы один из них. Впрочем, главное, чем выделяется Гловер на фоне пластмассового мира хип-хопа, — это остроумие, отличная игра со словом и смыслами и, собственно, музыка.
Каталонская артистка Розалия Вилья Тобелла выпустила в этом году образцовый альбом Malamenta, в котором самым непредсказуемым образцом сочетаются хайповые жанры вроде хип-хопа и трэпа и испанская страсть в виде фламенко. Оказывается, и так можно было: звучит запись очень приятно и красиво — без пошлости, перекосов и банальностей. Отличная работа и главный претендент на «Поп-альбом года» — короче, лучшая альтернатива Карди Би, которой в эфире стало слишком много.
Британский электронщик Джон Хопкинс не спешит с релизами. Прошлый альбом музыканта вышел в 2013 году и получил Mercury Prize. Новая работа Хопкинса — мрачный альбом Singularity, который он прокомментировал вот так: «Сингулярность начинается и заканчивается вместе со Вселенной, которая расширяется в бесконечно малой точке». Лонгплей по итогам года получил отличные отзывы: на сайте Metacritic у него 84 балла из 100 от критиков и 8,1 из 10 от пользователей.
У британских панков Idles сложный период: концерты при полном солдауте по всему миру. Во многом это результат работы над альбомом Joy as an Act of Resistance — сборником левацких лозунгов, упакованным в отличную музыкальную обертку. Слушается этот альбом — неровный, шероховатый, но очень симпатичный — на одном дыхании, будто его записал дружище из соседнего подъезда, который репетирует со своей бандой по вторникам и четвергам после смены на заводе.
Американские экспериментальщики Daughters молчали долгих восемь лет, а в этом году неожиданно вернулись с четвертым полноформатным альбомом. Тягучая, шумная музыка, торжественно-мрачные мелодекламации и сюжеты песен, выстроенные на антитезе «пастух — стадо». Слушать это неподготовленному человеку достаточно тяжело, но если совершить усилие над собой, то You Won’t Get What You Want может серьезно зацепить: ожидание было ненапрасным.
Анна фон Хаусвольф экспериментирует с различными жанрами уже достаточно давно. Правда, до сих пор имя ее не то чтобы на слуху. С другой стороны, про шведскую артистку хорошо известно в кругах меломанов. В этом году она записала шедевральный альбом Dead Magic — настолько эклектичный, чтобы все теги к нему казались неуместными. Он превосходно выстроен композиционно, отлично саранжирован и сыгран, а Анна своим голосом вытворяет такие вещи, что аж мурашки по телу бегут. Это запись, которую интересно слушать от начала до конца.
Макайя Маккрейвен родился в Париже, но бо́льшую часть сознательной жизни провел в Чикаго, где и выпустил свой дебютный альбом In the Moment — сейчас такую музыку принято называть дословно «джаз-встретился-с-хип-хопом». Дальше были импровизации и сессии во многих предназначенных и не очень предназначенных для этого местах с друзьями и друзьями друзей. В итоге получилась вот эта запись на 22 композиции — сборник красивейших, утонченных импровизаций, сыгранных там, где джаз уж точно умеют делать как надо.
В этом году полноформатный альбом выпустила отечественная постпанк-группа Dlina Volny. В этой музыке можно расслушать с десяток коллективов, которыми вдохновлялись музыканты, но сделано все тонко, с умом и без перегибов. То есть обвинить группу в эпигонстве нельзя, а материал альбома действительно цепляет, несмотря на неточные кое-где интонации. Для дебютной работы это очень круто.
Змитер Войтюшкевич выпустил этой осенью второй альбом на стихи Владимира Маяковского под названием «Люблю». Если первый альбом на стихи советского поэта был немного сыроватым, то здесь ощущается, что у Войтюшкевича было много сил и времени для работы. Получился прекрасно исполненный и саранжированный альбом, на котором стихи Маяковского заиграли новыми красками и иначе, чем мы себе представляли. Здесь нет революций, но есть много тепла, романтики и красоты.
Недавно самый хайповый белорусский артист года Тима Белорусских выпустил первый клип сразу на две песни. У него вообще все не как у людей: сыроватые и незатейливые поп-песенки попадают в максимально широкую аудиторию и неожиданно производят эффект «ласковогомая», а сам парень ведет себя в это время так, будто и не был готов ко всему этому и хочет поскорее уйти домой с вечеринки. Время покажет, как Тима поведет себя на длинной дистанции, но начало карьеры у него невероятное.
В начале октября новая белорусская группа Panska Moc представила дебютный мини-альбом. Материал в нем получился слишком неровным, но внимание можно обратить хотя бы на сингл «Улыбка». Это очень симпатичная песня, написанная под явным влиянием брит-попа начала девяностых и украшенная шумовыми эффектами. Композиция получилась очень харизматичная: припев моментально заедает в голове — уже после первого прослушивания начинаешь насвистывать простую и наивную музыкальную фразу.
В этом году лейбл Ивана Дорна Masterskaya выпустил дебютный мини-альбом белорусской группы «Союз», состоящей из музыкантов опытных и склонных ко всякого рода экспериментам. Этот — будто саундтрек к неснятому советскому кино, в котором намешаны джаз, эстрада, краут-рок и, самое главное, предельная осмысленность всех этих традиций. В общем, очень тихая, красивая и добрая запись для медленных прогулок, медитаций и фантомной ностальгии по непрожитой эпохе.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by