Сегодня президент Беларуси собрал совещание по поводу сотрудничества с Россией. Он отметил, что Россия обещала компенсировать потери от налогового маневра, но «потом вдруг все остановилось». По его словам, за последние три года от налогового маневра Беларусь уже потеряла почти $4,5 млрд, а до 2024 года потеряет $10,5 млрд. Обсуждение вопросов компенсации пройдет 25 декабря в Москве.
Предстоящие переговоры в Москве Лукашенко назвал непростыми, передает пресс-служба президента. В преддверии переговоров он предложил обсудить дальнейшее движение в решении интеграционных вопросов, непреклонно уважая суверенитет двух стран и особенно выбор народов — россиян и белорусов.
Александр Лукашенко отметил, что по газу на предстоящий год цены урегулированы: «Пусть это в два раза дороже, чем в России. Но вот уже три года подряд, включая 2019-й, мы договорились о ценообразовании».
— Что касается цен на нефть, ситуация изменилась три года назад. В течение этих трех лет из-за налогового маневра (в нефтяной сфере России) мы потеряли почти $4,5 млрд. Мы понимаем, что в ближайшие годы, примерно до 2024 года, понесем потерь еще на $10,5 млрд, — констатировал он.
— И мне лично, и правительство это не отрицало, было жестко обещано: «Мы (Россия) никогда не пойдем на ухудшение экономической ситуации в Беларуси, и мы компенсируем потери от налогового маневра». Это были обещания. Мы понимали и готовы были вести переговоры, — заявил Александр Лукашенко. — Вроде бы вы на уровне двух правительств посчитали все, было принято решение.
Глава государства также отметил, что ранее было заявление первого вице-премьера России Антона Силуанова, который вел соответствующие переговоры, что потери Беларуси немалые и российская сторона была готова компенсировать эти потери за счет бюджета. «И потом вдруг все остановилось. Я хотел бы получить ответ на вопрос: почему остановились эти переговоры, когда в принципе все было готово для принятия решения даже на союзном Совмине в Бресте?» — сказал президент.
Александр Лукашенко добавил, что вариантов в ходе предстоящих переговоров в Кремле по решению тех или иных вопросов много, но белорусская сторона должна четко обозначить и отстаивать свою позицию.
Лукашенко напомнил, что полгода назад на уровне Высшего государственного совета были утверждены приоритетные направления и первоочередные задачи развития Союзного государства на предстоящие 5 лет: «Есть программа действий. Мы долго к ней готовились, вычленяли каждый вопрос, согласовали и прописали все, на что способны мы и на что способна была прежде всего Российская Федерация. В плане подготовки в те времена многие наши предложения о более тесной интеграции не были поддержаны».
В целом, по словам главы государства, охвачен широчайший спектр вопросов — макроэкономика, бюджетная, промышленная и внешняя политика, транспортное пространство и миграция, здравоохранение и культура.
— По всем направлениям были приняты определенные планы. Мы вплотную приблизились к созданию единого топливно-энергетического рынка, идем к формированию общего правового пространства Союзного государства, — заявил Александр Лукашенко.
В апреле 2017 года на переговорах в Санкт-Петербурге главы государств договорились решить ряд вопросов в нефтегазовой сфере.
— В середине этого года мы должны были начать и закончить к концу года вопросы по ценам на газ (мы в Питере договаривались с Владимиром Владимировичем), решить вопросы нефтяные в связи с налоговым маневром в Российской Федерации. Однако на все наши предложения Россия не пошла, и эти сроки фактически сорваны. И наша часть делегации завтра на переговорах, и российская должны будут ответить на вопрос, почему принятое двумя президентами решение не было исполнено в этом году, — сказал Лукашенко.
Уже со следующего года Россия начнет налоговый маневр, который планирует завершить в 2024 году. Суть его в том, что в соседней стране снизят вывозную пошлину на нефть с 30% до 0. При этом одновременно повысят налог на добычу полезных ископаемых. Почему это касается Беларуси? Потому что вывозную пошлину на углеводороды Беларусь не платила, фактически эти деньги оставались в бюджете.
Сейчас же из-за того, что нефтедобытчики будут платить налог, цена на нефть автоматически поднимется и для Беларуси практически до мирового уровня: по предварительным оценкам, стоимость нефти на будущий год составит $416 за тонну — это почти 75% от мировой цены на нефть.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!